Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 08-109/08-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Федеральном космическом агентстве (далее - Роскосмос) и в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" (далее - ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина", Центр), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В результате контрольного мероприятия установлены грубые нарушения правил бухгалтерского учета, которые повлекли искажение бухгалтерской и бюджетной отчетности Роскосмоса за 2014 год по отдельным строкам на более чем 10 процентов.
1.1. В нарушение пункта 34 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, Роскосмосом произведено необоснованное списание вложений в основные средства в виде космических аппаратов "ГЛОНАСС" стоимостью 5 974,147,7 тыс. рубля с бухгалтерского счета 110611000 "Вложения в нефинансовые активы" на счет 140120200 "Финансовый результат текущего финансового года".
Информация и документы о передаче права на шесть космических аппаратов "ГЛОНАСС" третьим лицам в Роскосмосе отсутствует. Также в Роскосмосе отсутствует информация о том, что указанные аппараты вышли из строя или их эксплуатация невозможна. Таким образом, документы, подтверждающие наличие правовых оснований для списания вложений в недвижимое имущество, отсутствуют.
По данному факту составлен протокол от 30 апреля 2015 г. N ПА-180/08-03 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Управления финансово-бюджетного обеспечения и экономики - главного бухгалтера Федерального космического агентства А.В. Зеленова.
1.2. В нарушение пункта 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, и пункта 33 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, фактические расходы Роскосмоса за 2014 год по НИОКР в общей сумме 71 567 118,9 тыс. рублей не отражались на счете 110600000 "Вложения в нефинансовые активы", а сразу относились на счет бухгалтерского учета 140120000 "Расходы текущего финансового года".
Бухгалтерский учет материальных ценностей, созданных и приобретенных в результате НИОКР, в Роскосмосе отсутствовал. Информация о передаче материальных ценностей третьим лицам на момент проверки в Роскосмосе также отсутствовала.
По данному факту составлен протокол от 30 апреля 2015 г. N ПА-181/08-03 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Управления финансово-бюджетного обеспечения и экономики - главного бухгалтера Федерального космического агентства А.В. Зеленова.
2. В результате контрольного мероприятия установлено, что Роскосмос и подведомственное ему ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" не представляли в органы Росстата статистическую отчетность по ряду форм статистического наблюдения.
2.1. В соответствии с приказами Росстата от 3 августа 2011 г. N 343 и от 4 сентября 2014 г. N 548 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" предусмотрены следующие годовые формы статистического наблюдения в части инвестиций и капитального строительства:
N 1-БЗ (инвестиции) "Сведения об использовании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, включенные в Федеральную адресную инвестиционную программу";
N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений";
N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу";
N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности".
В части бюджетных инвестиций Роскосмос направлял в территориальный орган Росстата только информацию по открытой части ФАИП по форме N 1-БЗ (инвестиции).
Информацию по иным формам статистического наблюдения в части бюджетных инвестиций и капитального строительства Роскосмос в органы Росстата не представлял.
2.2. В результате проверки ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" установлены факты непредставления Центром в территориальный орган Росстата статистической отчетности по формам, утвержденным следующими нормативными документами Росстата:
- приказ от 3 августа 2011 г. N 343 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" (форма N С-2),
- приказом от 29 июля 2013 г. N 295 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью отдельных юридических лиц" (форма N 1-закупки "Сведения о закупочной деятельности");
Письмом от 11 июля 2014 г. N ИМ-11-3/1715-МВ Росстат дал разъяснения, в соответствии с которыми в статистической форме N 1-контракт "Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отражаются закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сведения о торгах, осуществленных в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отчете по форме федерального статистического наблюдения N 1-закупки. Бюджетное учреждение, осуществляющее закупку за счет грантов, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, при наличии Положения о закупке на 2014 год, утвержденного и размещенного на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и правового акта. Начиная с отчета за первое полугодие 2014 года, сведения о закупочной деятельности за указанные средства предоставляются бюджетными учреждениями по форме N 1 -закупки, утвержденной приказом от 29 июля 2013 г. N 295.
В 2014 году действовали два положения о закупках Центра: положение о закупках товаров, работ, услуг ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина", утвержденное начальником Центра С.К.Крикалевым 31 декабря 2013 года; положение о порядке осуществления закупок, товаров, услуг ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина", утвержденное заместителем руководителя Роскосмоса Д.В. Лысковым и согласованное с начальником ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина" Ю.В. Лончаковым 28 августа 2014 года.
Оба положения были размещены на официальном сайте www.zakupki.ru.
2.3. В нарушение требований приказа Росстата от 18 сентября 2013 г. N 374, направленная Роскосмосом в органы Росстата форма N 1-контракт за 2014 год не содержит сведения о закупках, осуществленных подведомственным ему бюджетным учреждением.
Согласно абзацу второму пункта 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-контракт, приведенных в приказе Росстата от 18 сентября 2013 г. N 374, главный распорядитель включает в свой отчет сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществленном непосредственно им самим, подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, его территориальными органами, подведомственными бюджетными учреждениями, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" не направляло в Роскосмос сведения о проведенных закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для составления статистической отчетности формы N 1-контракт.
3. В результате контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений и недостатков, допущенных Роскосмосом и подведомственными ему организациями (учреждениями и предприятиями) при использовании федерального имущества.
3.1. В нарушение требований пункта 1 статьи 8.1, статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на объекты недвижимости, закрепленные за Роскосмосом и подведомственными ему организациями, до настоящего времени не осуществлена государственная регистрация соответствующих вещных прав, а именно:
- право собственности Российской Федерации на 610 объектов (включая 24 земельных участка, 572 здания (помещение, сооружение), 14 объектов незавершенного строительства),
- право постоянного (бессрочного) пользования на 38 земельных участков,
- право оперативного управления на 270 объектов (включая 269 зданий (помещений, сооружений) и 1 объект незавершенного строительства),
- право хозяйственного ведения на 307 объектов (включая 293 здания (помещения, сооружения) и 14 объектов незавершенного строительства).
Также в нарушение пункта 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 4 и части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не осуществлена государственная регистрация 103 договоров аренды земельных участков, заключенных на срок более года подведомственными Роскосмосу федеральными унитарными предприятиями.
В указанных сводных данных отсутствует информация о государственной регистрации прав на федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ФГУП "КБ "Арсенал", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", не представивших в ходе проверки информацию Роскосмосу.
3.2. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, по состоянию на 1 января 2015 года правообладателями не обеспечено внесение в реестр федерального имущества сведений о праве собственности Российской Федерации в отношении не менее 200 объектов недвижимого имущества, включая 44 земельных участка.
Непосредственно Роскосмос в нарушение указанных требований законодательства не обеспечил внесение сведений в реестр федерального имущества в отношении одного земельного участка и здания, расположенного на нем. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации и вещных прав Роскосмоса на эти объекты (права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право оперативного управления на здание) также не осуществлена (объекты используются при реализации государственного оборонного заказа).
Кроме того, Роскосмосом в нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, не обеспечено внесение в реестр федерального имущества сведений о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, влад. 42 стр. 1, 2 (участок учтен в реестре федерального имущества и прошел государственную регистрацию права собственности Российской Федерации).
По объектам, закрепленным на соответствующем вещном праве за подведомственными Роскосмосу организациями и учтенным в реестре федерального имущества, в нарушение указанных требований правообладателями не обеспечено внесение в реестр федерального имущества сведений о праве оперативного управления и хозяйственного ведения на 434 объекта недвижимости, а также о праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды на 50 земельных участков.
3.3. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, Роскосмос не представлял в Территориальное управление Росимущества в г. Москве по установленной форме (с составлением карты 2.5) сведения об изменении балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) для внесения в реестр федерального имущества.
4. В результате контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений и недостатков, допущенных Роскосмосом при осуществлении бюджетных инвестиций.
4.1. При осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в виде увеличения стоимости акций и иных форм участия в капитале Роскосмосом и Росимуществом заключено более 100 трехсторонних договоров с открытыми акционерными обществами, предметом которых является участие Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
Росимущество не выполняет требования пункта 4.3.3 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, согласно которым обязано письменно уведомить Роскосмос об исполнении застройщиком (акционерным обществом) обязательств по договору с приложением соответствующего уведомления регистратора в течение 10 дней с момента получения от реестродержателя уведомления о проведении в реестре акционеров операции по лицевому счету лица.
Отсутствие у Роскосмоса информации о количестве акций, числящихся в реестре федерального имущества, тех акционерных обществ, передача прав собственности Российской Федерации на акции которых является предметом трехсторонних договоров, свидетельствует о возможном искажении отчетности Роскосмоса за 2014 год в части отражения фактических результатов осуществления бюджетных инвестиций в виде взносов в уставной капитал акционерных обществ.
Роскосмос принимает для целей бюджетного учета передачи акций в собственность Российской Федерации уведомления, полученные от Росимущества в соответствии с пунктом 4.3.3 указанных договоров и от акционерных обществ в соответствии с пунктом 4.2.2 договоров и содержащие данные об увеличении уставного капитала и собственности Российской Федерации на акции в соответствии с подпунктом 7.9.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в отчетности Роскосмоса числилась сумма 5 331,99 млн. рублей, отражающая сумму финансовых вложений по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, по которым не получены уведомления Росимущества.
То есть по данным отчетности Роскосмоса по состоянию на конец отчетного периода передача акций в собственность Российской Федерации на указанную сумму не состоялась.
В ходе проверки Роскосмосом направлено письмо в Росимущество от 6 апреля 2015 г. N УГИ-3264исх с просьбой предоставить необходимую информацию по количеству акций, числящихся в реестре федерального имущества по соответствующим договорам. На дату окончания проверки на объекте (30 апреля 2015 года) ответ от Росимущества не получен.
Данная ситуация свидетельствует о необходимости проведения сверки взаиморасчетов Росимущества с Роскосмосом по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
4.2. В нарушение пункта 1.3 Положения о порядке реализации федеральной адресной инвестиционной программы при проведении мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, государственным заказчиком которых является Федеральное космическое агентство, утвержденного приказом Роскосмоса от 17 июля 2012 г. N 151, Роскосмос не осуществляет контроль за ходом строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов, предусмотренный пунктом 4.2.1 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
Ни по одному договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций Роскосмосом не подписаны акты подтверждения выполненных работ за текущий финансовый год с акционерными обществами (форма акта является неотъемлемой частью договоров). Сумма "принятых" в 2014 году Роскосмосом от застройщиков работ без подписания актов - 6 734 222,53 тыс. рублей, или 34,7 % от суммы перечисленных бюджетных инвестиций. Документы, подтверждающие фактическую стоимость капитальных вложений, осуществленных за счет бюджетных инвестиций, в полном объеме в Роскосмосе отсутствуют,
4.3. Также в нарушение пункта 4.2.13 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций ни по одному договору отчет о достижении показателей эффективности по форме, согласованной с Роскосмосом и Росимуществом, являющейся обязательным приложением к договору, застройщиком (акционерным обществом) не представлялся. В ходе проведения проверки выявлены факты недостижения показателей эффективности, что может свидетельствовать о том, что по указанным причинам не представлялись соответствующие отчеты.
В то же время Роскосмосом штрафные санкции, предусмотренные пунктом 5.6 указанных договоров, не применялись. Расчетная сумма штрафов к уплате открытыми акционерными обществами в связи с недостижением показателей эффективности, установленных договорами об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, составляет 4 852 828,85 тыс. рублей.
Отсутствие отчетности по строительству объектов, на которые были выделены бюджетные инвестиции, является подтверждением пассивной позиции Роскосмоса в части реализации своего права осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления бюджетных инвестиций,
4. Несмотря на принятие Росимуществом решения об увеличении уставного фонда четырех федеральных государственных унитарных предприятий в балансе Роскосмоса расходы по бюджетным инвестициям в сумме 3 284 002,5 тыс. рублей по бухгалтерскому счету 020420000 "Финансовые вложения" до настоящего времени не отражены.
Кроме того, в балансе Роскосмоса на 1 января 2015 года по счету 021500000 "Вложения в финансовые активы" числятся средства на общую сумму 2 685 767,97 тыс. рублей, перечисленные в период 2009 - 2011 годов 11 федеральным государственным унитарным предприятиям, которые в настоящий момент акционированы. Данная ситуация свидетельствует о рисках утраты активов в рамках приватизации предприятий.
5. Выявленные нарушения, допущенные Роскосмосом при управлении государственной собственностью и факты отсутствия информации об имуществе подведомственных организаций, включая объекты незавершенного строительства, свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны Роскосмоса за деятельностью подведомственных организаций, а также контроля за законностью и обоснованностью расходования бюджетных инвестиций.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному космическому агентству предлагается следующее:
1. Привести бухгалтерский учет расходов Роскосмоса на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы в соответствие с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, и Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н.
2. Обеспечить сохранность и учет нематериальных активов и материальных ценностей, созданных и приобретенных в результате научно-исследовательских опытно-конструкторских работ.
3. Восстановить учет на балансе Роскосмоса необоснованно списанных с бухгалтерского счета 110611000 "Вложения в нефинансовые активы" финансовых вложений в основные средства в виде космических аппаратов "ГЛОНАСС" стоимостью 5 974 147 672,0 рубля.
4. Обеспечить предоставление своевременной и достоверной информации в органы государственного статистического учета.
5. Обеспечить государственную регистрацию вещных прав Роскосмоса и подведомственных ему организаций на все объекты федерального недвижимого имущества, а также государственную регистрацию договоров аренды земельных участков (заключенных на срок более года).
6. Обеспечить внесение в реестр федерального имущества сведений о всех объектах федерального недвижимого имущества, переданных Роскосмосу и подведомственным ему организациям на соответствующем вещном праве.
7. Осуществить сверку взаиморасчетов с Росимуществом по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
8. Обеспечить подписание актов подтверждения выполненных объемов работ, являющихся неотъемлемой частью договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, заключенных между Роскосмосом, Росимуществом и акционерными обществами.
9. Провести инвентаризацию активов баланса Роскосмоса в части вложений в финансовые активы в целью приведения бюджетного учета в соответствие с нормативными требованиями Минфина России в части отражения движения нефинансовых активов, взыскания задолженности по бюджетным инвестициям, предоставленным Роскосмосом в период 2009 - 2011 годов ряду подведомственных ФГУП, и устранения рисков утраты неучтенных активов предприятий.
10. Обеспечить постоянный системный контроль за законностью расходования бюджетных инвестиций на капитальное строительство, а также за соблюдением порядка управления федеральным имуществом подведомственными организациями.
11. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25К(1036).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения, по пунктам 5 и 6 - в течение 370 дней со дня получения представления.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 08-109/08-03
Текст представления официально опубликован не был