Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 08-142/08-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год (пункты 1.1.1, 1.1.1.4, 1.1.1.4.29, 1.1.1.4.29.1) проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" на объектах Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт) и федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В правоприменительной практике Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон 223-ФЗ) и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон 94-ФЗ) имели место следующие нарушения и недостатки.
1.1. В нарушение части 2 статьи 10 Федерального закона 94-ФЗ Госстандартом заключены четыре государственных контракта (от 31 декабря 2013 г. NN 140-380, 140-381, 140-382, 140-383) на оказание информационных услуг с подведомственным ФБУ "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации "Интерстандарт" (далее - ФБУ "KB "Интерстандарт") как с единственным поставщиком, на основании пункта 5 части 2 статьи 55 указанного федерального закона. Выбор способа размещения закупки определен неправомерно, поскольку исключительные полномочия ФБУ "KB "Интерстандарт" на оказание информационных услуг нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации не устанавливались;
1.2. В нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона 223-ФЗ при проведении закупок на выполнение подрядных работ по реконструкции и капитальному ремонту административного здания ФБУ "Ростест-Москва" (договор от 8 апреля 2014 г, N 190-4/002/14, от 30 сентября 2014 г. N 190-4/010/14, от 2 декабря 2014 г. N 190-4/013/14) проектная документация размещалась на официальном сайте не в полном объеме (не размещены сметная документация, пояснительная записка к сметной документации и отдельные разделы проектной документации), что также является признаком ограничения конкуренции при проведении закупок;
1.3. При размещении Росстандартом заказа на выполнение работ по техническому регулированию и стандартизации в 2013-2014 годах (извещение о проведение открытого конкурса от 27 апреля 2013 г. N 0173100009213000007 и от 16 декабря 2013 г. N 0173100009213000045) допущено необоснованное укрупнение лотов по разработке и подготовке к утверждению стандартов в области строительства. В один лот включена разработка стандартов по строительным материалам, конструкциям, инженерным изысканиям, проектирование и строительство, проводимых для различных объектов капитального строительства (гражданского, промышленного, энергетического и т.д.), что является признаком ограничения конкуренции при проведении торгов.
По результатам размещения заказа заключены государственные контракты от 27 мая 2013 г. N 130-200 и от 21 февраля 2014 г. N 130-33 с единственным участником конкурсов - федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценке соответствия в строительстве" (далее - ФАУ "ФЦС"), на базе которого действует секретариат технического комитета по стандартизации ТК 465 "Строительство", созданного Росстандартом.
Кроме того, обоснование начальных (максимальных) цен контрактов по всем лотам вышеуказанных заказов осуществлено с нарушением части 2 статьи 19.1 Федерального закона 94-ФЗ, поскольку приложение N 3 к конкурсной документации содержит только ссылку на методику оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартом Российской Федерации (Р 50.1.058-2011), при этом порядок расчета цен контрактов основанный на данной методике по лотам заказов отсутствует.
Нарушения, допущенные при установлении начальной (максимальной) цены, привели к дополнительным расходам федерального бюджета в сумме 18 760,6 тыс. рублей. Так установлено, что работы по государственным контрактам от 27 мая 2013 г. N 130-200 и от 21 февраля 2014 г. N 130-33 выполнены в полном объеме соисполнителями ФАУ "ФЦС", при этом стоимость выполнения работ по контрактам составила 42 720,0 тыс. рублей, стоимость выполненных работ соисполнителями составила 23 959,4 тыс. рублей.
2. Согласно пункту 8 Административного регламента предоставления Росстандартом государственной услуги по предоставлению информации из федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, утвержденному приказом Минпромторга России от 22 марта 2013 г. N 397, оказание государственной услуги (за плату) по предоставлению информации из федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов должно осуществляться Госстандартом.
Вместе с тем в 2014 году услуги по предоставлению информации из указанного фонда без достаточных оснований оказывались как платные услуги подведомственными Госстандарту ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" (на сумму 136 085,08 тыс, рублей) и ФБУ "КВФ "Интерстандарт" (на сумму 16 129,8 тыс. рублей), с использованием полученных доходов только на собственные нужды.
3. В нарушение пункта 3.8 Правил по метрологии "Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма", утвержденные приказом Госстандарта РФ от 26 ноября 2001 г. N 477, Госстандартом не обеспечивались подведомственные учреждения, оказывающие государственную услугу по поверке средств измерений, знаками поверки и доступом к автоматизированной информационной системе АИС "Метроконтроль".
Начиная с 2006 года указанная деятельность осуществлялась некоммерческой организацией - "Фонд поддержки инновационных программ НП "Росиспытания" (ранее ФБУ КВФ "Интерстандарт"). Общая стоимость заключенных в 2014 году учреждениями, подведомственными Госстандарту с ИФ "Росиспытания" договоров на поставку поверительных клейм составила около 25,4 млн. рублей.
Госстандартом без заключения договоров аренды в административном здании Госстандарта, расположенном по адресу: г. Москва, Ленинский проспект д. 9, переданы помещения общей площадью не менее 150 кв. метров для размещения работников ИФ "Госиспытания", а также предоставлены для использования сетевая кабельная система и локальная вычислительная сеть. При этом расходы по техническому обслуживанию помещения и сетей осуществлялись Госстандартом за счет бюджетных средств. Руководитель и другие работники ИФ "Госиспытания" являлись одновременно сотрудниками подведомственного Госстандарту ФБУ КВФ "Интерстандарт".
В результате доходы от выполнения государственной функции в области обеспечения единства измерений, в части обеспечения знаками поверки, перераспределены от ФБУ КВФ "Интерстандарт" в пользу ИФ "Росиспытания".
4. По состоянию на 1 января 2015 года в закрепленном за Росстандартом на праве оперативного управления административном здании (г. Москва, Ленинский проспект, дом 9) для размещения его аппарата управления использовались помещения общей площадью 9 838,0 кв. метров.
Занимаемые площади превышают установленные постановлением Правительства от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" нормативы на 8 641,0 кв. метров (в 8 раз). При этом Центральное межрегиональное территориальное управление Росстандарта для размещения части своих работников использовало предоставленные ООО "Логистик Лайн" в субаренду помещения (г. Москва, Ленинский проспект, 15) общей площадью 263,7 кв. метров. В 2014 году расходы на эти цели за счет средств федерального бюджета составили 5 912,1 тыс. рублей.
4.1. В нарушение статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в вышеуказанном административном здании без документального оформления в установленном порядке арендных отношений на площадях (780,5 кв. м) размещены ФГУЭП "Дирекция административного здания Госстандарта России", ИФ "Росиспытания" и столовая "ИП Грязов" (до 15 сентября 2014 года).
4.2. В нарушение статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на служебных площадях ФБУ "Ростест-Москва" без оформления договора аренды располагается столовая ООО "Санид" (300 кв. метров).
По договору аренды помещений (площадью 1 033,5 кв. метров) от 19 апреля 2006 г. N Д-30/885, заключенному между Росимуществом, ФБУ "Ростест-Москва" и ЗАО "Ростест", размер арендной платы с 2006 года не пересматривался.
В нарушение пункта 3.2.10 указанного договора аренды ФБУ "Ростест-Москва" не взыскана стоимость проведенного ремонта фасада административного здания пропорционально площади занимаемых ЗАО "Ростест" помещений на сумму 7 478,0 тыс. рублей.
4.3. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, не учтено в реестре федерального имущества здание рыночной стоимостью 516 758,0 тыс. рублей, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" не осуществлено перечисление платы в федеральный бюджет за аренду земельных участков в размере 15 228,9 тыс. рублей (ошибочно перечислена в бюджет г. Москвы), а также перечислено в бюджет г. Москвы 13 214,3 тыс. рублей за аренду земельного участка (г. Москва, Гранатный пер., д. 4, стр. 1), фактически занимаемого третьим лицом (ООО "ЦДС "Интерцентр") без оформления правоотношений.
5. Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 500 "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" предусмотрен перечень мероприятий на создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
При этом Росстандартом заключен договор от 20 февраля 2014 г. N 140-32 с ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" о предоставлении субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат, связанных с созданием и ведением федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, и в календарный план к договору включены мероприятия, которые не связаны с созданием и ведением данного информационного фонда (на выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации; на анализ информации в области технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия и управления качеством за рубежом и подготовка по результатам анализа справочной, обзорной и аналитической информации; на пропаганду и внедрение научно-технической политики Госстандарта путем организации выставочных мероприятий). В результате допущено нарушение условий предоставления субсидий на общую сумму 3 620,0 тыс. рублей.
Кроме того, в рамках исполнения указанного договора ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" не подтверждены документально расходы на переводы международных стандартов и их редактирование на сумму 3 658,0 тыс. рублей, допущены завышения стоимости переводов из-за неправильного подсчета страниц на общую сумму 181,2 тыс. рублей.
6. При исполнении ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" заключенных с Росстандартом государственных контрактов по издательскому редактированию проектов национальных стандартов и по официальному опубликованию нормативных документов в области стандартизации на портале Госстандарта, предприятием на выполнение части работ заключены договоры с ООО "Деметра" (договор от 11 декабря 2013 г. N 52/32-2), ООО "НТЦ Сфера" (договор от 17 июня 2014 г. N 59/32-1), Фондом "Центр независимой потребительской экспертизы" (договор от 11 декабря 2013 г. N 52/32-1). Однако проверкой установлено, что указанные работы на общую сумму 7 397,2 тыс. рублей выполнены сотрудниками предприятия (в опубликованных стандартах корректорами и осуществившими компьютерную верстку значатся сотрудники предприятия), а действия генерального директора ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" Коровайцева А.А., принявшего работы, содержат признаки, определенно указывающие на нарушение уголовного законодательства.
7. При наличии организационно-технических возможностей ФБУ "Ростест-Москва" не оказывались услуги по подтверждению соответствия (обязательной сертификации) продукции и услуг. При этом указанные услуги согласно пункту 3.1.2.16 Устава учреждения включены в иные виды приносящей доход деятельности.
С целью получения доходов от осуществления указанной деятельности, генеральным директор ФБУ "Ростест-Москва" создана коммерческая организация - ЗАО "Ростест", которой предоставлено в аренду федеральное имущество, а также предоставлен для использования официальный сайт учреждения для размещения информации об оказании услуг (контакты ЗАО "Ростест", телефоны работников, цены на услуги, реквизиты банковского счета для перечисления платы за оказываемые услуги и другая информация).
8. ФБУ "Ростест-Москва" оплачены подрядной организации ООО "Оптималстрой" (договор от 13 мая 2013 г. N 79/13ГК) работы по облицовке фасадов здания (акт о приемке выполненных работ от 22 ноября 2013 года). Однако, при выполнении работ по монтажу наружного освещения и информационной вывески административного здания, подрядной организацией ООО "Интелстрой" (договор от 22 мая 2014 г. N 190-4/006/14) предъявлены к оплате и оплачены учреждением работы по разборке облицовки фасадов площадью 406 кв. метров, выполненные ранее ООО "Оптималстрой" по договору от 13 мая 2013 г. N 79/13ГК, а также по повторной облицовке (406 кв. метров). Недостатки в планировании указанных работ привели к дополнительным расходам средств учреждения на сумму 3 048,6 тыс. рублей.
ФБУ "Ростест-Москва" подрядной организации ООО "СлотДекор" (договор от 2 декабря 2014 г. N 190-4/013/14) оплачено оборудование (комплект модульного чиллера) по завышенной на 5 057,4 тыс. рублей стоимости (в 1,6 раза) по сравнению со стоимостью реализации данного оборудования (с соответствующими заводскими номерами) производителем - ООО "КОРФ".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии предлагается следующее.
Принять меры по:
1) урегулированию процедуры использования доходов от оказания государственной услуги по предоставлению информации из федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
2) эффективному использованию административного здания (г. Москва, Ленинский проспект, д. 9), сокращению излишних площадей, занимаемых центральным аппаратом, в том числе путем размещения в здании подразделений Центрального межрегионального управления Госстандарта, а также оптимизации расходов на содержание здания;
3) оформлению в установленном порядке существующих отношений по аренде федерального имущества и обеспечению поступлений доходов от аренды в полном объеме;
4) взысканию стоимости проведенного ремонта фасада административного здания ФБУ "Ростест-Москва" пропорционально площади занимаемых ЗАО "Ростест";
5) внесению сведений об объектах недвижимого имущества в реестр федерального имущества;
6) недопущению перераспределения доходов от выполнения государственной функции в области обеспечения единства измерений в пользу некоммерческой организации - ИФ "Росиспытания";
7) пересмотру перечня оказываемых услуг федеральными бюджетными учреждениями, при необходимости включению в их уставы и государственные задания государственной услуги по подтверждению соответствия (обязательной сертификации) продукции и услуг; пресечению созданных ФБУ "Ростест-Москва" конкурентных преимуществ для деятельности ЗАО "Ростест";
8) привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2015 г. N 24К (1035).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 календартных дней со дня его получения, а по пункту 5 предложений - в течение 180 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 08-142/08-02
Текст представления официально опубликован не был