Представление Счетной палаты РФ от 3 июня 2015 г. N ПР 12-101/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральном агентстве по делам молодежи (далее - Агентство, Росмолодежь), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации Агентство не перечислило полученные доходы в виде неустойки по государственному контракту и добровольного возмещения ущерба в сумме 31,7 тыс. рублей в доход федерального бюджета.
2. В нарушение пункта 1 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации Агентством в первой половине 2014 года ведение реестра расходных обязательств осуществлялось не в соответствии с формой, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации".
3. В нарушение пункта 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, бюджетная роспись Агентства не соответствует установленной форме, в составе бюджетной росписи Агентства отсутствуют бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период. Кроме того в нарушение пунктов 5 и 13 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального агентства по делам молодежи, утвержденного, приказом Агентства от 4 февраля 2014 г. N 22, уточненная бюджетная роспись Агентства не составлялась, не подписывалась и руководителем Агентства не утверждалась.
4. В период с 1 января 2014 года по 13 сентября 2014 года Агентством не реализованы полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренные подпунктом 8 пункта 1 статьи 158, пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н по определению порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. Бюджетная смета Агентства в период с 1 января 2014 года по 10 августа 2014 года не соответствовала форме, установленной приложением 1 к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (далее - Общие требования), утвержденным приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.
5. В нарушение пункта 6 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н при составлении бюджетных смет Росмолодежи не учитывались расчетные показатели, характеризующие деятельность Росмолодежи. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы, в Агентстве отсутствуют. Проект бюджетной сметы на 2014 год на стадии формирования проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Агентством не составлялся.
6. В нарушение пункта 11 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н и пункта 7 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федерального агентства по делам молодежи, утвержденных приказом Агентства от 15 сентября 2014 г. N 134, в процессе ведения бюджетной сметы Агентства внесение изменений в нее не оформлялось, а осуществлялось путем переутверждения сметы Агентства.
7. В нарушение пункта 1.2 и абзаца восемь пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н, Агентством не представлены сведения в Федеральное казначейство для постановки на учет бюджетных обязательств по 2 государственным контрактам от 23 марта 2014 года N 173100003514002410-0023635-01 и N 0173100003514002417-0023635-01 в сумме 5 200,0 тыс. рублей.
8. В нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации Агентство осуществляло принятие бюджетных обязательств с превышением имеющихся лимитов бюджетных обязательств. В апреле-июне 2014 заключено 123 новых контракта на сумму 271 740,4 тыс. рублей, при этом превышение лимитов бюджетных обязательств составило 36 219,7 тыс. рублей.
9. Бюджетная отчетность Росмолодежи представленная в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации в целом достоверна. При этом допущено незначительное искажение показателей формы 0503127 (на 31,7 тыс. рублей) по всем разделам (доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета), в "Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" (форма 0503230) не отражена на забалансовом счете 01 информация о наличии в Агентстве имущества в сумме 312,5 тыс. рублей (неисключительные права пользования нематериальными активами), искажены данные отчета "Сведения о результатах деятельности" (ф. 0503162) в части количества плановых значений мероприятий предусмотренных к реализации в 2014 году без учета предоставления субсидий подведомственным учреждениям (197 мероприятий, а не 201 мероприятие) и точного количества реализованных мероприятий (проверкой не подтверждено проведение 201 мероприятия), отсутствует таблица 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля".
10. Агентство не ведет аналитический учет по 01 счету. Росмолодежь имеет в пользовании справочно-правовые системы, программное обеспечение "1С:Предприятие 8", которые не приняты к учету и не отражены на забалансовом счете 01. Требуется проведение инвентаризации нематериальных активов.
11. В нарушение пункта 26 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 и пункта 23 Порядка и условий командирования федеральных гражданских служащих Федерального агентства по делам молодежи утвержденного приказом Агентства от 8 мая 2013 г. N 109 Агентство осуществляло выплату суточных по заграничным командировкам не в долларах США, а в рублях по курсу Центрального банка России на день выплаты (общая сумма - 5 573 доллара США).
12. Агентством составлена и направлена в Росстат недостоверная статистическая отчетность по форме 1-контракт за 2014 год: расхождение по показателям "общая стоимость закупок у единственного поставщика" составила 3 510,3 тыс. рублей, по показателю "сумма закупок малого объема" - 4 509,4 тыс. рублей.
13. В нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации Агентством заключались государственные контракты не в соответствии с планом размещения государственного заказа в рамках деятельности центрального аппарата и планами-графиками закупок. По центральному аппарату заключено 13 вместо 5 контрактов на общую сумму 38 786,4 тыс. рублей, вместо запланированных 30 185,0 тыс. рублей (превышение составило 8 601,4 тыс. рублей).
14. В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Агентством не ведутся реестры закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.
15. Агентством 26 декабря 2014 года утверждены отчеты об исполнении и подписаны акты сдачи-приемки выполненных работ и услуг по государственным контрактам от 26 декабря 2014 года N 0173100003514002620-0023635-01 на сумму 2 501,8 тыс. рублей и N 0173100003514002619-0023635-01 на сумму 2 585,1 тыс. рублей до момента их фактического исполнения. Указанные контракты заключены с ООО "Маркетинговое агентство "Арт Плюс" на проведение Всероссийского семинара-тренинга в г. Новосибирске с 23-26 декабря 2014 года и Всероссийского семинара-совещания в г. Казани с 26-29 декабря 2014 года.
Сведения о проведенных мероприятиях ни в "Отчете об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи за 2014 год и планах на 2015 год", утвержденном на заседании итоговой коллегии Росмолодежи 19 марта 2015 года, ни в "Информации о реализации государственных программ Российской Федерации по основным мероприятиям подпрограмм и мероприятиям федеральных целевых программ" на 1 января 2015 года представляемой в Счетную палату Российской Федерации ежеквартально (на запрос от 7 марта 2014 г. N ЗИ 01-582/1607) не отражены.
16. В нарушение пункта 5 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Агентством изменялись объемы предоставляемых субсидий подведомственным учреждениям без внесения соответствующих изменений в государственные задания (ФБУ "Роспатриотцентр" 22 октября был увеличен объем субсидии на 126,9 тыс. рублей; ФГБУ "Российский центр содействия молодежному предпринимательству" 6 ноября 2014 года увеличен объем субсидии на 1 500,0 тыс. рублей; ФГБУ "Международный детский центр" дважды изменен объем субсидии, 22 октября 2014 года - увеличен на 343,6 тыс. рублей, и 6 ноября 2014 года - сокращен на 1 443,6 тыс. рублей).
17. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 и пунктов 1 и 10 Положения о формировании государственного задания в 2013 году при планирования федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Агентством не были утверждены порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Агентства и нормативных затрат на содержание их имущества, а так же ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) ими в качестве основных видов деятельности. В результате расчет субсидии на выполнение государственного задания осуществлялся Агентством не на основе ведомственного перечня государственных услуг (работ) и нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ), а по фактической потребности учреждений в средствах на их содержание.
18. Росмолодежь является участником Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа). В соответствии с Программой Агентству на реализацию мероприятий на 2014 год установлены бюджетные назначения в размере 754 321,5, тыс. рублей, Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ - 760 221,5 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью - 906 810,6 тыс. рублей, лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 906 510,6 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 901 544,3 тыс. рублей. Расхождения между показателями ресурсного обеспечения Программы (приложение 4 Программы) на 2014 год и сводной бюджетной росписью с учетом уточнения составили 152 489,1 тыс. рублей. Таким образом, Программа требует соответствующей корректировки.
19. Значения 3 из 4 основных показателей (индикаторов) подпрограммы 4 "Вовлечение молодёжи в социальную практику" Программы Агентством достигнуты, за исключением показателя "число мероприятий для молодежи". Факт достижения/недостижения значения показателя (200 мероприятий) проверкой не установлен, в связи с отсутствием единого подхода к определению количества проведенных мероприятий в Агентстве, Минобрнауки России и подведомственных Агентству учреждениях. Данный показатель не взаимоувязан ни с планом реализации в 2014 году и в плановом периоде 2015 и 2016 годов Программы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1420-р, ни с детальным планом-графиком, утвержденным Минобрнауки России, ни с планом работы Агентства на 2014 год, утвержденным Министром образования и науки Д.В. Ливановым 13 марта 2014 г. N ДЛ-2/09вн (197 мероприятий), контроль за достижением установленного на 2014 год значения показателя Агентством не осуществлялся.
20. Агентством в ходе осуществления своей деятельности не соблюдался план работы Агентства на 2014 год, утвержденный Министром образования и науки Д.В. Ливановым 13 марта 2014 г. N ДЛ-2/09вн (далее - План). На 2014 год Агентству предусмотрено проведение 197 мероприятий, в результате 32 мероприятия, предусмотренные Планом, не были проведены, при этом были проведены мероприятия, не предусмотренные Планом. Соответствующие изменения в План в течение 2014 года не вносились.
21. В нарушение пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 193, внутренний финансовый аудит в 2014 году Агентством не осуществлялся.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ следует читать как "от 17.03.2014 г."
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Агентству предлагается:
1) усилить контроль за правильностью исчисления и своевременностью перечисления поступивших в 2015 году доходов в федеральный бюджет;
2) привести в соответствие с действующим законодательством положения нормативных актов Агентства, регулирующих порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Агентства и порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Агентства;
3) разработать и принять нормативные акты Агентства, устанавливающие порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящихся в ведении Агентства, и нормативных затрат на содержание их имущества, а так же акты, утверждающие ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) ими в качестве основных видов деятельности;
4) провести инвентаризацию нематериальных активов с последующим надлежащим оформлением ее результатов и отражением их в бухгалтерском учете;
5) обеспечить ведение в 2015 году реестра закупок осуществленных без заключения государственных контрактов;
6) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Агентства, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2015 г. N 21К (1032).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 3 июня 2015 г. N ПР 12-101/12-04
Текст представления официально опубликован не был