Представление Счетной палаты РФ от 28 августа 2015 г. N ПР 12-189/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности, обоснованности, результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2012-2014 годах и истекшем периоде 2015 года, выделяемых на развитие отечественной киноиндустрии, в том числе в целях реализации Плана основных мероприятий по проведению в 2014 году в Российской Федерации Года культуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2517-р), в федеральном государственном унитарном предприятии "Киноконцерн "Мосфильм" (далее - Мосфильм, Предприятие), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Содержание утвержденных Минкультуры России Программ деятельности Мосфильма на 2012-2015 годы не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228. В частности в разделе I программы отсутствует анализ причин отклонения фактических показателей деятельности предприятия от утвержденных, в связи с отсутствием утвержденной стратегии развития предприятия не указаны основные мероприятия по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией, а также планируемые значения показателей деятельности и т.д. Вместе с тем необходимость наличия в Программе деятельности указанных мероприятий (показателей) предусмотрена формой Программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228).
2. В проверяемый период плановые значения показателей Программ деятельности Мосфильма не достигались в полной мере.
Так, показатель "выручка от реализации" в проверяемый период регулярно не достигается, в 2012 году - на 108 165,0 тыс. рублей (или на 7,9%), в 2013 году - на 410 517,0 тыс. рублей (или на 27,7%), в 2014 году - на 259 475,0 тыс. рублей (или на 20,8%).
Несмотря на то, что плановое значение показателя "Доля по основному продукту (работе/услуге) на рынке деятельности предприятия" ежегодно снижалось, фактически значение указанного показателя в проверяемый период Предприятием не было достигнуто и составляло: в 2012 году - 0,68 единиц (84,0% от планового значения), в 2013 году - 0,57 единиц (78,0% от планового значения), в 2014 году - 0,55 единиц (78,0% от планового значения).
3. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1. договора от 24 декабря 2012 г. N 126/5-3 о предоставлении Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с показом фильма "Белый тигр", Мосфильмом не исполнена обязанность, осуществлять расходование предоставленных Фондом средств исключительно в соответствии с целевым назначением согласно приложению N 1 к Договору. Так, расходы в сумме 5 220,0 долларов США за счет средств, выделенных по указанному договору, направлены Мосфильмом на аренду барного помещения, а также на предоставление еды, напитков и обслуживания, что не предусмотрено приложением N 1 к указанному договору
4. Всего на производственной базе Предприятия за указанный период создано 535 кинокартин, из них только 5 кинофильмов (0,9% от всех фильмов) произведено с участием собственных средств Мосфильма с последующим приобретением исключительных прав на них. Основная доля дохода, полученного от производства фильмов, приходится на доходы, полученные от оказания услуг кинокомпаниям по производству фильмов, которая в 2012-2014 годы составляла от 93,7% до 99%.
Таким образом, малый объем производства собственных кинокартин, а также деятельность Мосфильма, ориентированная преимущественно на оказание услуг по предоставлению собственной производственной базы, не позволяет Мосфильму в значительной степени влиять на конкурентоспособность и идейное содержание отечественного кинематографа.
5. Мосфильм является обладателем исключительного права на 1 381 созданное аудиовизуальное произведение (данные по состоянию на 1 июня 2015 года).
В нарушение статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в бухгалтерском учете Мосфильма не отражены в составе нематериальных активов права на 1 321 аудиовизуальное произведение.
6. В период 2013-2014 годов в полученных доходах от проката кинофильмов основную долю составляли доходы, полученные от кинопроката картин снятых Мосфильмом в период до 2000 годов (около 99%). Доля от проката собственных кинокартин, произведенных в 2012-2014 годы, составляет чуть более 1% доходов полученных Мосфильмом от проката фильмов.
7. Экономическая эффективность производства в 2012-2014 годы кинофильмов с участием средств Мосфильма в целом находится на невысоком уровне. Так, на 1 июня 2015 года от проката созданных Мосфильмом кинокартин получены доходы в общей сумме 61 393,5 тыс. рублей, что составляет 15,5% от произведенных расходов.
При этом из вновь созданных кинокартин прокат короткометражного художественного фильма "Ванька Тепляшин" (расходы по созданию фильма составили 1 294,87 тыс. рублей) в проверяемый период не осуществлялся в связи с невостребованностью (длительность фильма составляет 18 минут).
8. В результате проверки порядка осуществления Предприятием уставной деятельности установлено, что некоторые виды деятельности, предусмотренные Уставом, такие как туроператорская и турагентская деятельность, деятельность по оказанию паспортно-визовых услуг Мосфильму несвойственны и в проверяемый период Предприятием не осуществлялись.
9. Положение об Амбулатории Мосфильма, не соответствует части 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части установления полномочий Амбулатории по оказанию специализированной медицинской помощи, в то время как такая помощь должна оказываться в стационарных условиях.
10. В нарушение пункта 2 договора от 3 мая 2005 г. N 12-07/1-1765 о передаче музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, в безвозмездное пользование Мосфильму, заключенного с Роскультурой, Предприятием не обеспечен в установленном порядке доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям. В свою очередь Минкультуры России не исполняет своих обязанностей по данному договору и не выполняет требований статьи 17 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", в части проведения проверок состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных помещений. Сведения о музейных предметах и музейных коллекциях Мосфильма в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации не зарегистрированы.
11. В нарушение пункта 14 Положения об учёте федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества" в проверяемый период в территориальные органы Росимущества Мосфильмом не представлялись необходимые для учета в реестре федерального имущества сведения: о движимом имуществе (701 объект движимого имущества общей стоимостью 1 757 660,6 тыс. рублей), о нематериальных активах (63 единицы общей стоимостью 742 606,8 тыс. рублей), об акциях, долях (вкладах) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества (2 коммерческие и 2 некоммерческие организации).
Процедура учёта в реестре федерального имущества Мосфильмом в отношении объектов недвижимости, закрепленных за Мосфильмом на праве хозяйственного ведения, не завершена. В отношении 27 объектов учета в 2012 году присвоены временные реестровые номера федерального имущества, необходимые для завершения учета документы с июля 2014 года Мосфильмом в территориальные органы Росимущества не направлялись.
12. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения в отношении 4 объектов, из них 3 объекта (здания, помещения) общей площадью 6 695,8 кв. метров (3,7% от общей площади объектов недвижимости) и 1 объект "Сад им. Довженко" площадью 15 000 кв. метров.
13. В здании производственного корпуса Мосфильма, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1, стр. 2, ряд помещений общей площадью 582,7 кв. метров закреплены за штатными работниками Мосфильма, в том числе являющимися членами Правления Киноконцерна "Мосфильм". Вместе с тем, в помещениях по вышеуказанному адресу зарегистрированы сторонние организации, художественными руководителями которых являются вышеуказанные штатные работники Мосфильма либо члены Правления Киноконцерна "Мосфильм".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному унитарному предприятию "Киноконцерн "Мосфильм" предлагается принять следующие меры по устранению указанных нарушений и недостатков:
1. Направить в Министерство культуры Российской Федерации предложения по утверждению стратегии развития предприятия и приведению содержания программы деятельности Мосфильма на 2015 год в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228.
2. Исключить из Положения об Амбулатории Мосфильма полномочия по оказанию специализированной медицинской помощи, что является нарушением части 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
3. Обеспечить:
предоставление площадей Предприятия сторонним организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представление в территориальные органы Росимущества необходимых для учета в реестре федерального имущества сведений: о движимом имуществе (701 объект движимого имущества общей стоимостью 1 757 660,6 тыс. рублей), о нематериальных активах (63 единицы общей стоимостью 742 606,8 тыс. рублей), об акциях, долях (вкладах) об участии в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества (2 коммерческие и 2 некоммерческие организации);
завершение процедуры учёта в реестре федерального имущества объектов недвижимости, закрепленных за Мосфильмом на праве хозяйственного ведения;
направление сведений в территориальные органы Росреестра для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении 4 объектов, из них 3 объекта (здания, помещения) общей площадью 6 695,8 кв. метров (3,7% от общей площади объектов недвижимости) и 1 объект "Сад им. Довженко" площадью 15 000 кв. метров;
выполнение условий договора от 3 мая 2005 г. N 12-07/1-1765 о передаче музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, в безвозмездное пользование Мосфильму, заключенного с Роскультурой.
4. Провести служебное расследование и, в случае выявления нарушений дисциплинарного характера, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 августа 2015 г. N 35К(1046). О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 августа 2015 г. N ПР 12-189/12-02
Текст представления официально опубликован не был