Рассмотрев жалобу ООО "Ранэ-МР" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оценке рыночной стоимости находящихся в федеральной собственности объектов имущества (номер извещения 0173100010515000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, необоснованно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя по критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядка оценки, установленного в Конкурсной документации.
Представители Заказчика, не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 879 810, 20 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок- 03.11.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "Столичный центр Аудита и Оценки" с предложением о цене контракта 1 600 000 рублей.
8) государственный контракт с победителем заключен 16.11.2015
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 03.11.2015 N ОЦ-РИ15-23/2015 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) итоговый рейтинг заявки Заявителя составляет 27.04 балла, заявке присвоено четвертое место.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" использовался федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" установлены следующие виды экспертиз отчетов об оценке:
экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (далее - нормативно- методическая экспертиза),
экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, включающая также проверку отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Вместе с тем, Заказчик в Конкурсной документации не установил требование о предоставлении отчета об оценки нормативно- методическая экспертизы.
Заказчиком в Конкурсной документации (форма 4) предусмотрен показатель в соответствии с таблицей:
N |
Показатели по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Порядок присвоения баллов по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
1 |
Наличие положительных заключений саморегулируемых организаций оценщиков на отчеты по оценке движимого имущества начиная с 2014 года на подтверждение стоимости |
5 баллов за каждое заключение |
100 баллов |
Итого: |
|
от 0 до 100 баллов |
100 баллов |
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии Заказчиком, Комиссия установила, что в составе заявки было предоставлено 20 положительных заключений саморегулируемых организаций оценщиков на отчеты по оценке движимого имущества начиная с 2014 года на страницах 144-383 (том 2). Однако все вышеуказанные заключения были предоставлены по нормативно-методической экспертизе, таким образом, данные заключения не были засчитаны Заказчиком.
При установлении в конкурсной документации нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) Заказчик руководствовался федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N 297 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)". В соответствии с данным критерием в соответствующих разделах конкурсной документации (Форма 4) был установлен показатель "Количество принятых Заказчиками результатов оказания услуг по оценке движимого имущества (отчетов)** начиная с 2014 года, подготовленных оценщиками Участника открытого конкурса со стажем оценочной деятельности более 5 (пяти) лет*":
Показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Данные (предложение) Участника открытого конкурса
Количество принятых Заказчиками результатов оказания услуг по оценке движимого имущества (отчетов)**, начиная с 2014 года, подготовленных оценщиками Участника открытого конкурса со стажем оценочной деятельности более 5 (пяти) лет*. [указать количество принятых заказчиками, начиная с 2014 года, результатов оказания услуг по оценке движимого имущества (количество указывается в штуках на основании сведений, заполненных Участником открытого конкурса в Таблице 2 пункта 4.2. Формы 4.], подготовленных оценщиками" Участника открытого конкурса, имеющих опыт по оценке движимого имущества более 5 (пяти) лет и которые будут привлечены к исполнению Государственного контракта с приложением документального подтверждения (например: копии трудовых книжек, копии трудовых договоров).
Заказчиком в указанном приложении Конкурсной документации указывалось, что "непредставление документов, подтверждающих данные Участника открытого конкурса указанные в Таблице 1, не ведет к отказу Участнику открытого конкурса в участии в конкурсе, однако может привести к снижению рейтинга по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"".
Как пояснил представитель Заказчика, в заявке Заявителя на участие в Конкурсе предоставлено 35 отчетов (копии страниц из отчетов) на страницах 395-509, по результатам анализа которых невозможно определить количество подходов, используемых при оценке того или иного вида движимого имущества, что нарушает требования, установленные в Конкурсной документации Заказчиком по данному нестоимостному критерию. Также отсутствует подтверждающая информация о том, что представленные выписки отчетов, были приняты заказчиками соответствующих услуг (например, отсутствуют акты, подтверждающие принятие оказанных услуг).
Таким образом, Заказчик согласно пункту 24.2. "Порядок оценки по нестоимостным критериям" Конкурсной документации на оказание услуг по оценке рыночной стоимости находящихся в федеральной собственности объектов имущества, идентификационный номер конкурса N ОЦ-РИ15-23/2015 оценил заявку N 3 по критериям: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" 0 баллов и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" 0 баллов.
2. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения и оценки заявок, размещенный на Официальном сайте, не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложениях участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол рассмотрения и оценки заявок без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ранэ-МР" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные в действиях (бездействии) Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 17.11.2015 N К-1554/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
_____________________________
* указывается количество оценщиков участника открытого конкурса, которые будут привлечены к исполнению Государственного контракта в случае победы в конкурсе.
**- указываются отчеты с использованием не менее 2-х подходов в соответствии с ФСО N 1, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 297 от 20.05.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2015 г. N К-1554/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был