Аннотация
Данные методические рекомендации определяют цели, задачи и механизмы создания Служб школьной медиации (далее - Служба ШМ) в образовательных организациях, подготовки кадров, внедрения с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками. Рекомендации посвящены содержательному раскрытию тех целей, задач и направлений, которые определены Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденной в соответствии с Планом мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, а также направлены на вовлечение в развитие и интеграцию восстановительной практики всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности - от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение.
Настоящие рекомендации предназначены для сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и сотрудников образовательных организаций, принимающих участие в развитии Служб ШМ, лиц, которые в том числе будут отвечать за взаимодействие с сетью служб медиации в рамках Концепции, а также иных лиц, заинтересованных во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с детьми, подростками, в образовательном пространстве в целом.
Использование данных рекомендаций способствует формированию единого подхода к организации Служб ШМ в образовательных организациях и гармоничному взаимодействию данных Служб ШМ с общероссийской сетью служб медиации, которая создается в соответствии с Концепцией.
Методические рекомендации разработаны ФГБУ "Федеральный институт медиации".
Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р (Далее - Национальная стратегия), Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 1430-р, Межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции, утвержденным поручением заместителя председателя Правительства от 08.05.2015 N ОГ-П4-3106*(1) (далее - Межведомственный план), в образовательных организациях Российской Федерации должны создаваться и развиваться Службы ШМ.
Высокий гуманистический потенциал медиации делает ее важным инструментом формирования гражданского общества. В свою очередь уровень развития медиации, степень ее интеграции в правовую и социальную среду служит показателем зрелости и цивилизованности общества.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике 60-70% случаев применения процедуры медиации завершаются достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Службы ШМ должны стать одной из основных опор в обеспечении защиты детей и их прав, создавая условия для формирования безопасного пространства, в котором происходит становление личности. Метод "Школьная медиация"*(2) совмещает в себе профилактическую работу, охватывающую всех участников образовательного процесса и восстановительную практику (когда необходимо исправление, восстановление нарушенных прав, отношений и т.д., в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением) одновременно, содействующую повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д.
Данные методические рекомендации предполагают возможность как их комплексного применения, так и использования некоторых рекомендаций по отдельности в зависимости от возможностей и специфики работы каждой образовательной организации.
Настоящие методические рекомендации предусматривают возможность их последующего совместного применения с иными специализированными методическими рекомендациями, предназначенными для различных участников сети служб медиации, а также сторон, являющихся потенциальными потребителями, заинтересованными в помощи, предоставляемой организациями, входящими в сеть служб медиации, и разрабатываемыми по мере развития сети служб медиации и ее функционирования.
1. Определение службы школьной медиации, основные цели и задачи службы школьной медиации
Служба школьной медиации - это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью метода школьной медиации и медиативного подхода*(3), и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
Основными целями Службы ШМ являются:
- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
- улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.
Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
- формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода школьной медиации;
- адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и территориальной специфики;
- подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации;
- снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в "группах равных", что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях;
- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
До настоящего времени наблюдалась тенденция неразграничения понятий Службы ШМ и Школьной службы примирения (далее - ШСП), что в некоторых случаях приводит к пониманию деятельности Службы ШМ как структуры образовательной организации, которая осуществляет некий акт примирения между конфликтующими сторонами в образовательной среде (как правило между детьми), что не соответствует тем задачам и целям, которые реализует Служба ШМ в тех рамках, которые обозначены в Национальной стратегии, Концепции и Межведомственном плане.
С целью структурирования реализации тех целей и задач, которые указаны в Национальной стратегии, Концепции и Межведомственном плане, под деятельностью Службы ШМ подразумевается определенная методологическая база, связанная с развитием института медиации, которая включает в себя в качестве инструментов реализации этих целей медиацию, медиативный подход, восстановительный подход, объединенные в комплексном методе школьной медиации*(3).
Школьная медиация позволяет интегрировать медиативные принципы в систему взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в целом, что создает основу для полномасштабной профилактической работы.
2. Структура, принципы и особенности организации службы школьной медиации
Служба ШМ не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации. Служба ШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).
В Службу ШМ могут входить сотрудники образовательной организации, дети, а также их родители*(4). Необходимым условием участия в работе Службы ШМ является прохождение специального обучения.
Служба ШМ действует на основании российского законодательства, устава образовательной организации, иных региональных и локальных нормативных актов, в том числе и на основании положения о Службе ШМ, которое может утверждаться советом образовательной организации, либо нормативно-правовыми актами, соответствующими тем реалиям, в которых находится то или иное учреждение или организация (если не предусмотрено иное).
Для эффективного функционирования Службы ШМ необходимо осознанное понимание администрацией образовательной организации, контролирующих организаций, органов исполнительной власти, важности независимой позиции Службы ШМ.
Организация Службы ШМ должна проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа добровольности и осмысленного подхода к созданию жизнеспособной Службы ШМ.
Обучение специалистов служб школьной медиации
Согласно Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, достижение поставленных перед Службами ШМ целей и задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава, и основная идея по обучению заключается в том, что развитие школьной медиации в силу инновационности этого метода никак нельзя отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и добросовестные работники образовательной организации, имеющие обычные и достаточные для их привычных трудовых функций педагогическое, психологическое или юридическое образование и квалификацию. Данный метод представляет собой уникальный подход к решению тех или иных трудных, спорных и конфликтных ситуаций, а также к их предотвращению, что потребует от работников Служб ШМ специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения.
При выборе программы обучения специалистов, входящих в состав Службы ШМ, нужно понимать, что такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (72-200 часов), и в то же время быть массовым. Под массовостью подразумевается широкомасштабная интеграция школьной медиации, создание Служб ШМ во всех образовательных организациях страны с целью обеспечения доступа к возможностям, предоставляемым методом школьной медиации всем заинтересованным участникам образовательно-воспитательной системы.
Обучение методу школьной медиации
Внедрение метода школьной медиации (далее - метод ШМ) предполагает массовое обучение его основам взрослых, участвующих в образовательно-воспитательном процессе, включая, насколько это возможно, родителей и детей. Основной задачей интеграции метода является формирование безопасного пространства для растущей личности. При этом безопасным пространство должно быть в равной степени как для детей, так и для взрослых.
Обучение взрослых должно строиться исходя из того, что они, применяя метод ШМ и медиативный подход, должны решать следующие группы задач:
- первая группа задач относится ко всем участникам образовательно-воспитательной системы:
- предотвращать возникновение конфликтов и их эскалацию;
- содействовать вовлечению детей в работу службы медиации, в том числе путем формирования и обучения "групп равных";
- использовать медиативный подход в работе с детьми из неблагополучных семей, в рамках программ работы с безнадзорными и беспризорными детьми, в качестве профилактической работы, работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- обеспечивать применение медиативного подхода, технологий позитивного общения в рамках коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе работниками правоохранительных органов, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и других органов и организаций;
- использовать медиативный подход, позитивное общение как основу для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
- вторая группа задач, в дополнение к уже имеющимся, относится к ядру Службы ШМ*(5):
- разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной организации, вести просветительскую работу среди коллег и родителей;
- координировать действия участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних воспитанников образовательной организации (школьников);
- обеспечивать супервизию и помощь при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в роли комедиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.
Обучение детей в рамках метода школьной медиации должно способствовать решению следующих задач:
- учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства;
- формировать и развивать у детей активную жизненную позицию, умение принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, сознавая силу своего влияния на окружающий мир;
- уметь находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их;
- учить сопереживанию, умению понять, принять и ценить другого, поставить себя на место другого, быть чутким и отзывчивым.
Обучение методу ШМ, одним из основных элементов которого является медиативный подход, позволяет использовать полученные знания и умения для работы не только в конфликтном поле, но и в обычном взаимодействии. Это крайне важно, поскольку в любом взаимодействии, а тем более в образовательной организации, существует риск возникновения разногласий, противоречий, которые могут стать источником возникновения конфликта. Метод ШМ позволяет выработать навык конструктивного взаимодействия и способность сохранения его в сложных, стрессовых ситуациях.
Особенности участия детей в медиации
Наряду с общими положениями организации работы самой Службы ШМ, важно учитывать следующие особенности участия детей в процедуре медиации, а также при организации Службы ШМ в целом:
- необходимо информированное согласие от родителей (законного представителя) ребенка на работу и участие в "группах равных". Таким образом, школьник участвует в "группах равных" на основе информированного согласия родителей (законного представителя);
- участие детей в "группах равных" относится к воспитательной работе, направленной на позитивную социализацию, ресоциализацию, к восстановительным практикам;
- при конфликте между взрослым и ребенком (несовершеннолетним), а это изначально подразумевает некий дисбаланс, необходимо обратить внимание как на намерение согласия со стороны родителей (законного представителя) на участие ребенка в процедуре, так и на присутствие в процедуре взрослого (родителей, законного представителя);
- нужно учитывать тот факт, что в повседневных школьных конфликтах появляется как необходимость, так и предрасположенность самой ситуации к оперативному урегулированию конфликта;
- также необходимо помнить, что сам ребенок может испытывать некоторое затруднение в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (родителей, законного представителя и др.) как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой процедуры как для самого ребенка, так и в целом на разрешение ситуации;
- с согласия всех участников процедуры медиатор может провести раздельную встречу с ребенком (без его представителя);
- при разрешении конфликтов "ребенок-взрослый" в процедуре медиации может участвовать в качестве комедиатора учащийся из "группы равных" наравне с медиатором-взрослым. Выбор медиатора из "группы равных" может происходить как по согласованию со сторонами, так и опираясь только на выбор учащегося, являющегося стороной конфликта (таким образом можно компенсировать изначальный дисбаланс в позиции "ребенок-взрослый");
- проведение процедуры медиации предпочтительно в формате совместных встреч, но при необходимости в разумных пределах можно использовать раздельные встречи;
- учащийся может так же, как и другая сторона пригласить в процедуру кого-то еще, если он считает, что это целесообразно;
- в спорах между детьми в роли медиатора могут выступать медиатор-взрослый, медиатор-учащийся, комедиаторы в связке "взрослый-учащийся" или "медиатор-учащийся "из группы равных" в зависимости от выбора сторон и от сложности ситуации;
- сложные конфликты между детьми, в которые также могут быть уже вовлечены и взрослые (например, родители), чаще разрешаются взрослыми, но при желании стороны, а также когда это целесообразно и не вызывают возражений у сторон, возможно и привлечение ребенка в комедиацию.
Таким образом, медиатор должен проявлять чуткость к потребностям ребенка, его отношению к участию родителей, законного представителя в процедуре медиации и быть готовым к различным реакциям ребенка на их участие в разрешении той или иной конфликтной ситуации.
Родители (законные представители) детей должны быть информированы о том, что процедура медиации - это процедура сторон спора и именно они являются активными участниками процесса.
Комедиатор-взрослый должен помнить о всех особенностях работы в формате комедиации, но еще принимать во внимание, что в комедиации медиаторы являются равными партнерами и комедиатор-взрослый является примером для подражания для юного медиатора.
3. Различные модели создания Служб школьной медиации в образовательных организациях
Учитывая важность создания Служб ШМ в соответствии с целями и задачами, которые обозначены в Национальной стратегии и Концепции, а также в связи с необходимостью избежать формального подхода при их организации, и с целью поддержания осознанного стремления к развитию жизнеспособной и самодостаточной Службы ШМ, а также различные возможности и ресурсы образовательных организаций, предлагается несколько вариантов поэтапного создания Службы ШМ.
Это позволит каждой образовательной организации, муниципалитету, региону реализовать алгоритм, наиболее отвечающий не только запросу, но и возможностям.
Вариант А.
Данный вариант предполагает индивидуальный подход к созданию Службы ШМ, который осуществляется в соответствии с запросом образовательной организации. Этапы организации Службы ШМ:
I. Ознакомительная беседа с администрацией образовательной организации. В случае если в организации руководящий состав более трех человек, то в данном случае проводится ознакомительный семинар на 1-2 дня.
II. Проведение ознакомительного семинара-лекции для всех сотрудников образовательной организации (в обязательном порядке с вовлечением школьных психологов, социальных педагогов, воспитателей). Данный семинар носит ознакомительно-пригласительный характер к участию в создании Службы ШМ.
III. После ознакомительного семинара из сотрудников образовательной организации формируется группа (выразивших желание/готовность участвовать в создании и работе Службы ШМ), которая проходит обучение по программе "Школьная медиация" (программа рассчитана на 144 часа - два модуля по 72 часа каждый). Одна группа может состоять из 15-20 человек. В зависимости от масштабов образовательной организации (количества сотрудников, учащихся, специфики образовательной организации), финансовых возможностей образовательной организации может быть сформировано несколько групп.
IV. а) В случае необходимости вопрос о принятии решения о создании Службы ШМ выносится на Совет (либо иной коллегиальный, совещательный орган в образовательной организации, в котором также принимают участие родители и дети). В случае отсутствия Совета или отсутствия необходимости в принятии специального решения по вопросу создания Службы ШМ, данный этап не реализуется.
б) Проведение родительских собраний*(6) с информационно-просветительской целью. С родителями проводится разъяснительная работа о том, что детям будет предложено участвовать в работе "групп равных"*(7), а также родителям предлагается активное участие в создании и работе Службы ШМ. Заинтересованные родители проходят краткосрочное обучение по курсу "Введение в школьную медиацию и основы медиативного подхода". Наиболее эффективно на начальном этапе четырехдневное обучение (обучение должно проходить по максимально приемлемому [удобному] графику*(8), например, по субботам и воскресеньям две недели подряд, или один из выходных дней в течение четырех недель и т.д.). В зависимости от возможностей сроки обучения варьируются от одного до четырех дней. Основная цель данного этапа - вовлечение в процесс интеграции медиации в образовательной организации наибольшего количества родителей.
V. Подготовка к работе в "группах равных" и их формирование. Проведение информационной работы с детьми, родители которых ознакомлены с проводимыми мероприятиями, и о возможном участии детей в "группах равных". Работа по формированию групп проводится после окончания взрослыми сотрудниками образовательной организации одного модуля обучения (первые 72 часа). Следующие 72 часа будут посвящены обучению взрослых работе в "группе равных". По окончании взрослыми обучения по 144-часовой программе "группы равных" уже должны быть сформированы. Количество детей в группе может варьироваться от 6 до 12 человек. Группы формируются на добровольной основе. Их может быть несколько.
VI. Обучение детей в "группах равных". После окончания обучения взрослыми по 144-часовой программе приглашенные тренеры-методисты начинают обучение детей медиации и медиативному подходу в "группах равных" по программе, рассчитанной на 24-36 часов с привлечением взрослых выпускников программы, проявивших желание войти в ядро Службы ШМ, желающих получить дополнительный опыт взаимодействия с детьми, их обучения в "группах равных", в качестве стажеров-ассистентов.
По завершении данного этапа можно говорить о создании основы для дальнейшего функционирования Службы ШМ.
Затем на протяжении первых 3-12 месяцев в рамках договора об интеграции медиации в образовательную организацию и создания Службы ШМ ведется активная консультативная работа по сопровождению деятельности Службы ШМ, супервизии. В том числе при необходимости опытными медиаторами-тренерами проводятся процедуры медиации, обучающие мероприятия для сотрудников образовательной организации и родителей.
Сотрудники образовательной организации, составляющие ядро Службы ШМ, должны иметь возможность обращаться за консультациями, а через 6-12 месяцев пройти дополнительное поддерживающее обучение (двух-, четырехдневные модули).
Вариант Б.
Данный вариант для случаев, когда у образовательной организации нет возможности интегрировать Службу ШМ в виде индивидуально смоделированного проекта. Реализация его также будет возможна и при участии сертифицированных служб медиации, входящих в сеть, развивающуюся в соответствии с Концепцией, если они будут обладать компетенциями, необходимыми для проведения обучения по программе "Школьная медиация" (144 часа), и иметь в своем штате тренеров-методистов-медиаторов.
Этапы создания Службы ШМ:
1. Отбор и направление образовательной организацией группы сотрудников в количестве 5-7 человек (в зависимости от возможностей образовательной организации) на обучение по программе "Школьная медиация". В первую очередь в группу включаются, как и в первом варианте, школьные психологи, социальные педагоги и преподаватели, выразившие заинтересованность в участии в работе Службы ШМ.
I. Одновременно с обучением сотрудников руководство образовательной организации проходит краткосрочный ознакомительный семинар (в случае если руководство не находит возможности посетить ознакомительный семинар, данный этап не реализуется).
II. После прохождения обучения и заручившись поддержкой администрации образовательной организации сотрудники реализуют этапы IV-VI Варианта А самостоятельно.
В данном варианте образовательная организация может также обратиться в ФБГУ "ФИМ", сертифицированную службу медиации за методическим сопровождением, в которое входят консультации и супервизии для обученных по программе "Школьная медиация" сотрудников образовательных организаций. Такая помощь может понадобиться на VI этапе и в процессе становления Службы ШМ. Также при этом варианте создания Службы ШМ нужно, чтобы после завершения обучения ядром Службы ШМ был проведен для всех (большинства) сотрудников образовательной организации ознакомительный семинар-лекция (аналогичный II этапу Варианта А). При наличии заинтересовавшихся в прохождении дополнительного обучения методу школьной медиации руководству рекомендуется перед принятием решения о направлении на обучение предоставить этим сотрудникам возможность поучаствовать в разворачиваемой коллегами школьными медиаторами работы в Службе ШМ. Таким образом, администрация образовательной организации сможет определить для себя целесообразность в направлении сотрудника на обучение, и сам сотрудник получит представление о деятельности Службы ШМ и утвердится в своем желании получить дополнительное образование с целью последующего участия в работе Службы ШМ.
Учитывая, что после обучения практический опыт минимален, сопровождение поможет повысить гарантии качества работы прошедших обучение.
Вариант В.
При наличии решения региональных, муниципальных органов о создании Служб ШМ в нескольких или во всех образовательных организациях.
Этапы создания Службы ШМ:
I. Проведение совещания для руководителей образовательных организаций в департаменте образования.
II. Собираются группы руководителей из 5-8 учреждений для прохождения I этапа Варианта А.
III. Определение руководителем образовательной организации варианта создания Службы ШМ (Варианты А, Б или Г, допускается возможность комбинирования вариантов).
IV. Создание Службы ШМ в образовательной организации в соответствии с выбранным вариантом.
Вариант Г.
Для формирования более глубокой и индивидуализированной модели, чем Вариант Б, и вместе с тем более экономичной, чем Вариант А, образовательные организации (две или три) рассматривают возможность объединения своих ресурсов для обучения сотрудников, а также для проведения просветительских мероприятий, с целью создания Служб ШМ в своих организациях. Это позволит образовательным организациям, координируя усилия, максимально адаптировать модель интеграции медиации в своих организациях к индивидуальному запросу.
Дополнительные положения, обеспечивающие эффективность, последовательность и преемственность организации, работы и развития деятельности Службы ШМ:
- поддержка, основанная на понимании возможностей Службы ШМ и сути самого метода школьной медиации со стороны руководства образовательной организации;
- информированность всех участников образовательно-воспитательного процесса о существовании Службы ШМ (для чего она нужна, какие задачи она может решить, в каких случаях и к кому можно и нужно обращаться и т.д.), в том числе и внутренние органы самоуправления (советы, родительские или ученические комитеты, комиссии и т.п.), также с целью возможности опираться на такую Службу ШМ в своей работе;
- открытость Службы ШМ для родителей с максимальным вовлечением их в эту работу (насколько они сами проявляют готовность и заинтересованность вовлечься в данную работу*(9)). Это будет способствовать развитию сотрудничества, партнерских отношений между образовательной организацией и родителями, семьей в воспитании детей;
- предоставление сотрудникам образовательной организации, задействованным в Службе ШМ, возможности коллегиального общения (интервизии, супервизии, консультации и т.д.);
- пополнение состава, участвующего в работе Службы ШМ, обучение сотрудников, мотивированных на работу в Службе ШМ;
- проведение совместных мероприятий с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП), социальными службами и другими организациями, с которыми приходится вступать во взаимодействие в контексте функционирования образовательной организации. Контакт с ними, выстраивание взаимообмена и взаимопомощи. Позиционировать образовательную организацию как объединяющий элемент в профилактической работе с детьми, превенции правонарушений и совершения повторных правонарушений несовершеннолетними;
- избегать формализации работы Службы ШМ. Создание положений, распоряжений, формуляров и др. не должно подменять содержательную работу Службы ШМ. Жесткая регламентация, формальный подход будет мешать развитию Службы ШМ и в конечном итоге приведет к утрате преимуществ, которые Служба ШМ как живой организм создает для существования образовательной организации, привнося в образовательно-воспитательный процесс позитивную направленность;
- при наличии координатора Службы ШМ важно понимать, что это не руководитель Службы ШМ, с которым необходимо выстраивать иерархические взаимоотношения, а человек, который организует пространство, необходимое для работы и развития Службы ШМ и который будет сменяться по ротации;
- работа Службы ШМ - это максимальное распространение и укоренение основных принципов медиации в культуре взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса, т.е. незыблемость ценности человеческой жизни, уникальность личности каждого, уважение к любому человеку как данность, предоставление каждому права на собственное мнение, на защиту своих прав и интересов при условии, что это не нарушает права и интересы других, не наносит им вред;
- Служба ШМ всегда держится на людях, на человеческом факторе, поэтому очень важно, чтобы те, кто заинтересован в участии в ее работе, всегда поддерживались администрацией образовательной организации (отправлялись на обучение, повышение квалификации), чтобы к их мнению прислушивались;
- нужно делать все возможное для того, чтобы ценности взаимодействия, основанного на принципах, которые лежат в основании метода школьной медиации, стали привычным способом существования школьного социума, что и станет одной из главных гарантий последовательности и устойчивости работы Службы ШМ.
4. Материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности службы школьной медиации
Источниками финансирования создания и деятельности Служб ШМ могут быть:
- собственные средства учреждения или организации;
- средства федерального бюджета, предусмотренные в различных программах;
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе предусмотренные в региональных и муниципальных программах образовательной и социальной направленности;
- иные средства, привлекаемые для обеспечения организации и деятельности Служб ШМ в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации.
Для финансирования организации и деятельности Служб ШМ могут использоваться средства Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и различных программ социальной защиты населения.
Основным и первоочередным мероприятием, требующим финансирования, является обучение сотрудников образовательной организации и других участников образовательно-воспитательного процесса, участвующих в работе Службы ШМ.
Координация и оказание содействия в создании Служб ШМ
Реализация Концепции находится на начальном этапе. В настоящее время обучение методу школьной медиации с целью создания Служб ШМ в рамках Концепции проводит ФГБУ "Федеральный институт медиации" в Москве, а также возможен выезд в регионы при наличии запроса, согласованного с региональными или муниципальными органами управления образованием, социальной защиты населения или самой образовательной организацией. Организациям, планирующим создать службы медиации с целью включения их в сеть служб медиации, а также Служб ШМ, в соответствии с Концепцией необходимо обращаться в ФГБУ "Федеральный институт медиации" (контактная информация на сайте www.fedim.ru в разделе "Концепция развития служб медиации") для получения необходимой консультации.
______________________________
*(1) Указанные документы доступны по адресу http://fedim.ru/services-of-mediation/
(официальный сайт ФГБУ "ФИМ". Раздел, посвященный развитию Служб ШМ).
*(2) Авторский метод, разработанный АНО "Научно-методический центр медиации и права".
*(3) Разработка АНО "Научно-методический центр медиации и права".
*(4) В работе Служб ШМ участвуют как взрослые, так и дети. Взрослые участники выполняют в том числе роль координаторов Службы ШМ. Служба ШМ не является закрытой системой; при желании родители, при соответствующем обучении, также могут войти в основной состав Службы ШМ.
*(5) Ядро Службы ШМ - сотрудники, изъявившие готовность оказывать содействие в создании Службы ШМ, последующей ее деятельности и развитии.
*(6) Собрание может быть общим, расширенным, для всех родителей или для тех классов, в которых в последующем будет проводиться обучение в "группах равных".
*(7) "Группа равных" - это группа детей, которая объединена для обучения медиации и медиативному подходу с целью приобретения навыков конструктивного поведения в ситуациях стресса и конфликта, а также последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Участие в "группе равных" - это способ позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих.
*(8) Данный подход в организации обучающего процесса должен соблюдаться при реализации любой обучающей программы в рамках организации Службы ШМ.
*(9) Служба ШМ предназначена для создания благоприятных условий и защиты интересов всех без исключения участников образовательно-воспитательного процесса, а значит и в интересах родителей.
______________________________
* Разработан Научно-методическим центром медиации и права.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях (направлены письмом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2015 г. N 07-4317)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", февраль 2016 г., N 4