Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 октября 2015 г. N 35290-ОЛ/04
См. приказ Минстроя России от 26 октября 2015 г. N 761/пр "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме"
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение ОАО УК "Жилкомсервис" от 3 сентября 2015 г. N 1694 с предложениями по проекту приказа Минстроя России "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее соответственно - проект приказа, форма, акт) и в пределах компетенции сообщает.
1. Предложение об указании в проекте приказа, что данная форма акта применяется, если подписание акта прямо предусмотрено в заключенном в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) договоре управления многоквартирного дома, не поддерживается.
В соответствии с частью 10 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из положений статьи 164 Жилищного кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом: собственниками помещений заключаются договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 1), от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещении в таком доме (часть 3).
Кроме того, в пункте 1 проекта акта предусматривается, что к приемке предъявляются работы (услуги), оказанные на основании договора управления многоквартирным домом либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2. По предложению об указании в проекте акта только объемов выполненных работ (услуг) в натуральных величинах без их фактической стоимости, обращаем внимание на следующее.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Следовательно, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, а также порядок внесения средств (списания средств) за работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется условиями заключенного договора управления многоквартирным домом.
Согласно приказу Минстроя России от 22 декабря 2014 г. N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" по форме 2.8 заполняется отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год, где указывается сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по многоквартирному дому, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и перешедшая на текущий отчетный период.
Таким образом, указывая стоимость выполненных работ (услуг) в акте, управляющая организация обеспечивает прозрачность и открытость своей деятельности, которая должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом в договоре управления может быть предусмотрено положение о распределении экономии, возникшей в случаях, когда фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены договора.
С учетом изложенного, предложение об исключении из проекта акта позиции о стоимости выполненных за определенный период работ считаем нецелесообразным.
3. Опасения заявителя о возможном отказе собственников помещений в многоквартирном доме в лице председателя совета этого дома от приемки работ (услуг) и, как следствие, от их оплаты, представляются оправданными только в случае, если подрядная организация, которую привлекла управляющая организация для выполнения работ (услуг), не выполнила их или выполнила такие работы ненадлежащего качества.
При этом следует отметить, что проект акта отражает нормы, установленные в Жилищном кодексе.
Так, в соответствии пунктами 3 и 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса председатель совета многоквартирного дома на основании доверенности заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса; осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.
Следовательно, в силу закона, при наличии надлежащим образом оформленной доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, председатель совета дома может участвовать в процессе приемки-передачи выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и подписывать соответствующие акты.
Таким образом, разработанный Минстроем России проект приказа не содержит противоречий Жилищному кодексу.
Заместитель |
О.А. Лещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 октября 2015 г. N 35290-ОЛ/04
Текст письма официально опубликован не был