Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 207-КГ15-11
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Лупянниковой Л.В. в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Кудрявцева А.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2015 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июля 2015 г. по заявлению Бакшеева П.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Бакшеев П.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным действия начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанные с применением при расчете и предоставлении жилищной субсидии поправочного коэффициента - 2,25. Кроме того, он просил взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") судебные расходы в размере ... рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июля 2015 г., заявление удовлетворено частично. На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375. Кроме того, в пользу Бакшеева П.В. с ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" взысканы судебные расходы в сумме ... рублей (... рублей - оплата услуг представителя и ... рублей - государственная пошлина).
Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 28 октября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 11 марта 2015 г. N 2077 размер жилищной субсидии Бакшееву П.В. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 16 лет 1 месяц. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 17 марта 2015 г.
Приказом командира войсковой части ... от 14 марта 2015 г. заявитель уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от 23 марта 2015 г. исключен из списков личного состава с 27 марта 2015 г.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, Бакшеев П.В. оспорил указанное решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" в гарнизонный военный суд.
Признавая действия начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" незаконными, суд исходил из того, что заявитель относится к категории граждан, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а поэтому имеет право на получение жилищной субсидии, рассчитанной с применением поправочного коэффициента - 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Бакшеев П.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Бакшеева П.В.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2015 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 2 июля 2015 г., принятые по заявлению Бакшеева П.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Бакшееву П.В. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 207-КГ15-11
Текст определения официально опубликован не был