Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 29-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора Пензенской области об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением Правительства Пензенской области от 24 декабря 2014 г. N 905-пП, по апелляционной жалобе Правительства Пензенской области на решение Пензенского областного суда от 11 августа 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Пензенской области Шапкиной О.В., представителя Министерства здравоохранения Пензенской области Евдокимовой О.А. и представителя Министерства финансов Пензенской области Темерёвой Л.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Пензенской области, опубликованным в официальном печатном издании "Пензенские губернские ведомости", N 79, декабрь 2015 года, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа).
Прокурор Пензенской области (с учётом уточнённых требований) обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений раздела 7, которыми установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2015 год (п. 7.3) и 2016 и 2017 годы (пункт 7.4), а также подушевые нормативы финансирования за счёт средств бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов:
- на одно посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 110,63 руб. (пункт 7.3.2);
- на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств соответствующих бюджетов - 653,45 руб. (пункт 7.3.3);
- на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств соответствующих бюджетов - 157,57 руб. (пункт 7.3.5);
- на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств соответствующих бюджетов - 25397,14 руб. (пункт 7.3.6);
- на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счёт средств соответствующих бюджетов - 919,46 руб. (пункт 7.3.8);
- на одно посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств соответствующих бюджетов 160,47 руб. - на 2016 год, 161,38 руб. - на 2017 год (пункт 7.4.2);
- на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств соответствующих бюджетов 355,85 руб. - на 2016 год, 363,10 руб. - на 2017 год (пункт 7.4.3);
- на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств соответствующих бюджетов 137,48 руб. - на 2016 год, 141,13 руб. - на 2017 год (пункт 7.4.5);
- на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств соответствующих бюджетов 17209,52 руб. - на 2016 год, 18231,90 руб. - на 2017 год (пункт 7.4.6);
- на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счёт средств соответствующих бюджетов 701,52 руб. - на 2016 год, 710,33 руб. - на 2017 год (пункт 7.4.8).
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют в среднем: в 2015 году - 10242,00 руб., в 2016 году - 10221,23 руб., в 2017 году - 11310,59 руб. (пункт 7.6).
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что нормативы финансовых затрат ниже установленных в федеральной программе, в связи с чем права жителей Пензенской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
Решением Пензенского областного суда от 11 августа 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) (пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объёмы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи, только при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На обязанность органов власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 (далее - Федеральная программа), указано и в разделе I Федеральной программы, которая устанавливает кроме прочего средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.
Федеральная программа в качестве источников финансового обеспечения определяет средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования, а также в разделе V "Финансовое обеспечение Программы" устанавливает перечень медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включённой в территориальную программу обязательного медицинского страхования, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, специализированной санитарно-авиационной эвакуации, а также расходов, не включённых в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования;
первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путём, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретённого иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ), а также в части расходов, не включённых в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования;
- паллиативной медицинской помощи;
- высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи.
В этом же разделе предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение дополнительных объёмов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно абзацу девятнадцатому раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI ("Средние нормативы объёма медицинской помощи) и названным разделом, с учётом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (абзац девятнадцатый раздела VII Федеральной программы).
Содержание приведённых норм федерального законодательства подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, что предусмотренные ею нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального законодательства, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконном установлении Правительством Пензенской области нормативов финансовых затрат за счёт средств регионального бюджета в меньшем размере по сравнению с аналогичными нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, правомерно признал Программу в оспариваемой части недействующей, как противоречащую требованиям федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда, они аналогичны позиции Правительства Пензенской области в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пензенского областного суда от 11 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 29-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был