В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России (Потапов А.В., письмо от 6 ноября 2015 г. N ПА-47456/06), Минкомсвязью России (Соколов А.В., письмо от 18 ноября 2015 г. N АС-Ш1-21807), Роскосмосом (Лысков Д.В., письмо от 12 ноября 2015 г. N ДЛ-26-8650)*, Госкорпорацией "Росатом" (Каменских И.М., письмо от 27 августа 2015 г. N 1-4/33630), Россвязью (Чебаков С.А., письмо от 10 ноября 2015 г. N ПЗО-2-55-8608), ФСТЭК России (Брагин А.А., письмо от 12 ноября 2015 г. N 240/11/5225) и ФСБ России (Ловырев Е.Н., письмо от 9 ноября 2015 г. N 9325-Лв) проработало вопросы о подготовке специалистов в области кибербезопасности и о формировании умений в области черчения (графики) в рамках реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях в целях подготовки учащихся к обучению по специальностям (направлениям подготовки), востребованным в организациях оборонно-промышленного комплекса, и представляет информацию по указанным вопросам.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Информация
по вопросу о подготовке специалистов в области кибербезопасности и о формировании умений в области черчения (графики) в рамках реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях в целях подготовки учащихся к обучению по специальностям (направлениям подготовки), востребованным в организациях оборонно-промышленного комплекса
По вопросу о подготовке специалистов в области кибербезопасности
В системе высшего образования формирование образовательных программ подготовки кадров в области кибербезопасности осуществляется в рамках направлений подготовки и специальностей высшего образования, входящих в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки (далее - УГСН) 10.00.00 Информационная безопасность: 10.03.01 Информационная безопасность (бакалавриат), 10.04.01 Информационная безопасность (магистратура), 10.05.01 Компьютерная безопасность (специалитет), 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (специалитет), 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем (специалитет), 10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности (специалитет), 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (специалитет), 10.06.01 Информационная безопасность (подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре) и 10.07.01 Информационная безопасность (подготовка кадров высшей квалификации в адъюнктуре).
Обучение за счет средств бюджета по указанным направлениям подготовки и специальностям высшего образования осуществляется более чем в 220 образовательных организациях (включая филиалы), в том числе подведомственных Минобрнауки России, Россвязи, ФСБ России и другим федеральным органам исполнительной власти, а также в двух образовательных организациях, подведомственных Правительству Российской Федерации, и пяти негосударственных образовательных организациях. Контингент обучающихся составляет более 23 тысяч человек. При этом реализация образовательных программ, направленных на подготовку кадров в области информационной безопасности, осуществляется преимущественно в очной форме обучения, что позволяет соблюсти требования работы с информацией ограниченного доступа.
Нарастание новых вызовов и угроз в информационной сфере, рост скоординированности и масштабности компьютерных атак требуют как повышения качества подготовки специалистов по защите информации, так и увеличения количественных показателей подготовки таких специалистов. В целях обеспечения потребности различных отраслей, в том числе отраслей ОПК, в специалистах по информационной безопасности ежегодно устанавливаются контрольные цифры приема граждан для обучения по направлениям подготовки и специальностям, входящим в УГСН 10.00.00 (далее - КЦП). Так, объем выделенных КЦП составлял в 2014 году 4321 бюджетное место для уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры и 102 бюджетных места для уровня подготовки кадров высшей квалификации, в 2015 году - 4711 и 103 бюджетных места соответственно, в 2016 году - 5102 и 101 бюджетное место соответственно. Таким образом, ежегодный прирост КЦП за последние три года составляет порядка 400 бюджетных мест ежегодно.
Также в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка образовательными организациями, подведомственными федеральным государственным органам, определенным частью 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), реализуются образовательные программы по специальностям высшего образования 10.05.06 Криптография и 10.05.07 Противодействие техническим разведкам. В силу специфики будущей профессиональной деятельности выпускников федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), основные образовательные программы, а также сведения о структуре и объемах подготовки по указанным специальностям являются информацией ограниченного распространения.
Кроме того, для обеспечения системного взаимодействия между работодателями, научными и образовательными организациями в целях принятия обоснованных решений на уровне взаимодействия между различными учебно-методическими объединениями (далее - УМО), входящими в одну область образования, Минобрнауки России приказом от 22 декабря 2014 г. N 1605 созданы координационные советы по областям образования (далее - КС), в том числе по области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки".
В настоящее время Минобрнауки России ведется работа по формированию федеральных УМО, в том числе по УГСН 10.00.00 Информационная безопасность.
Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1220 председателем федерального УМО в системе высшего образования по УГСН 10.00.00 Информационная безопасность утвержден Пичкур А.Б., начальник ФГКОУ ВПО "Институт криптографии, связи и информатики" Академии ФСБ России.
Федеральное УМО объединяет представителей ведущих образовательных организаций высшего образования, научно-исследовательских организаций и работодателей в области информационной безопасности.
В соответствии с Типовым положением об УМО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 505 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2015 г., регистрационный N 37604), основными направлениями деятельности УМО являются разработка и актуализация ФГОС высшего образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также научно-методическое и учебно-методическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям, отнесенным к ведению УМО.
Также дополнительные меры по совершенствованию кадрового обеспечения безопасности в информационной сфере принимаются Минобрнауки России в рамках исполнения поручений, сформулированных протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 23 июля 2015 г., утвержденным Президентом Российской Федерации (от 28 июля 2015 г. N Пр-1538). Соответствующая информация будет представлена в Правительство Российской Федерации в сроки, установленные указанным протоколом.
По вопросу о формировании умений в области черчения (графики) в рамках реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях в целях подготовки учащихся к обучению по специальностям (направлениям подготовки), востребованным в организациях ОПК.
В настоящее время в 6-11-х классах действуют государственные образовательные стандарты 2004 года (далее - ГОС 2004 г.) (приказы Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего [полного] общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования").
В соответствии с базисным учебным планом в федеральный компонент государственного стандарта общего образования включен и является обязательным для изучения во всех общеобразовательных организациях в 5-8-х классах учебный предмет "Технология".
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных организаций, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания по предмету "Технология" изучается в рамках одного из трех направлений: "Технология. Технический труд", "Технология. Обслуживающий труд" и "Технология. Сельскохозяйственный труд".
Каждое из направлений технологической подготовки обязательно включает в себя раздел "Черчение и графика", которым предусмотрено изучение следующих тем: "Организация рабочего места для выполнения графических работ. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ".
В результате изучения раздела "Черчение и графика" ученик должен знать (понимать) технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Кроме того, школьное графическое образование с учетом индивидуальных интересов и предпочтений учащихся может осуществляться не только на уроках черчения, технологии, информатики и через программы факультативных и элективных курсов технической и технологической направленности, но и в рамках внеурочной деятельности в самых разных формах (кружки инженерно-технической и технологической направленности: "Юный техник", "Юный модельер", клубы технического моделирования и др.). Формы внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по учебному предмету "Технология" на уровне среднего общего образования (профильный уровень) включает такой раздел, как "Специальная технологическая подготовка".
Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в различных направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности, в том числе в сфере проектирования: художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение.
Изучение черчения может осуществляться и при изучении других обязательных учебных предметов. Так, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по информатике и ИКТ на уровне среднего общего образования включает такие элементы содержания, как: "Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественно-научные дисциплины".
В учебном плане основной образовательной программы школы предусмотрены две части: обязательная (инвариантная) часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).
В вариативной части учебного плана общеобразовательная организация с учетом интересов учащихся может усилить графическую составляющую в преподавании тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение (в том числе технологии, информатики), ввести новые учебные предметы (в том числе учебный предмет "Черчение"), факультативные и элективные курсы (в том числе по черчению) в зависимости от специфики образовательной организации и ее кадровых, технических и иных возможностей.
Следует отметить, что включение учебного предмета "Черчение" в обязательную часть учебного плана во избежание перегрузки учащихся повлечет за собой сокращение часов на изучение других обязательных учебных предметов основной образовательной программы школы, поскольку количество часов в неделю, отведенных на освоение учащимися основной образовательной программы школы, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, регламентированной санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (далее - Требования).
Согласно Требованиям максимально допустимая недельная нагрузка учащихся составляет (в академических часах при 6-дневной учебной неделе): для учащихся 1-х классов - 21 ч, для 2-4-х классов - 26 ч, для 5-х классов - 32 ч, для 6-х классов - 33 ч, для 7-х классов - 35 ч, для 8, 9-х классов - 36 ч, для 10, 11-х классов - 37 ч.
Поэтапно вводимые ФГОС включают требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения указанных программ. ФГОС также предусматривают обязательное изучение предметной области "Технология" на уровне основного общего образования в объеме, достаточном для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения прикладных учебных задач, а также совершенствование их умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, овладение методами моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС общего образования достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.
Кроме того, согласно требованиям ФГОС содержательный раздел основной образовательной программы школы должен включать программу, направленную на формирование компетенции учащихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, в рамках которой возможна разработка инженерно-технического или технологического проекта с его последующей защитой как итоговой творческой работы выпускника.
Таким образом, и ГОС 2004 г., и ФГОС позволяют общеобразовательным организациям изучать черчение (графику) и технологию в рамках обязательных учебных предметов, в рамках дополнительных учебных предметов и курсов по выбору учащихся, а также в рамках внеурочной деятельности инженерно-технической и технологической направленности.
Кроме того, частью 1 статьи 15 Федерального закона предусмотрена возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ (далее - сетевая форма).
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Таким образом, образовательные организации вправе самостоятельно принимать решение о сотрудничестве с предприятиями и организациями, в том числе организациями ОПК, для формирования у обучающихся умений в области черчения (графики) в рамках реализации общеобразовательных программ.
Директор Департамента |
А.Б. Соболев |
______________________________
* См. приложение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2015 г. N МОН-П-4775 "О подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", январь 2016 г., N 2