Представление Счетной палаты РФ от 7 июля 2015 г. N ПР 14-163/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит отдельных закупок товаров, работ, услуг, в том числе централизованных закупок, в сфере здравоохранения" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение) приняты внутренние документы, регламентирующие порядок осуществления закупок в соответствии с законодательством о размещении заказов и осуществлении закупок, а также о закупках отдельными видами юридических лиц.
Вместе с тем, в утвержденных должностных инструкциях работников контрактной службы Учреждения определено, что должностным лицом контрактной службы является конкурсный управляющий, при этом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) понятие "конкурсный управляющий" не применяется. Кроме того, в должностной инструкции руководителя контрактной службы не определены должностные обязанности, которые осуществляются руководителем контрактной службы в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
2. В нарушение части 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) Учреждением план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2013 год не разрабатывался и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не размещался.
3. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н (далее - Особенности размещения планов-графиков размещения заказов), Учреждением планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы размещены на Официальном сайте позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Также проверкой установлено, что планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы Учреждения не полностью соответствовали форме, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков", и требованиям Особенностей размещения планов-графиков размещения заказов, в частности:
не указана итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляемых путем проведения запроса котировок, всего планируемых в текущем году;
не отражена информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 26, 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема денежных средств по каждому из перечисленных объектов закупки;
выявлены единичные факты отсутствия в форме плана-графика размещения заказов на 2014 год информации об условиях финансового обеспечения закупок, минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контракта.
4. Учреждением допущены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 94-ФЗ, части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ в части необходимости осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2013 году в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, в 2014 году в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (в 2013 году заказы у субъектов малого предпринимательства Учреждением на размещались, в 2014 году - осуществлено в объеме 0,6% совокупного годового объема закупок). Кроме того, установлены факты предоставления недостоверной статистической отчетности о закупках за 2013, 2014 годы.
5. Установлены недостатки в деятельности Учреждения при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов, влияющих на эффективность использования средств.
Выявлены заказы, по которым в качестве источников информации о ценах работ (услуг) использовались коммерческие предложения организаций, представленные в соответствии с устными запросами Учреждения.
6. Установлены факты, свидетельствующие о "задвоении" выполняемых работ (услуг) по созданию, развитию, обеспечению функционирования информационных систем по некоторым закупкам.
Данные факты выявлены при проведении двух закупок на выполнение работ по созданию и вводу в действие подсистем в составе информационной системы "Портал Медицинская наука" (реестровые номера закупок на Официальном сайте 0373100014614000006, 0373100014614000015), а также двух закупок на выполнение работ по разработке подсистем системы мониторинга показателей деятельности федеральных государственных учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации (реестровые номера закупок на Официальном сайте 0373100014614000003, 0373100014614000024). Причем исполнителями контрактов по указанным закупкам как в первом, так и втором случае выступали организации с признаками аффилированности.
По результатам анализа закупок по созданию и развитию Автоматизированной системы мониторинга медицинской статистики (АСММС) установлены факты необоснованного выбора программного продукта "K-point" (на базе которого создавалась АСММС), а также необоснованного приобретения многопользовательской серверной лицензии на использование данного продукта. Кроме того, выявлены факты превышения стоимости модернизации АСММС в части доработки прикладного программного обеспечения и стоимости разработки АСММС (стоимость разработки составила 305,6 тыс. рублей, модернизации - 2 462,5 тыс. рублей).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации необходимо принять меры по устранению и предупреждению выявленных недостатков, в том числе предлагается следующее.
1. Привести в соответствие с законодательством о контрактной системе в сфере закупок должностные инструкции членов контрактной службы.
2. С учетом выявленных недостатков в части планирования закупок рассмотреть вопрос о необходимости разработки внутреннего документа, регламентирующего формирование плана-графика размещения заказов, внесение в него изменений, а также его размещение на Официальном сайте.
3. С учетом выявленных недостатков в деятельности Учреждения по обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов рассмотреть вопрос о необходимости разработки внутреннего документа, регламентирующего порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов и внутренней проверки достоверности таких обоснований.
4. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших вышеназванные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 июня 2015 г. N 29К (1040).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в срок до "1" сентября 2015 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июля 2015 г. N ПР 14-163/14-04
Текст представления официально опубликован не был