Определение Верховного Суда РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-19625
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2015 (судья Мурина В.А.), постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (судьи Иванова Л.Н., Александров Д.Д., Юдина Н.С.) и постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.11.2015 (судьи Шишова О.А., Дунаева Н.Ю., Калинина Н.С.)
по делу N А41-8955/2015, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орвил" (далее - общество "Орвил") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Павлово-Посадского муниципального района (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Молодцову Дмитрию Васильевичу (далее - предприниматель Молодцов Д.В.) о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора по Лоту N 10 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Павлово-Посадского муниципального района Московской области или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области; признании недействительным договора от 29.12.2014 N 298 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лоту N 10; применении последствий недействительности сделки в виде возврата каждой из сторон всего, полученного по сделке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эдвер-Медиа" (далее - общество "Эдвер-Медиа").
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.11.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным открытый аукцион на право заключения договора по лоту N 10 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Павлово-Посадского муниципального района Московской области или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области. Признан недействительным договор от 29.12.2014 N 298 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лоту N 10, заключенный между администрацией и предпринимателем Молодцовым Д.В. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. При этом заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и существенное нарушение ими норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы администрации, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, администрацией был организован и проведён аукцион на право заключения договора по лоту N 10 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Павлово-Посадского муниципального района Московской области или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области.
Аукционной комиссией 23.12.2014 было принято решение, оформленное протоколом N 2 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора по лотам N 10, 11, 12, 13, 14, 15 установка и эксплуатация рекламных конструкций (в соответствии с перечнем рекламных мест) на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Павлово-Посадского муниципального района Московской области или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области, в соответствии с которым общество "Орвил" не было допущено к участию в аукционе.
Основанием отказа в допуске явилось несоответствие поданной обществом "Орвил" заявки пункту 7.4 аукционной документации, согласно которому заявка подаётся в запечатанном конверте, скреплённом печатью заявителя (для юридического лица) и подписывается заявителем или лицом, которое вправе действовать от его имени.
Согласно протоколу N 2 об итогах аукциона от 26.12.2014 победителем аукциона на право заключения договора по лоту N 10 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций был признан предприниматель Молодцов Д.В., с которым, как с лицом, выигравшим данные торги, администрацией был заключен договор от 29.12.2014 N 298 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лоту N 10.
Между предпринимателем Молодцовым Д.В. и обществом "Эдвер-Медиа" 10.02.2015 был заключен договор переуступки прав по договору от 29.12.2014 N 298.
Полагая, что конкурс проведён с нарушением действующего законодательства, общество "Орвил" обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса выигравшим по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Определение лучших показателей участников конкурса и победителя конкурса является прерогативой конкурсной комиссии.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) и гражданского законодательства, то есть на основании проводимых торгов, форма проведения которых устанавливается представительными органами муниципальных образований (часть 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Форма, порядок подготовки и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций определяется Положением о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Павлово-Посадского муниципального района Московской области или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 01.08.2014 N 762/87 (пункт 1.2 Положения о проведении аукциона).
Общие требования к порядку заключения договора на торгах, организации и проведения торгов установлены статьями 447, 448 Гражданского кодекса.
Указанные нормы законодательства не устанавливают специальных требований к порядку проведения торгов, предметом которых является заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности, а равно к организации и порядку проведения торгов.
При этом органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе при проведении торгов - часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а сами муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему федеральному законодательству и законодательству Московской области - часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из пунктов 7.1-7.3 Положения о проведении аукциона следует, что для участия в аукционе заявителем подается заявка установленной формы и содержания.
Согласно пункту 7.4 Положения о проведении аукциона заявка подается в запечатанном конверте, скрепленном печатью заявителя (для юридического лица), и подписанном заявителем или лицом, которое вправе действовать от его имени. Аналогичные требования содержатся и в аукционной документации (пункт 5.4).
Пункт 5.5 Положения о проведении аукциона содержат исчерпывающий перечень оснований, по которым заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в частности, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям извещения о проведении аукциона (подпункт 5 пункта 5.5 Положения о проведении аукциона).
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в части, придя к обоснованному выводу, что положение о проведении торгов и аукционная документация не содержат указания на точное место, на котором должна быть проставлена печать. Конкурсной комиссией были нарушены правила проведения торгов, установленные законом, выразившиеся в необоснованном ограничении доступа общества "Орвил" к участию в торгах (исключением из числа участников открытого аукциона), что безусловно нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество было лишило законного права участвовать в данных торгах.
Судами правомерно учтено, что в ходе проверки, проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области по жалобе общества "Орвил", установлено, что на конверте имелась печать и подпись организации. Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 19.01.2015 отказ в допуске к участию в аукционе общества "Орвил" был признан необоснованным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, по существу направлены на иную оценку доказательств и выражают несогласие с выводами судов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-19625 по делу N А41-8955/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-8955/15
05.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14831/15
26.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7295/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8955/15