Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 208-КГ15-12
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.,
при секретаре Хорняк Г.П.,
в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") Лебедева С.Г. на апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г., которым отменено решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 г. по заявлению Баранкина М.А. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё"), связанных с порядком расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 г. отказано в удовлетворении заявления Баранкина М.А., в котором он просил возложить на начальника ФГКУ "Востокрегионжильё" обязанность по принятию решения о выплате ему жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,375 с учётом выплаченной ранее - с коэффициентом 2,25.
Апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г. решение отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении заявления.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 6 августа 2015 г. в передаче кассационной жалобы заинтересованного лица - представителя руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено окружным военным судом, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Баранкин М.А., имеющий общую продолжительность военной службы 17 лет 2 месяца, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к начальнику ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией с поправочным коэффициентом для ее расчета в размере 2,375.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 ноября 2014 г. N 1109 размер жилищной субсидии заявителю был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 5 декабря 2014 г., после чего приказом воинского должностного лица от 30 января 2015 г. он был уволен с военной службы в запас.
Полагая, что при расчёте субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, Баранкин М.А. оспорил решение начальника ФГКУ "Востокрегионжильё" в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд свое решение обосновал тем, что жилищная субсидия с поправочным коэффициентов 2,375 устанавливается исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Отменяя это решение и принимая новое об удовлетворении заявления, окружной военный суд указал в обоснование, что заявитель относится к категории лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с учётом поправочного коэффициента 2,375, поскольку соответствует критериям, установленным в законодательстве.
Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Баранкин М.А. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,375.
В связи с изложенным вывод гарнизонного военного суда о правомерности отказа заявителю в установлении поправочного коэффициента для расчета жилищной субсидии в размере 2,375 основан на правильном применении норм материального права.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Баранкина М.А.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
апелляционное определение судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г. по заявлению Баранкина М.А. отменить, оставить в силе решение Хабаровского гарнизон ного военного суда от 19 марта 2015 г. по заявлению Баранкина М.А.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.В. Воронов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 208-КГ15-12
Текст определения официально опубликован не был