Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 208-КГ15-17
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Носенко Н.А. в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") Лебедева С.Г. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г. по заявлениям Костенко О.И., Блинова М.Ю., Стуканова В.A. об оспаривании решений должностных лиц Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье"), связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Костенко О.И., Блинов М.Ю., Стуканов В.А. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 ноября 2014 г. N 1148, от 7 ноября 2014 г. N 560 и заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25 сентября 2014 г., соответственно, о предоставлении заявителям жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, и возложении на руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375, а на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" - обязанности обеспечить доплату заявителям данной субсидии.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г., заявления удовлетворены частично.
На руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителям перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375. В удовлетворении требований к руководителю ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" отказано.
Этим же судебным решением, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении заявления Глуховой В.С. В данной части судебные постановления, принятые по делу, представителем должностного лица не обжалуются. Поэтому в силу ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия по делам военнослужащих не проверяет законность судебных актов в указанной части.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 21 сентября 2015 г. в передаче кассационных жалоб представителей ФГКУ "Востокрегионжилье" и ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель руководителя "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", утверждая об отнесении заявителей в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать.
Костенко О.И. и Стуканов В.А. в возражениях на кассационную жалобу представителя должностного лица, не соглашаясь с его доводами, считают выводы судов правильными и просят оставить без изменения принятые по делу судебные постановления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Костенко О.И., Блинов М.Ю. и Стуканов В.А. ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратились к руководителю ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлениями об обеспечении жилищной субсидией.
Решениями начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 ноября 2014 г. N 1148, от 7 ноября 2014 г. N 560 и заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25 сентября 2014 г. размер жилищной субсидии каждому из них был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из общей продолжительности военной службы Костенко О.И. - 18 лет, Блинова М.Ю. - 16 лет 6 месяцев, Стуканова В.А. - 16 лет 3 месяца 23 дня.
Денежные средства зачислены на лицевые счета заявителей 5 декабря 2014 г., 18 ноября 2014 г. и 6 октября 2014 г., соответственно.
Согласно приказам командующего войсками Восточного военного округа от 30 января 2015 г., от 17 декабря 2014 г. Костенко О.И. и Стуканов В.А., а также приказу командующего 5 армией от 14 ноября 2014 г. Блинов М.Ю., соответственно, уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом Стуканов В.А. исключен из списков личного состава воинской части 31 января 2015 г., остальные заявители на момент принятия решения судом первой инстанции из списков личного состава не исключены.
Полагая, что при расчете субсидии им должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, заявители оспорили действия должностных лиц ФГКУ "Востокрегионжилье" в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявления, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7 - 9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относятся заявители.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Костенко О.И., Блинов М.Ю. и Стуканов В.А. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлениям Костенко О.И., Блинова М.Ю. и Стуканова В.А.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г., принятые по заявлениям Костенко О.И., Блинова М.Ю. и Стуканова В.А., отменить и принять по делу в этой части новое решение, которым Костенко О.И., Блинову М.Ю. и Стуканову В.А. в удовлетворении заявлений отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 208-КГ15-17
Текст определения официально опубликован не был