В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минобрнауки России представляет материалы и предложения по участникам селекторного совещания у председателя Правительства Российской Федерации с руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, а также проект протокольного решения*.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Информационные материалы
к селекторному совещанию у председателя Правительства Российской Федерации с руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу о реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р Программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (далее - Программа).
Целью Программы является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающих односменный режим обучения в 1-11(12)-х классах.
Исходя из результатов анализа потребности в увеличении количества мест в общеобразовательных организациях (далее - школы, новые места) и требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) определены приоритетные задачи Программы:
- ликвидация второй и третьей смен обучения на уровне начального общего образования и удержание односменного режима обучения в 1-4-х классах;
- ликвидация третьей смены обучения и удержание односменного и двусменного режима обучения в 1-11(12)-х классах;
- ликвидация второй смены обучения на уровне среднего общего образования и удержание односменного режима обучения в 10-11(12)-х классах;
- ликвидация второй смены обучения на уровне основного общего образования и удержание односменного режима обучения в 5-9-х классах;
- перевод в новые школьные здания обучающихся из зданий с износом выше 70 процентов;
- перевод в новые школьные здания обучающихся из зданий с износом 50-70 процентов.
В результате реализации Программы в 2016-2025 годах планируется создать за счет средств федерального бюджета путем строительства школ с использованием типовых проектов, предусматривающих соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, позволяющей использовать помещения для разных видов деятельности, 6577,864 тыс. новых мест, в том числе:
- 4553,218 тыс. мест в школах для обеспечения обучения в первую смену (3616,689 тыс. мест в городских школах и 936,529 тыс. в сельских школах), в том числе 147,671 тыс. новых мест в школах для ликвидации третьей смены обучения (122,569 тыс. мест в городских школах и 25,102 тыс. в сельских школах);
- 2024,646 тыс. мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа (814,508 тыс. мест в городских школах, 1210,138 тыс. мест в сельских школах).
Объем финансовых средств из федерального бюджета на строительство общеобразовательных организаций будет предоставляться при условии обязательств со стороны субъекта Российской Федерации перевести в первую смену обучения количество обучающихся, аналогичное количеству созданных за счет федерального бюджета мест в школе-новостройке. Планируется в 2016 году строительство в каждом регионе за счет федерального бюджета по одной школе мощностью от 900 мест и более. Обязательством для субъектов Российской Федерации станет создание такого же количества новых мест в первой смене. Субъекты Российской Федерации с учетом Программы в рамках региональных программ могут предусматривать в том числе дополнительные меры по созданию новых мест за счет следующих мероприятий:
- модернизации уже существующей инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства [пристроя к зданиям] зданий школ, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение, аренда зданий и помещений);
- оптимизации загруженности школ (эффективное использование имеющихся помещений; повышение эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования, проведение организационных кадровых решений);
- поддержки развития негосударственного сектора общего образования.
Условиями предоставления субсидии регионам станут:
- потребность в обеспеченности местами обучающихся в школах в первой смене в соответствии с прогнозными данными по демографии, а также характеристики инфраструктуры школ с учетом износа зданий школ;
- программа субъекта Российской Федерации, утвержденная правовым актом субъекта Российской Федерации, включающая мероприятия:
- по модернизации уже существующей инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства [пристроя к зданиям] общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, использованных не по назначению, приобретение, аренда зданий и помещений);
- по оптимизации загруженности общеобразовательных организаций (эффективное использование имеющихся помещений; повышение эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования, проведение организационных кадровых решений);
- поддержки развития негосударственного сектора общего образования;
- наличие земельного участка для строительства общеобразовательной организации, оформленного в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность;
- наличие проектно-сметной документации на строительство объекта (наличие в реестре типовых проектов Минстроя России);
- возможность обеспечения общеобразовательной организации инженерными коммуникациями и энергетическими ресурсами;
- пешеходная и транспортная доступность участка, предназначенного для строительства общеобразовательной организации;
- предложенные объекты строительства не участвуют (не участвовали) в других федеральных, региональных, муниципальных программах; строительство данных объектов ранее не велось;
- уровень обеспеченности муниципального района организациями общего образования;
- возможность привлечения специалистов для ведения образовательной деятельности;
- обязательство субъекта Российской Федерации использовать введенный в эксплуатацию объект в качестве объекта общего образования;
- обеспечение субъектом Российской Федерации (муниципальными образованиями регионов) соответствия строительных норм социальной инфраструктуры современным реалиям, особенно при плотной застройке в городах;
- достижение 100% обучения в одну смену в микрорайоне строительства/соседних микрорайонах/населенном пункте/муниципальном образовании по окончании строительства школы;
- наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета;
- письменное обязательство субъекта Российской Федерации по выполнению показателей, предусмотренных Программой, в сроки, установленные соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.
Возможны дополнительные критерии:
- эффективность использования средств федеральной субсидии при реализации программы модернизации региональных систем дошкольного образования;
- показатель расходов на образование из средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- определение субъектом Российской Федерации льгот инвесторам при строительстве объектов общего образования (привлечения ГЧП).
При введении новых мест путем строительства субъекты Российской Федерации должны использовать проекты зданий общеобразовательных организаций из реестра типовой проектной документации Минстроя России (далее - реестр).
В настоящее время в реестр на основе решения нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации (далее - НТС) включено 10 объектов общего образования из семи субъектов Российской Федерации, в том числе один проект средней общеобразовательной школы на 1224 обучающихся. Рекомендовано к включению в реестр пяти объектов общего образования. Рекомендовано к повторному рассмотрению на заседании НТС для включения в реестр трех объектов. Готовятся к внесению на рассмотрение НТС 52 объекта общего образования, мощность которых составляет от 1000 до 1500 мест.
Реализация Программы потребовала пересмотра норм и правил, определяющих строительство зданий и сооружений для общеобразовательных организаций, а также СанПиН. В связи с этим Минобрнауки России совместно с Роспотребнадзором, Минстроем России, МЧС России создана Межведомственная рабочая группа для внесения изменений в правила и нормативы, учитываемые при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий общеобразовательных организаций, в целях обеспечения их соответствия предусмотренным ФГОС требованиям к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.
Кроме того, Минобрнауки России разработало принципиальные подходы к составлению заданий на проектирование объектов общего образования и функциональные требования к зданиям и помещениям указанных организаций с учетом перспективных задач развития системы общего образования.
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет на основе разработанных функциональных требований к зданиям ведет разработку с учетом отечественного и зарубежного опыта эталонной типовой проектной документации общеобразовательных организаций мощностью от 900 до 2000 мест, сформированной по модульному принципу. В 2015-2016 годах планируется в пилотном режиме в ряде регионов Российской Федерации построить общеобразовательные организации по эталонным модульным типовым проектам с последующим распространением данного опыта на всей территории Российской Федерации.
Основной подход к проектированию новых эталонных типов школьных зданий основан на принципе модульности, позволяющем путем создания нескольких типовых архитектурно-планировочных блоков для разных "ступеней образования" (начальная, основная, средняя школа) и их комбинаций создавать школьные здания требуемой мощности. Архитектурно-планировочные модули могут быть выполнены в нескольких типовых конструктивных решениях в зависимости от климатических и сейсмических условий региона строительства. Модульная система предусматривает взаимную увязку, а компоновка модулей в единое школьное здание осуществляется для каждого конкретного типа школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Справочно:
Модуль - функционально завершенный элемент, оформленный конструктивно как самостоятельная часть объемно-планировочного решения здания с проработанной внутренней планировкой и варьируемой наружной отделкой.
Модули классифицируются по функциональному назначению: учебные, общешкольные, административные, спортивно-оздоровительные, хозяйственно-бытовые и технические, дополнительные, столовая.
Типовые проекты формируются по принципу "базовой" комплектации с возможностью присоединения дополнительных ("опционных") блоков в зависимости от уровня типизации школы. Модули, которые будут дополнительными ("опционными") для небольшой сельской школы, могут быть обязательными для крупных городских образовательных комплексов.
Программа планируется к реализации начиная с 2016 года в рамках основного мероприятия 2.2. "Развитие общего образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (далее - ГПРО).
В проект ГПРО включены все позиции, связанные с отражением в ней проекта Программы, включая Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий Программы.
В рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в информационной системе Минфина России "Бюджетное планирование" Минобрнауки России представлены предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы в объеме по 150,0 млрд рублей ежегодно. Финансовое обеспечение Программы рассчитывалось с учетом строительных нормативов, установленных Минстроем России.
Правительством Российской Федерации поддержано предложение Минобрнауки России о выделении на 2016-2018 годы дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в целях финансового обеспечения выполнения мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в объеме 150,0 млрд рублей ежегодно (пункт 2 протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 16 июля 2015 г. N ОГ-П8-179пр, пункт 2 протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 18 сентября 2015 г. N ОГ-П8-251пр).
Согласно пункту 2 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период принято решение одобрить основные параметры проекта федерального бюджета на 2016 год с учетом необходимости обеспечения, в том числе реализации программы строительства и реконструкции школ.
Заместитель директора |
И.А. Петрунина |
______________________________
* При данной публикации приводятся только информационные материалы селекторного совещания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 ноября 2015 г. N МОН-П-4410 "О материалах к селекторному совещанию"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", январь 2016 г., N 2