Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2015 г. N ПР 01-87/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральной службе по аккредитации", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Не подтверждается соблюдение Росаккредитацией установленного подпунктом "д" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, пятидневного срока при доведении до территориальных управлений приказа Росаккредитации от 30 января 2014 г. N 195 (изменения в перечень источников доходов федерального бюджета), согласованного письмом Минфина России от 12 марта 2014 г. N 02-08-06/10555. Также не подтверждается соблюдение установленного пятидневного срока при доведении до Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу, зарегистрированного в качестве юридического лица 31 марта 2014 года, приказа Росаккредитации от 29 декабря 2012 г. N 5145 "Об осуществлении Федеральной службой по аккредитации полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета и территориальными управлениями Федеральной службы по аккредитации полномочий администратора доходов федерального бюджета".
2. Согласно пункту 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания), основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. Вместе с тем в нарушение данного положения Методических указаний Росаккредитацией не установлены причины возникновения излишка и виновные лица.
3. Согласно пункту 4 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Порядок N 761/20н), планы-графики разрабатываются заказчиками, уполномоченными органами и размещаются по форме, утвержденной указанным приказом. Однако при размещении Росаккредитацией плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Росаккредитации на 2014 год и изменений в него не соблюдалась утвержденная указанным совместным приказом форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на очередной год в части названия плана-графика и заполнения столбца 6. План-график без наличия правовых оснований дополнен Росаккредитацией приложением, не предусмотренным установленной формой.
4. В соответствии с пунктом 6 Порядка N 761/20н в случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики. Вместе с тем в нарушение указанного положения уточненный план-график, утвержденный руководителем Росаккредитации 29 августа 2014 года, был размещен на официальном сайте 4 сентября 2014 года, что превышает три рабочих дня.
5. Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта. Однако по государственному контракту от 3 декабря 2014 г. N 74 на сумму 99,3 тыс. рублей, а также договору от 22 апреля 2014 г. N 181Ц-14/23 на сумму 97,9 тыс. рублей расчет и обоснование цены контракта отсутствуют. Таким образом, в нарушение части 4 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Росаккредитацией заключены государственный контракт и договор на общую сумму 197,2 тыс. рублей.
6. По государственному контракту от 3 декабря 2014 г. N 2014.368403/73 в качестве третьего источника информации приведена информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сайте: www.zakupki.gov.ru. Дата и время проведения открытого конкурса в данном случае обозначена 3 мая 2011 года. Однако согласно абзацу седьмому пункта 7 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены), из отображенных по результатам поиска контрактов необходимо выделить и использовать для подготовки обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) контракты с условиями, схожими с потребностями заказчика, в том числе относительно даты поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (наиболее приближенная к процедуре закупки заказчика дата поставки товара, выполнения работ, оказания услуг позволит наиболее точно определить актуальные цены на товар, работы, услуги). Между тем с 3 мая 2011 года на момент определения НМЦК прошло более трех лет.
Более того, в соответствии с абзацем одиннадцатым того же пункта по результатам проведенного отбора контрактов рекомендуется исходить из необходимости использования в расчетах не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Однако при расчете НМЦК в данном случае использована только одна цена.
7. Пунктом 3.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется осуществить несколько процедур. Однако выборочная проверка показала использование Росаккредитацией при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) только одной процедуры во всех случаях заключения государственных контрактов и договоров, документы по которым были запрошены с целью проверки определения НМЦК и в отношении которых использовался указанный метод (за исключением трех, недостатки процедур которых указаны выше).
8. Согласно пункту 3.13.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию, не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг. Между тем информация, предоставленная для расчета НМЦК, не содержит расчет цен товаров, работ, услуг по 10 из представленных в ходе выборочной проверки государственных контрактов.
9. В соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N Д09и-437, от 8 июля 2014 г. N Д09и-873 ежеквартально информировался Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России о завершении заполнения форм ежеквартального мониторинга. Отчет за II квартал 2014 года отправлен Росаккредитацией с нарушением срока, установленного указанными письмами Минэкономразвития России, на восемь дней. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - годовой отчет) направлен Росаккредитацией в Минэкономразвития России письмом от 9 февраля 2015 г. N 3027/04-СМ с нарушением срока, обозначенного письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 января 2015 г. N Д09и-42 (до 5 февраля 2015 года).
10. Годовой отчет содержит ряд неточностей и ошибок:
1) в разделе 1 "Общие положения" не рассчитана степень реализации основного мероприятия (по формуле подпрограммы), однако в разделе 4 "Оценка эффективности реализации основных мероприятий" применяется значение 1, которое не соответствует действительности (значение равно 0,98);
2) при расчете оценки степени соответствия запланированному уровню затрат (раздел 3 годового отчета) применяется неверное значение запланированного уровня расходов (449 069,5 вместо 390 821,1), что уменьшает оценку до 0,94 вместо 1,08;
3) произведение обеих вышеуказанных ошибок приводит к неверному значению оценки эффективности реализации основных мероприятий (раздел 4 годового отчета);
4) расчет степени реализации мероприятий в отношении Росаккредитации по итогам 2014 года непосредственно из количества мероприятий невозможен, так как на указанный год не запланировано окончания ни одного мероприятия. Между тем кроме неверного значения в числителе (вышеописанная ошибка оценки степени соответствия запланированному уровню затрат) Росаккредитацией применен знаменатель, равный 1, рассчитанный в разделе 2 "Оценка степени реализации мероприятий" годового отчета, где указывается количество запланированных и выполненных в отчетном году мероприятий в количестве четырех. Мероприятия в годовом отчете не перечисляются, в плане-графике отсутствуют;
5) единственным контрольным событием в отношении Росаккредитации в 2014 году является 4.3.3.1 (внедрены специализированные сервисы (личный кабинет органа по сертификации и личный кабинет испытательной лаборатории) со сроком исполнения 6 октября 2014 года. Однако годовой отчет не содержит ни одного упоминания о контрольном событии, в том числе в пункте 2.1, где непосредственно указано на необходимость описания контрольных событий программы.
11. В нарушение абзаца третьего пункта 4.6, абзацев второго, третьего и пятого пункта 5.9, абзаца первого пункта 5.11 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, в 2014 году имели место случаи несоблюдения Росаккредитацией сроков представления сведений для составления кассовых планов и пояснительных записок.
12. В отношении всего имущества, приобретенного Росаккредитацией в течение 2014 года на общую сумму 12 560,7 тыс. рублей, надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества и надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета, направлялись Росаккредитацией в территориальный орган Росимущества без соблюдения двухнедельного срока, установленного пунктом 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
13. В нарушение подпункта "а" пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, и абзаца второго пункта 6.3 Указания Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У не соблюдены установленные сроки представления авансовых отчетов об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и осуществления окончательного расчета по выданному перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы на общую сумму 82,7 тыс. рублей.
14. Имело место наличие в справке проверки по результатам внутреннего финансового контроля выводов и фактов выявленных нарушений и недостатков при отсутствии подтверждающей документации, что является нарушением пункта 76 Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 146н (далее - Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля).
15. По итогам осуществленных в Росаккредитации в 2014 году проверок составлялись справки проверки, что является нарушением пункта 70 Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, согласно которому результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом.
16. В нарушение абзаца второго пункта 15 Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля план-график проведения проверок Росаккредитации не содержит информации о сумме финансирования в проверяемом периоде, ответственных исполнителях, вместо формы контрольного мероприятия применен термин "вид".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росаккредитации предлагается следующее:
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации установить причины возникновения излишка, выявленного при инвентаризации нефинансовых активов центрального аппарата Росаккредитации по состоянию на 1 августа 2014 года, и виновных лиц.
2. Довести до Минэкономразвития России ошибки и неточности, содержавшиеся в годовом отчете. Применять в отчетности о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" данные, соответствующие действительности.
3. Принять меры, обеспечивающие недопущение впредь перечисленных нарушений и недостатков. В случае выявления вины должностных лиц в нарушении законодательства Российской Федерации привлечь их к ответственности.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 мая 2015 г. N 19К (1030).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней с даты его получения.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2015 г. N ПР 01-87/07-03
Текст представления официально опубликован не был