В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в первом полугодии 2015 г., утвержденным 23 января 2015 г. N 52-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", зарегистрированного в Минюсте России 11 октября 2012 г. N 25656*(1) (далее - Приказ N 258), по результатам которой сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа N 258 была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении N 1 к настоящему заключению).
В ходе проведения экспертизы Приказа N 258 с 1 апреля 2015 г. по 30 апреля 2015 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа N 258, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Свод замечаний и предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, а также от членов экспертной группы, представлен в Приложении N 2 к настоящему заключению.
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы.
Отмечаем, что Минэкономразвития России в 2011 году проводило оценку регулирующего воздействия проекта приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", по результатам которой было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия, содержащее вывод о наличии в проекте приказа положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению (письмо Минэкономразвития России от 7 ноября 2011 г. N 24604-ОФ/Д26и).
Редакция принятого Приказа N 258 не учитывает замечания, представленные в заключении об оценке регулирующего воздействия.
1. Место Приказа N 258 в общей системе нормативных правовых актов, регулирующих сферу перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов
Приказ является составной частью системы нормативных правовых актов отраслевого регулирования, включающей в себя:
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - постановление N 272);
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - постановление N 934);
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах";
- приказ Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - приказ Минтранса России N 125);
- приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".
Приказ разработан в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ, согласно которой функция по установлению порядка выдачи специального разрешения, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, закреплена за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отмечаем также, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 362-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок" специальные разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов транспортными средствами, осуществляющих международные автомобильные перевозки, будут выдаваться по отдельному порядку, установленному Минтрансом России.
2. Цели регулирования, установленного Приказом N 258
Непосредственно в тексте приказа целей регулирования не указано.
Вместе с тем, исходя из пояснительной записки к проекту приказа, целью принятия Приказа N 258 являлось усовершенствование порядка исполнения государственных процедур в сфере выдачи специального разрешения.
В этой связи необходимо отметить, что до принятия Приказа N 258 процедура выдачи специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов регламентировалась Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 г.
3. Общее описание регулирования
В соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ перевозка груза, превышающего указанные весовые или габаритные параметры, возможна только при наличии специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Приказом N 258.
Специальное разрешение выдается на перевозку груза заявленной массы. Для его получения перевозчику необходимо предварительно возместить вред в размере, определяемом в установленном постановлением N 934 порядке.
Весовой и габаритный контроль транспортных средств проводится в соответствии с приказом Минтранса России N 125.
При этом отмечаем, что Минэкономразвития России в 2012 году также проводило экспертизу приказа N 125 (письмо Минэкономразвития России от 7 ноября 2012 г. N 24217-ОФ/Д26и), по итогам которой был сделан вывод о несовершенстве действующего весогабаритного контроля и был предложен ряд мер, исполнение которых способствовало бы повышению качества проводимого весогабаритного контроля. Вместе с тем предложения Минэкономразвития России до настоящего момента не реализованы.
За нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, включая перевозку без специального разрешения или с превышением указанной в таком разрешении максимальной массы или нагрузки на ось, установлена административная ответственность (статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
4. Оценка издержек, сопряженных с выдачей и получением специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов
4.1. Данные о количестве перевозок тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами
По данным Росавтодора*(2), в 2014 году подведомственными Росавтодору учреждениями было выдано 306 274 разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, из них 54 413 разрешений для тяжеловесных грузов и 251 861 - для крупногабаритных (Таблица 1).
Таблица 1
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Общее количество выданных разрешений |
108 497 |
125 724 |
157 753 |
136 995 |
148 667 |
186 148 |
225 303 |
310 206 |
306 274 |
Тяжеловесные грузы |
46 695 |
42 616 |
40 260 |
31 371 |
31 118 |
33 040 |
34 793 |
64 618 |
54 413 |
Крупногабаритные грузы |
61 802 |
83 108 |
117 493 |
105 624 |
117 549 |
153 108 |
190 510 |
245 588 |
251 861 |
Динамика выдачи специальных разрешений представлена на Графике 1.
График 1. Количество выданных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в 2006-2014 гг.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) до принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" была предусмотрена ответственность водителей, должностных и юридических лиц за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП в предыдущей редакции).
Статистика правонарушений по указанной части статьи 12.21.1 КоАП представлена на Графике 2 (по данным МВД России)*(3).
График 2. Количество выявленных правонарушений по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП за 2008-2015 гг.
По информации Росавтодора*(4), в 2014 году 20,2% от общего количества специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов было выдано на международные перевозки. Таким образом, в 2014 году было выдано 61 867 специальных разрешений на перевозку в международном сообщении и 244 407 разрешений на внутренние перевозки.
Учитывая, что в 2014 году было выдано 54413 разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, число совершенных по специальным разрешениям перевозок тяжеловесных грузов может быть максимально оценено в 446 186*(5) поездок.
При этом, по информации Росавтодора*(2), по данным автоматизированной системы "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" за 2014 год на 16 пунктах весогабаритного контроля выявлено 1 123 578 случаев превышения допустимых весовых параметров транспортных средств.
Таким образом, количество перевозок только тяжеловесных грузов без оформления специального разрешения может быть оценено в 2014 году в количестве 677 392 поездки.
Учитывая изложенное, может быть сделан вывод, что в настоящее время минимально 60% всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов производится без оформления соответствующего специального разрешения.
4.2. Оценка издержек субъектов предпринимательской деятельности
В соответствии с Порядком специальное разрешение на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза выдается по истечении 15 дней со дня обращения за таким разрешением.
При этом по информации экспертной группы, а также обращений граждан, поступивших в Минэкономразвития России по данной тематике, срок выдачи специального разрешения может достигать 30 дней.
С учетом необходимости оформления разрешения на каждое транспортное средство на один маршрут образуются непроизводительные простои транспортных средств между выполненным рейсом и следующим запланированным рейсом, на который оформляется специальное разрешение. По информации экспертной группы, срок вынужденного простоя может составлять от 3 до 30 дней в зависимости от маршрута перевозки.
Учитывая, что, по данным перевозчиков, среднесуточные доходы при перевозках составляют порядка 10 тысяч рублей, недополученные доходы от такого вынужденного простоя составят от 30 до 900 тысяч рублей в расчете на одно транспортное средство или от 9,2 млрд. рублей до 275,6 млрд. рублей*(6) в год в расчете на общее количество выдаваемых разрешений по перевозке тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов*(7).
5. Описание негативных последствий, связанных с процедурой получения специального разрешения
5.1. Пунктом 4 Порядка устанавливается, что специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.
Указанное требование приводит к тому, что транспортным предприятиям приходится оформлять разрешения как минимум каждые три месяца отдельно на все маршруты, по которым производятся перевозки.
При этом в отдельных случаях перевозчикам приходится осуществлять значительное количество перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Например, по информации субъектов предпринимательской деятельности, при строительстве буровых установок перевозчику необходимо осуществить порядка 120 рейсов за 10 дней. Иными словами, перевозчикам необходимо оформить минимум 12 разрешений при условии перевозки грузов с аналогичными характеристиками. В случае перевозки грузов с разными характеристиками необходимо оформление большего количества разрешений.
Вследствие этого увеличиваются как издержки транспортных предприятий на оформление специальных разрешений, так и нагрузка на уполномоченные органы, которые вынуждены рассматривать значительное количество заявлений.
При этом принимая во внимание, что разрешение выдается на конкретный маршрут, в случае необходимости изменения маршрута необходимо получение нового разрешения, а транспортное средство вынужденно простаивает.
Как уже отмечалось, в указанных случаях происходит вынужденный простой транспортных средств, следовательно, дополнительные издержки перевозчиков.
В этой связи с целью снижения административных издержек для субъектов предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть выдачу специальных разрешений на несколько маршрутов. В качестве положительного примера регулирования указанной сферы может быть использован Регламент подготовки и выдачи специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 г. N 735-ПП, которым предполагается выдача разрешения не более чем на 7 маршрутов.
Кроме того, принимая во внимание, что при осуществлении перевозки крупногабаритными транспортными средствами отсутствует необходимость возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, то есть отсутствует необходимость контроля каждой поездки, осуществленной транспортным средством, при перевозке крупногабаритного груза с идентичными габаритами предлагается исключить требование о выдаче разрешений на 10 поездок для таких перевозок.
5.2. Перечень сведений, которые приводятся в специальном разрешении, а также которые заявитель обязан указать в заявлении на получение специального разрешения, представляется избыточным, в связи с тем, что остаются неясными последствия от предоставления или непредоставления некоторой информации.
5.2.1. Пунктом 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом N 258 (далее - Порядок), устанавливается перечень информации, содержащийся в специальном разрешении.
Указанная информация должна содержать, в том числе сведения об отметках владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства, а также отметках грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указание даты отгрузки, реквизитов грузоотправителя, заверенных подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя).
При этом остается неясной целесообразность указания таких отметок. Если предоставление указанной информации является составной частью проводимого государственного контроля, то такой механизм контроля представляется неэффективным, так как согласно Порядку указанные реквизиты должны заполняться лицами, заинтересованными в превышении установленного разрешением количества поездок.
5.2.2. В соответствии с пунктом 8 перевозчиком в заявлении необходимо указать банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код). Вместе с тем уполномоченный орган не осуществляет в адрес заявителя каких-либо платежей, в связи с чем предоставление указанной информации представляется избыточным.
5.2.3. Подпунктом 2 пункта 9 Порядка устанавливается обязанность владельца транспортного средства приложить к заявлению схему транспортного средства, с указанием, в том числе распределения нагрузки на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси. При этом, по информации экспертной группы, в настоящее время отсутствуют методики, позволяющие провести подобные расчеты.
Таким образом, в отсутствие утвержденной методики расчета распределения нагрузки на отдельные колеса любые представленные заявителем сведения о таком распределении могут быть признаны уполномоченным органом недостоверными. В этом случае, согласно подпункту 2 пункта 40 Порядка уполномоченный орган вправе отказать в выдаче специального разрешения.
Кроме того, в соответствии с постановлением N 272 превышение допустимых весовых параметров рассчитывается в отношении распределения нагрузки по осям, в связи с чем остается неясной цель предоставления информации о распределении нагрузки на отдельные колеса.
5.2.4. В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 Порядка к заявлению необходимо приложить в том числе сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении. Однако состав и перечень таких технических требований Порядком не установлен, что приводит к риску избирательного правоприменения со стороны органов, выдающих специальные разрешения.
По данным экспертной группы, предъявление избыточных требований к предоставлению информации о технических требованиях к перевозке груза является одним из наиболее частых оснований для отказа в регистрации заявления уполномоченным органом. Уполномоченные органы вкладывают в это понятие неопределенное количество сведений, начиная от сведений завода-изготовителя и заканчивая подробным описанием упаковки.
Одновременно с этим ряд уполномоченных органов требует предоставления документов на перевозимый груз, что не предусмотрено пунктом 9 Порядка.*(8)
5.2.5. Пунктами 3 и 8 Порядка устанавливается, что в заявлении на выдачу специального разрешения, а также в самом разрешении указываются следующие характеристика перевозимого груза - наименование, габариты, масса, делимость.
Необходимость предоставления сведений о наименовании перевозимого груза приводит к значительным административным издержкам перевозчиков.
Как уже было отмечено выше, в значительном количестве случаев оформление разрешения превышает установленные Порядком сроки. При этом перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов в большинстве производится в соответствии с договорами, заключенными по результатам проведенных торгов, в которых обговариваются сроки доставки груза.
Так, например, при строительстве буровых установок на перевозку необходимого оборудования отводится, как правило, 10 суток. За это время перевозчику необходимо выполнить порядка 120 рейсов.
В этой связи перевозчики начинают оформление специального разрешения заранее. При этом указание наименования груза приводит к следующим последствиям:
1) указанный груз не может быть перевезен на другом транспортном средстве;
2) идентичный по габаритам груз не может быть перевезен на данном транспортном средстве.
Однако с точки зрения проведения контроля важны только весогабаритные параметры перевозимого груза и идентификация транспортного средства. В этой связи предоставление наименования перевозимого груза при оформлении специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза представляется нецелесообразным.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
5.3. Порядком не конкретизирован ряд оснований при принятии решений должностными лицами.
5.3.1. В пункте 19 Порядка указывается, что в процессе согласования маршрута владельцем дороги может быть установлена необходимость составления специального проекта, проведения обследования автомобильных дорог, их укрепления или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций.
При этом перечень оснований для принятия владельцем дороги указанных решений Порядком не установлен. Таким образом, владелец дороги вправе принимать указанные решения по своему усмотрению.
5.3.2. Пунктом 26 Порядка устанавливается, что владельцы автомобильных дорог в течение двух рабочих дней с даты регистрации ими заявки, полученной от уполномоченного органа, направляют в уполномоченный орган информацию о необходимости проведения оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков и предполагаемых расходах на осуществление указанной оценки, в случае если требуется оценка технического состояния автомобильных дорог.
Вместе с тем закрытый перечень таких случаев ни Приказом, ни законодательством Российской Федерации не установлен, что приводит к избирательному правоприменению со стороны уполномоченных органов и владельцев дорог.
Кроме того, остается неясным различие между проведением обследования автомобильных дорог и оценки технического состояния автомобильных дорог.
5.3.3. В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 16 Порядка уполномоченный орган согласовывает маршрут транспортного средства с Госавтоинспекцией, в том числе в тех случаях, когда требуется изменение организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства или введение ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, установлено, что специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, а также мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий осуществляются Госавтоинспекцией.
Таким образом, решение о необходимости изменения организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства или введения ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения может быть принято только Госавтоинспекцией.
Кроме того, абзацем 3 пункта 16 Порядка также установлен перечень случаев, когда маршрут движения транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, должен быть согласован с Госавтоинспекцией, содержащий:
укрепление отдельных участков автомобильных дорог;
принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах маршрута транспортного средства;
изменение организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
введение ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом статьей 31 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, с Госавтоинспекцией осуществляется в случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута.
Таким образом, Приказом существенно расширяется перечень оснований для согласования маршрута.
5.4. Порядок содержит ряд норм, существенно затрудняющих процедуру подачи заявления и соответствующих документов для получения специального разрешения.
5.4.1. Для оформления специального разрешения в обязательном порядке требуется представление оригиналов документов (заверенных копий) на бумажном носителе. Их отсутствие является основанием для отказа в выдаче специального разрешения. Представление одних и тех же документов на бумажном носителе представляется также излишним требованием, особенно для транспортных компаний, регулярно оформляющих специальные разрешения на одни и те же транспортные средства.
Необходимо также отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р предусматривалась выдача Минтрансом России специальных разрешений на международную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, начиная еще с декабря 2012 года. Данное распоряжение также не выполнено - в настоящее время имеется возможность только подать заявление в электронном виде, что не имеет никакого смысла, поскольку специальное разрешение не выдается без представления документов на бумажном носителе.
Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления государственных услуг в электронном виде.
Таким образом, Минэкономразвития России считает, что в качестве снятия излишних требований и оптимизации процедуры оказания услуги по выдачи специальных разрешений в электронном виде Минтрансу России совместно с Росавтодором и заинтересованными органами исполнительной власти необходимо завершение перевода услуги в электронный вид, а именно обеспечить исполнение II-V этапа такого перевода.
5.4.2. Пунктом 10 Порядка устанавливается, что заявление и схема транспортного средства (автопоезда) заверяются подписью руководителя или уполномоченного лица и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а копии документов, указанные в подпункте 1 пункта 9 Порядка, заверяются подписью и печатью владельца транспортного средства или нотариально.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" организации вправе отказаться от печатей.
В этой связи обязанность заверения документов печатью является избыточной и в ряде случаев неисполнимой.
5.5. В соответствии с пунктом 22 Порядка "в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования, уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления".
При этом владельцы автомобильных дорог и согласующие организации фактически освобождаются от обязанностей согласования маршрута в установленные сроки. Одновременно уполномоченный орган освобождается от обязанностей по оформлению специальных разрешений в срок, установленный пунктом 40 Порядка.
В связи с этим в Порядок необходимо внести положения, устанавливающие, что в случае отсутствия согласования или отсутствия отказа в согласовании маршрута владельцами автомобильных дорог в течение установленного срока маршрут считается согласованным и уполномоченной организацией оформляется и выдается специальное разрешение.
5.6. Пунктом 41 Порядка устанавливается, что в случае отсутствия возможности использования факсимильной связи, Портала и (или) единой системы межведомственного электронного взаимодействия срок выдачи специального разрешения увеличивается на срок доставки документов Почтой России.
Таким образом, указанным пунктом создается возможность увеличения срока оформления и выдачи специального разрешения на неопределенный период, что носит коррупционный характер и создает предпосылки необоснованного увеличения сроков выдачи специальных разрешений.
При этом отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота должна составлять 70%. В этой связи представляется, что обеспеченность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации средствами факсимильной связи, а также уровень развития системы межведомственного взаимодействия является достаточной для осуществления согласования без использования доставки Почты России.
5.7. Необходимо отметить, что распоряжением Росавтодора от 5 октября 2007 г. N 335-р была предусмотрена работа по совершенствованию порядка выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Данным распоряжением еще в 2007-2008 годах предусматривалась выдача специальных разрешений без согласования с Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора и органами управления дорожным хозяйством с использованием баз данных АБДД "Дорога" и "Монстр" и материалов о техническом состоянии автомобильных дорог и мостовых сооружений с сокращением сроков выдачи специальных разрешений, проведение работ по автоматизации оформления и выдачи специальных разрешений, расчета компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, работ с базами данных, на что еще в 2008 году предусматривалось выделение денежных средств. Однако, данное распоряжение в полном объеме выполнено не было.
5.8. Предлагается изменить ряд норм Порядка в целях совершенствования процедуры подачи заявления и получения специального разрешения.
5.8.1. Пунктом 12 Порядка установлено, что уполномоченный орган, принявший решение об отказе в регистрации заявления, обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении.
При этом Порядком не установлена форма информирования заявителей, в связи с чем, по информации экспертной группы, существует практика устного информирования заявителей об отказе. Сложившаяся ситуация не позволяет заявителям обжаловать принятые уполномоченным органом решения в суде.
5.8.2. В пункте 13 Порядка устанавливается срок регистрации заявки должностным лицом уполномоченного органа - в течение одного рабочего дня.
При этом необходимо установить, что по требованию заявителя при непосредственной подаче им заявки должен фиксироваться факт ее принятия должностным лицом, путем проставления соответствующей отметки на копии заявки с целью снижения злоупотреблений со стороны уполномоченных органов.
5.8.3. В соответствии с пунктом 36 Порядка уполномоченный орган доводит до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза. При этом требования к содержанию документа, в котором представлен размер такой платы, в том числе в части исходных данных для определения платы по каждой дороге (участку дороги), по которой проходит маршрут, Порядком не устанавливаются.
Такой подход лишает владельцев транспортных средств возможности по осуществлению контроля за обоснованностью платы, начисленной владельцами дорог, в связи с чем представляется целесообразным указать сведения, которые уполномоченный орган обязан доводить до заявителя при доведения размера платы.
5.8.4. В соответствии с пунктом 37 Порядка специальное разрешение выдается на основании представления, в том числе "копий платежных документов, подтверждающих оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов), платежей за возмещение вреда, причиняемого транспортным средством", в связи с чем, представляется целесообразным подпункты 6-9 пункта 40 Порядка изложить в следующей редакции:
"6) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату оценки технического состояния автомобильных дорог, их укрепления в случае, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
7) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
8) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов;
9) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с инструкцией
5.8. В Порядке не установлена непосредственно процедура передачи специального разрешения заявителю, в связи с чем, по информации экспертной группы, возникают задержки во времени с момента подготовки разрешения до его выдачи заявителю.
В этой связи считаем целесообразным:
- предусмотреть в заявке пункт, в котором заявитель указывал бы предпочтительный способ получения специального разрешения - лично (через представителя), по Почте России и т.д.;
- в разделе VI предусмотреть пункт, предусматривающий направление уполномоченной организацией извещения заявителю о готовности специального разрешения.
6. Выводы по итогам экспертизы
По итогам экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения следующих изменений в отдельные положения Приказа:
1) в пункте 4 Порядка:
- предусмотреть возможность выдачи специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза без ограничения количества поездок;
- исключить срок действия (3 месяца) специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов;
- обеспечить выдачу разрешений на несколько маршрутов перевозок (не менее 10 маршрутов).
2) исключить из пункта 3 Порядка требование об отметках владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства, а также отметках грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках;
3) исключить из пункта 8 Порядка требование о предоставлении банковских реквизитов заявителя (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код);
4) исключить в подпункте 2 пункта 9 Порядка требование об указании распределения нагрузки на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси;
5) в подпункте 3 пункта 9 Порядка определить закрытый перечень сведений о технических требованиях к перевозке заявленного груза;
6) в пунктах 3, 4 и 8 Порядка исключить требование о предоставлении сведений о наименовании перевозимого груза;
7) в пункте 8 Порядка исключить требование о предоставлении сведений о делимости груза;
8) определить закрытый перечень оснований для составления специального проекта, проведения обследования автомобильных дорог, их укрепления или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций;
9) определить закрытый перечень условий, при которых необходимо проведение оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков;
10) привести абзац 3 пункта 16 Порядка в соответствие требованиям Федерального закона N 257-ФЗ;
11) исключить в пункте 10 Порядка требование о необходимости заверения документов печатью организации;
12) внести в Порядок положения устанавливающие, что в случае отсутствия согласования или отсутствия отказа в согласовании маршрута владельцами автомобильных дорог в течение установленного срока маршрут считается согласованным и уполномоченной организацией оформляется и выдается специальное разрешение;
13) дополнить Порядок нормой, запрещающей запрос уполномоченными органами дополнительных документов, не предусмотренных Порядком;
14) в связи с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 N 362-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок", а также Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" представляется целесообразным внести в приказ следующие изменения:
- исключить из преамбулы приказа ссылку на Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ;
- заменить термины "тяжеловесный груз" и "крупногабаритный груз" на термины "тяжеловесное транспортное средство" и "крупногабаритное транспортное средство" соответственно;
- исключить из приказа ссылки на применение его в отношении международных перевозок;
15) в пункте 12 Порядка установить необходимость информирования заявителей об отказе в регистрации заявления в письменной форме;
16) в пункте 13 Порядка установить, что по требованию заявителя на копии заявки проставляется отметка о принятии документов с указанием даты принятия документов;
17) в пункте 36 Порядка установить необходимость предоставления исходных данных, на основании которых производился расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством;
18) подпункты 6-8 пункта 40 Порядка изложить в следующей редакции:
"6) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату оценки технического состояния автомобильных дорог, их укрепления в случае, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
7) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, если такие работы были проведены по согласованию с заявителем;
8) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов;
9) заявитель не представил документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;";
19) Абзац 3 пункта 41 Порядка исключить;
20) предусмотреть в заявке пункт, в котором заявитель указывал бы предпочтительный способ получения специального разрешения - лично (через представителя), по Почте России и т.д.;
21) в разделе VI предусмотреть пункт, предусматривающий направление уполномоченной организацией извещения заявителю о готовности специального разрешения.
В соответствии с пунктом 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" считаем, что срок, достаточный для исполнения Минтрансом России представления Минюста России, должен составить 180 дней.
Кроме того, Минэкономразвития России особо обращает внимание на необходимость безусловного выполнения ранее принятых решений Правительства Российской Федерации в части перевода государственной услуги по выдаче специальных разрешений в электронном виде.
|
О.В. Фомичев |
_____________________________
*(1) "Российская газета", N 265, 16.11.2012
*(2) Письмо Росавтодора от 18 июня 2015 г. N 01-24/17600.
*(3) Письмо Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России от 19 июня 2015 г. N 13/5-4094.
*(4) Письмо Росавтодора от 30 апреля 2015 г. N 01-24/11883.
*(5) При допущении, что распределение международных и внутрироссийских разрешений аналогично общему распределению выданных поездок - 54413*0,8*10 + 54413*0,2 = 446186.
*(6) 30 тыс. рублей * 306 274 разрешения = 9 188 220 000 руб.; 900 тыс. рублей * 306 274 разрешения = 275 646 600 000 руб.
*(7) При расчете указанных издержек не учитывались расходы транспортных предприятий на покрытие ущерба грузовладельцам при нарушении сроков доставки груза в соответствии со статьей 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
*(8) ФКУ "Поволжуправтодор" http://www.m5-ural.ru/showcontent.aspx?id=33, ФКУ Управдор "Волга" http://www.volgodor.ru/userfiles/sites/volgodor.ru/sitemap/documents/21.06.2013.001.docx
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение по итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов"
Текст заключения официально опубликован не был