Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений приказа Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 584 "О внесении изменений в перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370" (далее - приказ N 584), и в рамках своей компетенции сообщает.
Приказом N 584 внесены изменения в пункт 6 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 (далее - Перечень), в соответствии с которым, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносится в том числе, описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Описание в кадастровом паспорте земельного участка всех его частей, занятых объектами недвижимости, позволяет органам местного самоуправления выявить наличие (отсутствие) расположенных на образуемом земельном участке всех зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании третьих лиц. Таким образом, отсутствие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащим иным правообладателям, позволяет подтвердить наличие исключительного права заявителя на приватизацию соответствующего земельного участка.
Вместе с тем, в ряде случаев граждане или юридические лица обращались в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав на земельный участок до 11 января 2011 г., то есть до вступления в силу приказа N 584. При этом к заявлению они прикладывали документы, предусмотренные Перечнем в действующей на тот момент редакции приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2009 г. N 282.
В связи с изложенным, для принятия уполномоченными органами соответствующего решения Департамент недвижимости полагает достаточными предоставление гражданами или юридическими лицами вместе с заявлением о приобретении прав на земельные участки документов, соответствующих нормам действующего на тот момент законодательства.
По вопросу взимания "платы за внесение изменений в кадастр" полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ (часть 4 статьи 36 Закона о кадастре).
Согласно части 3 статьи 47 Закона о кадастре на период до 1 марта 2015 г. предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре, на безвозмездной основе.
Заместитель Директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 апреля 2011 г. N Д23-1783 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был