Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-03-06/2/72663
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об учете вариационной маржи по фьючерсным контрактам при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и сообщается следующее.
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлен статьями 301-305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определены статьей 302 Кодекса. Налоговый учет по срочным сделкам при применении метода начисления осуществляется в порядке, установленном статьей 326 Кодекса.
Согласно статье 301 Кодекса финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ). Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Банком России в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
Для целей главы 25 Кодекса под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организации и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли и (или) клиринговыми организациями правилами (пункт 4 статьи 301 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 302 Кодекса доходами (расходами) налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, полученными (понесенными) в налоговом (отчетном) периоде, признается сумма вариационной маржи, подлежащая получению (уплате) налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 Кодекса (статья 326 Кодекса).
Учитывая изложенное, на основании указанных норм Кодекса при определении налоговой базы по фьючерсным контрактам налогоплательщик учитывает в составе доходов (расходов) суммы вариационной маржи, причитающиеся к получению (уплате).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении налоговой базы по фьючерсным контрактам налогоплательщик учитывает в составе доходов (расходов) суммы вариационной маржи, причитающиеся к получению (уплате).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-03-06/2/72663
Текст письма официально опубликован не был