В целях повышения эффективности системы социального партнерства, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и социальной сферы города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить принятый Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений проект Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (приложение).
2. До конца 2015 г. подписать Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Мэр Москвы |
С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 15 декабря 2015 г. N 858-ПП
Московское трехстороннее соглашение
на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
См. Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых (межотраслевых), территориальных (окружных и районных) и других соглашений на территориях районов, поселений и административных округов города Москвы, коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в целях заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных и районных) соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ. Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа.
Предусмотренные в настоящем Соглашении обязательства, требующие финансирования из бюджета города Москвы, учитываются при подготовке проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы МТК.
Раздел 1. В области экономической политики
Стороны обязуются:
1.1. Содействовать развитию производственного сектора экономики города Москвы.
1.2. Осуществлять взаимодействие в рамках системы государственного стратегического планирования с участием в установленном порядке в рамках своей компетенции в разработке стратегических документов социально-экономического развития города Москвы.
1.3. Сформировать перечни системообразующих организаций, расположенных на территории города Москвы, по отраслям экономики и видам экономической деятельности.
1.4. Содействовать созданию высокотехнологичных кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий.
1.5. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, повышению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач города Москвы.
1.6. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим реформированием, реорганизацией, изменением места нахождения юридического лица и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с числом работников более 100 человек и предполагаемой реабилитацией освобождаемых территорий, своевременно информировать социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих москвичей.
1.7. Принимать меры по сокращению количества административных и других ограничений, связанных с хозяйственно-экономической деятельностью организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
Правительство и Работодатели:
1.8. Содействовать участию организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в городе Москве, в том числе в рамках реализации государственных программ города Москвы.
1.9. Относить в установленном порядке МКПП(р) к категории организаций инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в части выполнения работ и оказания услуг, связанных с представлением интересов работодателей малого и среднего предпринимательства в системе социального партнерства.
1.10. Организовывать и проводить ежегодно Московский международный инженерный форум.
1.11. Продолжить реализацию комплекса мер поддержки организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, а также способствовать продвижению отечественных товаров на московском рынке.
1.12. Проводить мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков организациями, осуществляющими промышленную деятельность на территории города Москвы.
Работодатели:
1.13. Привлекать в рамках законодательства в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей профсоюзной организации или представителей работников организации с правом голоса.
Профсоюзы:
1.14. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда.
1.15. Осуществлять мониторинг социально-экономической ситуации в организациях.
Раздел 2. В области регулирования рынка труда и развития кадрового потенциала
Стороны обязуются:
2.1. Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города Москвы при разработке и реализации государственных программ города Москвы.
2.2. Содействовать развитию практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.
2.3. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы.
2.4. Определять потребность в иностранных работниках и значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, регулирующего стоимость патента, с учетом мнения сторон социального партнерства города Москвы.
2.5. Оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.
2.6. Проводить с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции по информированию населения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в городе Москве, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и ежемесячные публикации на официальных сайтах Сторон социального партнерства.
2.7. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера", иные городские конкурсы. Направлять участников городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" на Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии".
2.8. Разрабатывать и осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряженности, предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучению и социальной поддержке высвобождаемых работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников в организациях.
2.9. Содействовать закреплению молодых специалистов в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
2.10. Участвовать в подготовке новых квалификационных требований по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической деятельности.
2.11. Участвовать в разработке профессиональных стандартов.
2.12. Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 1 процента от экономически активного населения города Москвы.
2.13. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции.
Правительство и Работодатели:
2.14. Развивать городскую систему непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
2.15. Продолжить работу по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях.
2.16. Ежегодно проводить текущее и перспективное прогнозирование потребности экономики города Москвы по видам экономической деятельности в квалифицированных кадрах и профессиях.
2.17. Проводить мониторинг потребности в специалистах для высокотехнологичных отраслей экономики и осуществлять взаимодействие по их подготовке с образовательными организациями города Москвы.
2.18. Обеспечивать работу выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения в организации, предполагающие высвобождение работников.
Правительство:
2.19. Содействовать активному участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования, развитии учебно-производственных интегрированных комплексов, системы непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с учетом развития техники, технологии, организации производства и труда.
Работодатели:
2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3-х и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.
2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
Профсоюзы:
2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.
Раздел 3. В области политики заработной платы и доходов населения
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве
Стороны обязуются:
3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17 300 рублей.
3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
3.1.2. В соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения размер минимальной заработной платы устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления Правительства Москвы, устанавливающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.
3.1.3. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.2. Публиковать в средствах массовой информации Сторон социального партнерства города Москвы установленную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в городе Москве, а также величину прожиточного минимума в городе Москве, рассчитанную по методике МТК, в качестве социального ориентира для хозяйствующих субъектов города Москвы в целях возможного повышения материальной обеспеченности работающего населения.
3.3. Обеспечивать выплату заработной платы гражданам, занятым на временных работах при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда, с учетом размера материальной поддержки, оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не ниже размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения.
Правительство и Профсоюзы:
3.4. Проводить мониторинг уровня жизни населения города Москвы и размещать результаты мониторинга на официальном портале Правительства Москвы, на официальных сайтах Департамента экономической политики и развития города Москвы, МФП и в газете "Солидарность".
Работодатели:
3.5. Способствовать ежегодному увеличению доли оплаты труда в структуре валового регионального продукта.
3.6. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения.
3.7. Не допускать задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работникам, обеспечивать начисление и выплату денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работникам.
3.8. Выплачивать выходное пособие при сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.
3.9. Определять во всех случаях расчета средней заработной платы средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения.
3.10. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период задержки выплаты заработной платы, от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.
Профсоюзы:
3.11. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
3.12. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
3.13. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, в том числе по вопросам оплаты труда и уровня жизни населения.
Раздел 4. В области социальной защиты
В целях развития комплекса мер социальной защиты и социального обслуживания жителей города Москвы, повышения качества оказания социальных услуг
Стороны обязуются:
4.1. Обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных организациях и частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения".
4.2. Способствовать развитию добровольного и безвозмездного донорства крови.
4.3. Создавать условия для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, после отпуска, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком, обеспечивать их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
4.4. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на создание специальных рабочих мест и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
4.5. Обеспечивать условия для участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых культурных и спортивных городских мероприятиях.
4.6. Содействовать развитию предоставления государственными и негосударственными организациями социальных услуг.
Правительство:
4.7. Обеспечивать предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения с учетом разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления.
4.8. При корректировке бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и отдельным категориям работающих пенсионеров, имеющим место жительства в городе Москве, до величины городского социального стандарта.
4.9. Сохранить для пенсионеров, инвалидов (в том числе детей-инвалидов и сопровождающих их лиц), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), обучающихся по очной форме обучения в государственных и частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, - льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
4.10. Сохранить практику бесплатного посещения неработающими пенсионерами учреждений культуры города Москвы.
4.11. Осуществлять поддержку деятельности социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций и формировать условия для расширения их доступа к оказанию социальных услуг.
Работодатели:
4.12. Обеспечивать сохранение социальных объектов организаций, не допускать нецелевого использования зданий и помещений объектов социальной сферы.
4.13. Принимать меры по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности вследствие рождения детей, применять гибкие графики работы, сокращенный рабочий день для лиц с семейными обязанностями.
4.14. Обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, из расчета 1 переводчик жестового языка на каждые 15 человек работающих.
4.15. Обеспечивать установление должностных окладов переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-переводчиков, работающих в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
4.16. Обеспечивать установление должностных окладов инструкторов-переводчиков по обслуживанию слепых работников (работников социальных отделов организаций, сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
4.17. Направлять (в течение 5 календарных дней) органам социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения работодателя информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.18. Принимать меры по созданию условий для организации горячего питания работников, в том числе диетического питания при наличии соответствующих медицинских показаний.
Правительство и Работодатели:
4.19. Обеспечивать лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также объектам социальной инфраструктуры организаций и образовательных учреждений.
Профсоюзы и Работодатели:
4.20. Содействовать созданию в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, комиссий по социальному и пенсионному страхованию из представителей профсоюза и работодателя.
Профсоюзы:
4.21. Осуществлять общественный контроль за расходованием средств обязательного социального страхования через своих представителей в комиссиях по обязательному социальному страхованию.
4.22. Осуществлять общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
4.23. Осуществлять общественный контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением работодателем достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.24. Оказывать консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты работников и членов их семей.
4.25. Осуществлять общественный контроль условий проживания работников и студентов в ведомственном и служебном жилищном фонде.
Раздел 5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической ситуации
Стороны обязуются:
5.1. Осуществлять контроль за обеспечением безопасности пребывания детей в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских загородных оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда Московской Федерацией профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
5.2. Продолжить взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
5.3. Оказывать содействие в проведении работодателями специальной оценки условий труда, пропаганде и распространении в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
5.4. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в организациях, осуществляющих деятельность в городе Москве, системы управления профессиональными рисками как одного из важнейших направлений экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда и сохранению здоровья работников.
5.5. Принимать участие в организации и проведении Всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству городских территорий парков, садов и скверов.
Работодатели:
5.6. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, с приведением рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
5.7. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, при этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной платы, определенной в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения.
5.8. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматривать с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.9. Обеспечивать выплату единовременной денежной компенсации, сверх предусмотренной федеральным законодательством, семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания, в размере не менее 50 размеров минимальной заработной платы, установленной в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения. В случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на производстве, или профессионального заболевания размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50 размеров минимальной заработной платы, установленной в соответствии пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения, и уменьшается от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов.
Профсоюзы:
5.10. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с участием правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.11. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
Раздел 6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую и культурную жизнь общества
Стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
6.3. Проводить на регулярной основе мероприятия по профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных организациях с привлечением специалистов организаций города Москвы и специалистов образовательных организаций высшего образования.
6.4. Проводить в целях подготовки обучающихся к трудовой деятельности в старших классах общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организациях уроки, направленные на информирование обучающихся о системе социального партнерства в городе Москве как механизме защиты социально-трудовых прав.
6.5. Развивать взаимодействие между профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования и организациями, осуществляющими деятельность в городе Москве, с целью прохождения производственной практики.
6.6. Обеспечивать в установленном порядке финансирование совместных спортивных и культурно-массовых мероприятий.
6.7. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.
6.8. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по поэтапному внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в городе Москве.
6.9. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей. Предоставлять субсидию Московской Федерации профсоюзов на частичное возмещение расходов по подготовке и проведению детских оздоровительных мероприятий в объеме, предусмотренном законом о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.10. Оказывать организационно-методическую помощь клубным учреждениям, организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, библиотекам и загородным оздоровительным организациям, осуществляющим оздоровление детей и молодежи.
6.11. Обеспечивать функционирование системы гарантированного предложения места первой работы выпускникам государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - жителям города Москвы.
6.12. Содействовать созданию в организациях всех форм собственности молодежных советов или советов молодых специалистов.
6.13. Содействовать возобновлению и/или развитию практики наставничества в организациях всех форм собственности.
Правительство и Профсоюзы:
6.14. Осуществлять контроль за организацией отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и студентов в лагерях отдыха.
6.15. Организовать новогодние представления в дни зимних школьных каникул для детей. Предоставлять субсидию Московской Федерации профсоюзов на частичное возмещение расходов по организации и проведению новогодних представлений для детей в Государственном Кремлевском дворце в объеме, предусмотренном законом о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.16. Содействовать развитию Городского межвузовского студенческого спортивно-оздоровительного лагеря.
Правительство:
6.17. Предусмотреть в рамках проведения оздоровительной кампании приобретение путевок для представителей студенческой молодежи в установленном порядке.
6.18. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
6.19. Содействовать развитию предпринимательства молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к осуществлению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной активности.
6.20. Осуществлять организационную помощь и предоставлять субсидии физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Работодатели:
6.21. Гарантировать трудоустройство по специальности молодым специалистам, а также выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, направленным в организацию по заявкам организаций - работодателей, осуществляющих деятельность в городе Москве.
6.22. Заключать договоры о сотрудничестве, включая трехсторонние договоры на подготовку рабочих кадров, с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования города Москвы на подготовку, переподготовку кадров и последующее гарантируемое предложение трудоустройства выпускников.
6.23. Проводить для обучающихся в старших классах общеобразовательных организаций дни открытых дверей, профориентационные экскурсии на предприятия и в организации города Москвы с целью ознакомления с профессиями.
Профсоюзы:
6.24. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций, осуществляющих деятельность в городе Москве.
6.25. Проводить единые профсоюзные уроки в старших классах общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
Раздел 7. В области развития системы социального партнерства
В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства на основе ответственности и реализации достигнутых договоренностей
Стороны обязуются:
7.1. Информировать друг друга официально о принимаемых решениях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Проводить взаимные консультации по разработке и реализации правовых актов города Москвы по социально-трудовым отношениям и связанным с ними экономическим отношениям.
7.2. Осуществлять взаимные консультации при разработке прогноза социально-экономического развития города Москвы, а также внесении изменений в государственные программы города Москвы.
7.3. Обеспечивать взаимно представителям Сторон возможность принимать участие на всех уровнях социального партнерства в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
7.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность в городе Москве.
7.5. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его решения.
7.6. Направлять в учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" информацию о коллективных трудовых спорах и о массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы в целях предотвращения указанных ситуаций.
7.7. Оказывать содействие организациям, осуществляющим деятельность в городе Москве, в пределах полномочий, в пропаганде трудового законодательства в средствах массовой информации (включая окружные и городские) с размещением информации по данной тематике на объектах наружной рекламы. Размещать в организациях, осуществляющих деятельность в городе Москве, информацию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.
7.8. Продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе саморегулируемых организаций, а также российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
7.9. Оказывать содействие в размещении в газетах "Тверская, 13", "Содружество", "Солидарность", "Московская промышленная газета", "Биржа труда", "Московская перспектива", окружных средствах массовой информации, на официальных сайтах Сторон, а также на региональных телевизионных каналах "Москва 24" и ТВЦ материалов, содержащих информацию о практике социального партнерства в городе Москве, о социально-трудовых вопросах, о решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
7.10. Проводить совместную работу в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, по укреплению действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.
7.11. При реализации совместных решений в рамках системы социального партнерства учитывать взаимодействие организаций, действующих на территории города Москвы, с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
7.12. Проводить разъяснительную работу по участию работодателей в проекте "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей".
7.13. Продолжить работу по организации обучения представителей Сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений и основам организации взаимодействия Сторон социального партнерства в рамках реализации планов развития города Москвы.
7.14. Обеспечить активизацию просветительской работы в трудовых коллективах по обязательствам Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий период.
Правительство и Работодатели:
7.15. Оказывать содействие в выпуске тематических информационных приложений к городским печатным средствам массовой информации, включая издание совместных номеров газеты "Содружество", посвященных реализации промышленной политики, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
7.16. Оказывать содействие в выпуске совместных номеров специализированного периодического информационного издания для освещения деятельности Правительства Москвы в сфере промышленности "Дайджест московской промышленности".
7.17. Содействовать разработке мер организационного и экономического стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.
Правительство:
7.18. Обеспечивать условия для участия органов системы социального партнерства (МТК) в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
7.19. Включать представителей Профсоюзов и Работодателей в состав формируемых Правительством Москвы, территориальными, функциональными и отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы комиссий, рабочих групп, коллегий и иных коллегиальных органов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
7.20. Ежегодно проводить встречи с активом московских объединений работодателей по вопросам социально-экономического развития города Москвы.
7.21. Оказывать содействие в установленном порядке в части установления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1 (до решения правовых и организационных вопросов, связанных с предоставлением равноценного помещения) и ее структурным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной в городе Москве, на текущий календарный год.
7.22. Предусмотреть в Законе города Москвы "О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" субсидию МКПП(р) на частичное возмещение расходов по развитию отраслевой системы социального партнерства в городе Москве на 2016 год в объеме 7 000 тыс. рублей.
7.23. Предоставлять субсидию Негосударственному учреждению дополнительного образования "Учебно-исследовательский центр Московской Федерации профсоюзов" на возмещение расходов по обучению представителей Сторон социального партнерства вопросам социально-трудовых отношений в объеме, предусмотренном законом о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
7.24. Предусмотреть в Законе города Москвы "О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" субсидию МКПП(р) на частичное возмещение расходов по обучению представителей Сторон социального партнерства, включая руководителей и специалистов организаций, формам и методам договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2016 год в объеме 11 300 тыс. рублей.
7.25. Продолжить реализацию мер государственной поддержки по объектам нежилого фонда, находящимся в имущественной казне города Москвы, и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы, занимаемым профсоюзами и организациями профсоюзов (кроме фондов и ассоциаций), в виде преференций в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Правительства Москвы.
7.26. Включать Стороны социального партнерства в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов Правительства Москвы, касающихся социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
7.27. Учитывать при оказании финансовой и иной поддержки организациям в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений.
7.28. Обеспечить согласование со Сторонами социального партнерства города Москвы принимаемых Правительством Москвы нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, относящихся к ведению настоящего Соглашения.
7.29. Продолжить реализацию мер государственной поддержки по объектам нежилого фонда, находящимся в имущественной казне города Москвы, и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы, занимаемым МКПП(р) и ее структурными подразделениями, в виде преференций в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Правительства Москвы.
Работодатели:
7.30. Обеспечивать участие в коллегиальных органах управления организациями всех форм собственности полномочных представителей работников.
7.31. Представлять по запросу представителей работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
7.32. Обеспечивать условия для осуществления государственного надзора и контроля и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Способствовать инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.
Работодатели и Профсоюзы:
7.33. Способствовать выполнению мероприятий государственных программ города Москвы.
7.34. Осуществлять правовую экспертизу проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных Правительством Москвы.
7.35. Проводить консультации по правовым вопросам и вопросам охраны труда на официальном сайте Московской Федерации профсоюзов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в режиме "online", используя компьютерную программу "Профсоюзная Фемида".
7.36. Организовать обучение представителей Сторон социального партнерства различных уровней по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений и основам организации взаимодействия сторон социального партнерства в рамках реализации планов развития города Москвы.
7.37. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями.
Раздел 8. О финансовом обеспечении обязательств Соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений
8.1. Органам исполнительной власти города Москвы в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам" предусмотреть субсидии на цели выполнения обязательств настоящего Соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений ежегодно.
8.2. Объемы субсидий на цели, указанные в настоящем Соглашении, предусматриваемые в установленном порядке в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, определяются путем их корректировки в установленном порядке.
Раздел 9. Ответственность Сторон
Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению или решений МТК, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.
Раздел 10. Заключительные положения
10.1. Соглашение открыто для присоединения всех организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
10.2. Профсоюзам подготовить в I квартале 2018 г. проект Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2019 и соответствующие годы.
10.3. В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства Стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа и принимают меры по их реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Сторонами социального партнерства осуществляется контроль за соблюдением настоящего Соглашения, составляется план посещения организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, независимо от организационно-правовой формы, форм собственности и ведомственной подчиненности и выносится на обсуждение Сторон. Контроль осуществляется с участием Сторон настоящего Соглашения. Инициатором проведения контрольных мероприятий может выступать любая Сторона настоящего Соглашения. Документы по запросу одной из Сторон представляются в срок не позднее 3 календарных дней со дня получения соответствующего запроса. Решение о проведении посещения организаций принимается одной из Сторон при наличии в представленных документах достоверных сведений о невыполнении обязательств, принятых Сторонами социального партнерства города Москвы. Взаимные консультации проводятся в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за днем поступления от Стороны письменного уведомления.
10.5. В IV квартале 2018 г. рассмотреть и заключить Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2019 и соответствующие годы.
10.6. Соглашение вступает в силу с 1 января 2016 г. и действует до вступления в силу нового Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2016 г. размер минимальной заработной платы планируется установить в размере 17,3 тыс. руб. Размер минимальной заработной платы подлежит ежеквартальному пересмотру и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения и в случае снижения величины прожиточного минимума размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
В соглашении закрепляются следующие обязанности сторон в области экономической политики: содействовать развитию производственного сектора экономики, созданию высокотехнологичных кластеров по различным направлениям, разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, принимать меры по сокращению административных и других ограничений, связанных с хозяйственно-экономической деятельностью организаций, осуществляющих деятельность на территории города.
Как и ранее планируется, что рост официально зарегистрированной безработицы не превысит 1% от экономически активного населения. Стороны обязуются способствовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города, развивать практику стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях последующего трудоустройства на постоянные рабочие места, оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве, содействовать закреплению молодых специалистов в организациях и т.д.
Также планируется обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения, способствовать развитию добровольного и безвозмездного донорства крови, обеспечивать условия для участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых культурных и спортивных городских мероприятиях и т.д.
Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 858-ПП "О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 16.12.2015, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", декабрь 2015 г., N 70 (том 1, 2) (дата выхода номера в свет 22.12.2015)