Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 14-84/14-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в федеральных органах государственной власти и организациях" на объектах: Федеральная антимонопольная служба, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань) и Федеральное государственное автономное учреждение "Учебно-методический центр" Федеральной антимонопольной службы (г. Казань), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, ФАС России лимиты бюджетных обязательств на 2014 год до подведомственных бюджетополучателей до начала финансового года были доведены на 36 319,0 тыс. рублей меньше установленного объема.
2. ФАС России в нарушение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов":
по состоянию на 1 февраля 2014 года не были распределены лимиты бюджетных обязательств на 2014 год на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд по подведомственным бюджетополучателям в размере 61 370,4 тыс. рублей, или 12,3% от доведенных ФАС России лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
по состоянию на 1 апреля 2014 года не были распределены лимиты бюджетных обязательств на 2015 год на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд по подведомственным бюджетополучателям в размере 109 257,5 тыс. рублей, или 21,5% от доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, на 2016 год - 109 257,5 тыс. рублей, или 21,5%.
3. В нарушение пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, внесение изменений в смету центрального аппарата ФАС России в 2014 году осуществлялось не путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений, а путем утверждения новых бюджетных смет с учетом измененных показателей.
4. В нарушение пунктов 5.9 и 5.11 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, ФАС России с нарушением установленных сроков представлялась информация в Федеральное казначейство по прогнозу кассовых выплат по расходам федерального бюджета.
5. В УФАС России по Республике Татарстан в "Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах", являющейся приложением формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", не отражена сумма имущества, полученного в пользование, в размере 6 751,4 тыс. рублей (100% по строке 011 недвижимое имущество, полученное в пользование), что согласно статье 15.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
6. Значительная доля закупок (96,7%) осуществлялась ФАС России в 2014 году с применением неконкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. В нарушение требований пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" центральным аппаратом ФАС России была осуществлена оплата услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (по типу КАСКО), не предусмотренная Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ), в сумме 830,0 тыс. рублей. Аналогичное нецелевое использование бюджетных средств в части заключения и оплаты договоров добровольного страхования транспортных средств (по типу КАСКО) было совершено УФАС России по Республике Татарстан в размере 101,0 тыс. рублей.
8. ФАС России в нарушение требования пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н (далее - приказ N 544/18н), план-график размещения заказов на 2014 год был утвержден и размещен на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) 31 марта 2014 года, то есть по истечении 4 месяцев после принятия Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ.
9. Сведения о результатах научно-исследовательских работ, принятых ФАС России по итогам выполнения государственных контрактов от 4 декабря 2014 г. N 14-15/2К-2Л на сумму 188,0 тыс. рублей и от 1 августа 2014 г. N 14-15/1K-3Л на сумму 191,2 тыс. рублей, не направлены в федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти" для обеспечения внесения сведений в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, что нарушает требования пункта 5 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327.
10. ФАС России оценка степени реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, осуществлена с нарушением Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Методические указания). По основному мероприятию 1.6 "Совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства" степень реализации мероприятий рассчитана ФАС России как 0,6 (6/10). Фактически из предусмотренных по всем мероприятиям 8 контрольных событий выполнены 4, из 6 мероприятий - 3, то есть степень реализации составила 0,5. По основному мероприятию 1.7 "Создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение" степень реализации мероприятий рассчитана ФАС России как 1 (7/7). Фактически 1 мероприятие не выполнено, степень реализации мероприятий составила 0,857 (6/7).
Также в нарушение требований Методических указаний ФАС России при оценке степени соответствия запланированному уровню затрат кассовые расходы сопоставлены с показателями сводной бюджетной росписи на конец 2014 года, а не с предусмотренными государственной программой и федеральным законом о федеральном бюджете по состоянию на 1 января отчетного года значениями. В результате указанный показатель рассчитан ФАС России как 0,997, в то время как он составляет 1,144.
В результате вышеперечисленных нарушений ФАС России завышена оценка эффективности использования средств федерального бюджета, которая рассчитывается исходя из соотношения степени реализации мероприятий и степени соответствия запланированному уровню затрат: в годовом отчете ФАС России она составила в 2014 году 0,6 (0,6/0,997), в то время как фактически она составляет 0,44 (0,5/1,144).
11. ФАС России направила в адрес Минэкономразвития России отчетные данные о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" за 2014 год письмом от 19 февраля 2015 г. N ЦА/8754-ПР/14, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и пунктом 5.9 Порядка реализации мероприятий и подготовки отчетных материалов по реализации мероприятий подпрограммы 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части компетенции ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 9 февраля 2015 года N 65/15 (10 февраля 2015 года).
12. В соответствии с направленным ФАС России Минстрою России отчетом за 2014 год о ходе выполнения федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, поставлено на учет в 2014 году 13 федеральных государственных гражданских служащих.
Вместе с тем установлено, что в соответствии с приказами ФАС России "О постановке на учет и снятии с учета федеральных государственных гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" от 3 марта 2014 г. N 122/14, от 16 апреля 2014 г. N 265/14, от 29 августа 2014 г. N 544/14, от 1 декабря 2014 г. N 751/14 только в центральном аппарате ФАС России поставлено на учет в 2014 году 17 федеральных государственных служащих.
Таким образом, число поставленных в 2014 году на учет государственных гражданских служащих ФАС России расходится с данными отчета за 2014 год о ходе реализации ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, направленном в Минстрой России.
При этом учет в разрезе территориальных органов по датам постановки на учет и снятия с учета в центральном аппарате ФАС России не ведется.
13. Центральным аппаратом ФАС России в нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 не представлены сведения в Росимущество для внесения в реестр федерального имущества по двум объектам недвижимости, находящимся в оперативном управлении центрального аппарата ФАС России.
14. В нарушение пункта 21 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, план финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного автономного учреждения "Учебно-методический центр" Федеральной антимонопольной службы (далее - ФГАУ "Учебно-методический центр") на 2014 год утвержден без заключения наблюдательного совета учреждения.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, бухгалтерская отчетность ФГАУ "Учебно-методический центр" представлена учредителю (ФАС России) без рассмотрения отчетности наблюдательным советом учреждения.
Анализ сведений на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет (www.bus.gov.ru) выявил не соблюдение ФГАУ "Учебно-методический центр" в полном объеме требований части 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части обеспечения открытости и доступности документов о своей деятельности, приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта", пункта 5.15.2 Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети "Интернет", утвержденных приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72:
информация о годовой бухгалтерской отчетности Учреждения, результатах деятельности и использовании имущества за 2014 год была опубликована только в апреле 2015 года;
информация о плане финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и государственном задании на 2014 год опубликована только в июне 2014 года (при этом государственное задание опубликовано в не актуализированной редакции);
сведения о контрольных мероприятиях и их результатах за 2014 год опубликованы только в марте 2015 года;
информация об операциях с целевыми средствами из бюджета за 2014 год, информация о закупках Учреждения, электронные копии документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения, на сайте не размещалась.
15. В 2014 году в ФАС России система внутреннего финансового аудита создана не была. Структурное подразделение и (или) должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости, в структуре ФАС России не предусмотрены.
Предусмотренный в Положении о внутреннем финансовом аудите Федеральной антимонопольной службы (приказ ФАС России от 25 марта 2015 г. N 193/15) порядок формирования аудиторской группы не на постоянной основе, а на период проведения проверки, содержит риски не обеспечения функциональной независимости при проведении внутреннего финансового аудита, что не соответствует требованиям Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
16. Установлены факты отражения ФАС России в представленных в Минфин России сведениях (формах) для осуществления годового мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" неверных данных за 2014 год.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральной антимонопольной службе предлагается принять следующие меры.
1. Обеспечить представление в Минэкономразвития России как ответственному исполнителю государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" уточненных (установленных в ходе контрольного мероприятия) данных об оценке степени реализации мероприятий государственной программы, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета в части ответственности ФАС России.
2. Обеспечить предоставление в ТУ Росимущества в городе Москве сведений для внесения в реестр федерального имущества по двум объектам недвижимости, находящимся в оперативном управлении и расположенным по адресам: г. Москва, Пыжевский пер., д. 6 и г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
3. Обеспечить контроль за уточнением бюджетной отчетности УФАС России по Республике Татарстан ("Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах", являющаяся приложением формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета") в части отражения суммы имущества, полученного в пользование, в размере 6 751,4 тыс. рублей.
4. Обеспечить направление в федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти" результатов работ, принятых по итогам выполнения государственных контрактов от 4 декабря 2014 г. N 14-15/2К-2Л на сумму 188,0 тыс. рублей и от 1 августа 2014 г. N 14-15/1К-3Л на сумму 191,2 тыс. рублей для внесения сведений в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
5. Осуществить контроль за размещением ФГАУ "Учебно-методический центр" на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информации: об операциях с целевыми средствами из бюджета за 2014 год, о закупках учреждения, а также электронных копий документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения.
6. Направить в Минфин России уточненные (установленные в ходе контрольного мероприятия) данные за 2014 год, необходимые для проведения годового мониторинга качества финансового менеджмента, по формам: "Сведения о кадровом потенциале финансового (финансово-экономического) подразделения центрального аппарата главного администратора средств федерального бюджета ФАС России", "Сведения об отраслевых особенностях, влияющих на показатели качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "26" мая 2015 г. N 24К (1035).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 сентября 2015 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 14-84/14-01
Текст представления официально опубликован не был