1. В случае установления требований к участникам закупки о наличии допусков СРО или лицензий, заказчик должен точно описать какие документы должны быть представлены в составе заявки.
В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик) при проведении конкурса по выбору компаний на оказание услуг по техническому обслуживанию POS-терминального оборудования торгового эквайринга в сети торгово-сервисных точек для нужд Заказчика (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Оператора электронной площадки, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Согласно подпунктам 18-19 пункта 4.1 Документации к участию в Конкурсе приглашаются юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) (далее - Участники), которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по предмету Конкурса, Положению о закупках, в том числе:
"_18. Участник не может одновременно поставлять Банку ИТ оборудование, лицензии и лицензионную поддержку более чем четырех производителей, входящих в ежегодно утверждаемый и публикуемый на сайте Банка список производителей, крупнейших по объему поставок Банку;
19. при закупке Продукции ИТ назначения Участник не может быть выбран Победителем по результатам Закупочной процедуры, если общая стоимость Закупок, осуществленных Банком у указанного Поставщика и/или аффилированных лиц за предшествующие 4 квартала превышает 30% от общего совокупного объема Закупок Банком оборудования, программного обеспечения и услуг для развития информационных технологий...".
В соответствии с подпунктом 4.2.3 пункта 4.2 Документации для допуска участника к закупочной процедуре устанавливается следующее дополнительное требование:
4.2.3 |
Участник/его подрядчик присутствует не менее чем в одном Субъекте РФ и готов обеспечить в срок не позднее 2-х месяцев с момента объявления итогов Конкурса, присутствие во всех региональных центрах Субъектов РФ (в соответствии с данными указанными в приложении N 1.1 "Распределение Субъектов РФ") соответствующего лота. |
подтверждается копиями первых и последних страниц договоров аренды/покупки помещения под склад(помещение) заверенные Директором и Главным Бухгалтером компании. Скан-копии договоров с подрядчиками (первая и последняя страница) и актов выполненных работ/оказания услуг данным подрядчиком (по 2-3 акта на каждый Субъект РФ или Гарантийным письмом Участника на Бланке с подписью и печатью |
Участники, не соответствующие требованиям, установленным в пунктах 4.1 - 4.2 не допускаются к дальнейшему участию в Конкурсе (пункт 4.3 Документации).
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 4.1 Документации установлены требования к участникам Конкурса:
- о наличии необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
- о наличии необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- о наличии профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции.
При этом, из Документации не представляется возможным определить на какие товары, работы, услуги требуется наличие лицензий или свидетельств, какие сертификаты на продукцию необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе, что подразумевает Заказчик под "профессиональной компетентностью", наличие каких финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта необходимо для исполнения договора.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с Извещением, сформированным на официальном сайте:
"_дата публикации Извещения: 30.03.2015;
требование к отсутствию участников закупки в Реестрах Извещением не установлено_".
При этом Документацией установлена дата объявления конкурса - 31.03.2015.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 4.1 Документации "...Участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, сведения, содержащиеся в Извещении, не соответствуют информации, указанной в Документации, что является нарушением части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая, что данное противоречие не привело к сокращению установленных частью 2 статьи 3 Закона о закупках минимальных сроков, предоставляемых на подачу заявок на участие в закупке, выявленное нарушение не влияет на возможность подачи заявки на участие в Конкурсе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Объективным обстоятельством, свидетельствующим о том, что отсутствие значимости критериев оценки заявок, в том числе порядка расчета баллов, привело к нарушениям положений Закона о закупках со стороны организатора торгов и возникновению коллизий при оценке заявок, является возникшая неопределенность при оценке и сопоставлении заявок.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 4.1 Документации "...Участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, сведения, содержащиеся в Извещении, не соответствуют информации, указанной в Документации, что является нарушением части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Участники, не соответствующие требованиям, установленным в пунктах 4.1 - 4.2 не допускаются к дальнейшему участию в Конкурсе (пункт 4.3 Документации).
Необходимо также отметить, что в приложении N 1 "Техническое задание" к Конкурсной документации отсутствует требование о наличии присутствия участника в регионе лота (наличия у участника помещений в регионе). Вместе с этим, в п. 4 Технического задания указана обязанность участника по обеспечению присутствия сервисных инженеров в Региональных центрах Субъектов РФ. Таким образом, требование, изложенное в п. 4.2.3. Конкурсной документации не соответствует требования Технического задания, требованиям к предмету Конкурса, и является избыточным по отношению к участникам закупки.
Установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2016 г. по делу N А40-163234/2015-144-1372)
2. При проведении закупки на строительные работы, заказчик должен разместить на официальном сайте проектно - сметную документацию.
В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса работ, включающего поставку оборудования по объекту "Реконструкция инженерных сетей материального склада" (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2.3. Документации: "У участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету аукциона. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету аукциона участник в составе заявки представляет: - действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы".
Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в открытом аукционе на право заключения договора на выполнение комплекса работ, включающего поставку оборудования по объекту "Реконструкция инженерных сетей материального склада" Заявителю (заявка N 3) отказано в допуске к участию в Аукционе "в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному п. 2.3. аукционной документации, на основании п. 6.7.3.1 аукционной документации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом Аукциона является выполнение работ, включая поставку оборудования. В составе заявки на участие в Аукционе Заявитель представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на выполнения работ, но не представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования, в связи с чем Заказчиком принято решение о не допуске Заявителя к участию в Аукционе.
Вместе с тем, изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу, что в Документации отсутствует указание на необходимость предоставление действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Документации, ненадлежащим образом перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках, а также нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком установлены ненадлежащим образом требования к участникам Закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя не соответствуют требованиям Закона о закупках, являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 3.1.1. Документации работы должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с ведомостью объемов работ, приведенной в таблице N 1 пункта 3.1.5 настоящей аукционной документации.
Часть 5 проекта договора устанавливает: "5.1. Заказчик передает Подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по Объекту в двух экземплярах в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора. 5.2. В случае внесения Заказчиком изменений в проектно-сметную документацию он передает измененную часть проектно-сметной документации в двух экземплярах Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента внесения и утверждения соответствующих изменений. 5.3. Подрядчик при выполнении Комплекса работ не вправе отступать от переданной в соответствии с п.5.1. настоящего Договора проектно-сметной документации без письменного согласия Заказчика. Отступление от проектно-сметной документации, вызванные применением Подрядчиком технологий и способов производства Работ, отличных от предусмотренных проектно-сметной документацией, без изменения физических объемов, качества и стоимости, Подрядчик обязан согласовывать с Заказчиком".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данная проектно-сметная документация на Официальном сайте не размещена.
Отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Аукциона, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на Официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Приложение N 4, N 6 Документации устанавливает закрытый перечень перечень банков, чьи банковские гарантии Заказчик принимает для обеспечения заявки в Аукционе и для обеспечения надлежащего исполнения договора.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
В соответствии с пунктом 3 Документации установлено, что участник должен предоставить сведения о планируемых к привлечению субподрядных организациях (по форме приложения N 14 к аукционной документации) с приложением копий документов, подтверждающих согласие субподрядных организаций на выполнение работ (договор о намерениях, и/или предварительное соглашение, и/или любые другие подтверждающие документы) и их правоспособность (копия свидетельства о допуске к выполнению работ, передаваемых субподрядчику по предмету аукциона, выданное СРО).
Также пунктом 4.5 проекта договора Документации установлено, что: "В случае изменения списка привлекаемых субподрядных организаций, указанных в аукционной заявке, в ходе выполнения Комплекса работ по настоящему Договору, Подрядчик до заключения договора субподряда обязан согласовать с Заказчиком привлечение к выполнению Работ субподрядной организации, представив при этом в адрес Заказчика документы, подтверждающие соответствие привлекаемой субподрядной организации требованиям законодательства Российской Федерации и Заказчика. Подрядчик обязан в суточный срок с момента заключения субподрядного договора направить Заказчику копию данного договора. Заказчик вправе запросить у Подрядчика любые дополнительные сведения, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядных организаций требованиям законодательства Российской Федерации и Заказчика, а также сведения по исполнению субподрядного договора сторонами указанного договора".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации требования к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору, требование об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организаций и получении письменного разрешения Заказчика в случае изменения списка субподрядных организаций противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Аналогичные требования к документации отражены в пункте 201 Положения Заказчика "В документации о закупке должны быть указаны следующие сведения: 10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке".
В соответствии с пунктом 6.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации "может быть направлен с момента размещения аукционной документации, извещения о проведении аукциона на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Аукциона, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на Официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-172131/15-149-1442)
3. Заказчик несет ответственность за действия (бездействие) оператора электронной площадки.
В ФАС России поступила жалоба АО "Л" (далее - Заявитель) на действия заказчика, оператора электронной площадки ООО "Э" (далее - Оператор) при проведении запроса предложений на право заключения договора на покупку плоскошлифовального станка (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия установила следующее.
В соответствии с протоколом N 48 очного заседания комиссии по размещению заказа ОАО ААК "ПРОГРЕСС" от 23.06.2015 на участие в Запросе предложений подано 6 заявок, к участию в Запросе предложений допущено 6 участников.
В данном протоколе отсутствует информация о подаче заявки Заявителем.
Из представленных Заявителем документов следует, что Заявителем подавались заявки 19.06.2015 в 09:55:12 и 08:57:48, денежные средства, необходимые для обеспечения участия в Запросе предложений, на лицевом счету Заявителя по состоянию на 18.06.2015 имелись.
Оператор подтверждает факт поступления на электронную торговую площадку Оператора заявок Заявителя в указанное время (письмо ООО "Э" от 15.07.2015 N 218).
В соответствии с пунктом 35.12.2 Регламента электронной торговой площадки, утвержденного Генеральным директором ООО "Э", "Оператор проверяет заявку Участника в течение 1 часа, с момента получения, не принимает ее в случае отсутствия на счете, для проведения операций по обеспечению участия в запросе предложений в электронной форме, Участника, подавшего заявку на участие в запросе предложений, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в запросе предложений, в отношении которых не осуществлено блокирование по обеспечению заявок на иные электронные закупки".
Из письменных пояснений, представленных Оператором, следует, что в связи с тем, что Заявитель подал заявки менее чем за 1 час до окончания времени подачи заявок на участие в закупке, после окончания их проверки, время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений истекло.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.5.2 Документации Заказчик "заканчивает принимать Предложения в дату и время, указанные в Извещении о размещении объявления о проведении открытого запроса предложений. После истечения указанного срока подача заявок не допускается".
Таким образом, Оператор в нарушение требований пункта 2.5.2 Документации отказал в принятии заявок Заявителя, поданных до истечения времени окончания подачи заявок на участие в закупке, указанного в Извещение.
Учитывая изложенное, жалоба была признана обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с протоколом N 48 очного заседания комиссии по размещению заказа ОАО ААК "Прогресс" от 23.06.2015 на участие в Закупке подано 6 заявок, заявка АО "ЛССП" не рассматривалась.
Вместе с тем, в материалах дела содержатся документы подтверждающие факт подачи АО "ЛССП" заявки на участие в Закупке - 19.06.2015 в 09:55: 12 и в 09:57:48, денежные средства, необходимые для обеспечения участия в Закупке, на лицевом счете АО "ЛССП" по состоянию на 18.06.2015 имелись.
Кроме того, письмом от 15.07.2015 N 218 Оператор электронной площадки подтверждает факт поступления на электронную торговую площадку Оператора заявок в указанное время.
В соответствии с пунктом 35.15.2 Регламента электронной площадки etprf.ru, утвержденного Генеральным директором ООО "ЭТП", Оператор проверяет заявку Участника в течение 1 часа с момента получения, не принимает ее в случае отсутствия на счете для проведения операций по обеспечению участия в запросе предложений в электронной форме, Участника, подавшего заявку на участие в запросе предложений, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в запросе предложений, в отношении которых не осуществлено блокирование по обеспечению заявок на иные электронные закупки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5.2 Документации Заказчик заканчивает принимать Предложения в дату и время, указанные в Извещении о размещении объявления о проведении открытого запроса предложений. После истечения указанного срока подача заявок не допускается.
Следовательно, Оператор электронной площадки в нарушение требований пункта 2.5.2 Документации отказал в принятии заявок Заявителя, поданных до истечения времени окончания подачи заявок на участие в закупке, указанного в Извещении.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение ФАС принято с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа. "
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2016 г. по делу N А40-172162/15-149-1447)
4. Объединение в один лот строительства объекта с техническим перевооружением ограничивает количество участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба СПП ОАО "С" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: "Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей" (далее - Конкурс).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1 статьи 3 Положения о закупке.
Согласно пункту 1.3 Документации предметом Конкурса является: "_выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта "Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш" в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием_".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с требованиями Документации победителю Конкурса необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ, пусконаладочные работы, поставить оборудование, а также выполнить комплекс мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш".
Таким образом, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что не соответствует требованиям пункта 3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Из пункта 12 Документации следует, что заявка участника закупки будет отклонена в связи с тем, что участником будут предоставлены неправильно оформленные документы или документы будут поданы не в полном объеме.
Пунктом 6 Документации установлено, что "_участник Конкурса должен обладать свидетельством, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на основании Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям ч. 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и быть не менее цены контракта, предложенной участником открытого конкурса_".
При этом, в Документации отсутствует конкретный перечень работ, свидетельство СРО по которым необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Конкурса о наличии свидетельств, выданных в Саморегулируемой организации (СРО) с допуском на выполнение работ на объектах капитального строительства, противоречит нормам пункта 3 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Подпунктом 12 пункта 2.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен иметь "действующую лицензию по обеспечению пожарной безопасности зданий сооружений, выданной МЧС РФ".
Предметом Конкурса является: "_выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта "Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием_".
Согласно пункту 11.4 проекта договора "_подрядчик, а также привлекаемые им субподрядные организации, на все время проведения строительно-монтажных Работ на Объекте должен иметь лицензию МЧС РФ на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну_".
Таким образом, требование о наличии соответствующей лицензии МЧС у участника конкурса является избыточным, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1 статьи 3 Положения о закупке.
Согласно пункту 1.3 Документации предметом Конкурса является: "...выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта "Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш" в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием...".
В соответствии с требованиями Документации победителю Конкурса необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ, пусконаладочные работы, поставить оборудование, а также выполнить комплекс мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш".
Например, согласно пункту 3.5 части 2.1 "Технологические решения и оборудование" Проектной документации Конкурса необходимо реконструировать инженерно-технические средства охраны, а именно выполнить установку технических средств охраны, установку камер видеонаблюдения, освещение периметра и т. д.
Данные работы не могут быть признаны технологически и функционально связанными с реконструкцией зданий, строительством и другими работами, указанными в Техническом задании Конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что не соответствует требованиям пункта 3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в его действиях Заявителя нарушение части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ не находит своего подтверждения. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2016 г. по делу N А40-199212/2015-33-1404)
5. Заказчик не вправе устанавливать требование о представлении в составе заявки копий документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому оборудованию.
В ФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель), на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "ОТС" (далее - Оператор) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на поставку оборудования для систем кабельного телевидения для городов Московской области (далее - Запрос котировок).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Протоколу вскрытия конвертов по Лоту N 2 N 31502242386/1 подано 5 заявки на участие в Запросе котировок, из них допущены к участию в Запросе котировок 4 заявки.
Согласно пояснениям представителя Заявителя, 24.04.2015 Заявителем была подана заявка на участие в Запросе котировок. 02.07.2015 в 12.00 Заявителем было подписано новое ценное предложение с улучшенными условиями заявки, которое было направленно Оператору. Вместе с тем, 03.07.2015 загруженный файл с новым ценовым предложением в составе заявки на сервере Оператора отсутствовал.
Согласно пояснениям Оператора, технических сбоев на электронной торговой площадке Оператора, которые могли препятствовать Заявителю улучшить ценное предложение на участие в Запросе котировок, не установлено. С 02.07.2015 по 03.07.2015 электронная площадка функционировала надлежащим образом, что подтверждено информацией о совершении 02.07.2015 Заявителем действий на сайте Оператора.
К жалобе Заявителя был приложены материалы, которые по мнению заявителя свидетельствовали о нахождении файла с улучшенными условиями заявки на сервере Оператора, однако из представленных материалов не представляется возможным сделать однозначный вывод, что файл с улучшенными условиями заявки на участие в Запросе котировок был прикреплен на сервере Оператора.
Иных документов, подтверждающих факт несанкционированного удаления на сервере Оператора нового ценного предложения Заявителя, технических неисправностей в работе электронной торговой площадки Оператора, возникших по вине Оператора, Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором не санкционировано удален файл Заявителя с улучшенными условиями заявки на участие в Запросе котировок, не нашел своего подтверждения.
Кроме того, 17.07.2015 Заказчиком опубликовано извещение об отмене проведения закупки.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2 Положения о закупке: "при закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам".
Заказчиком в пункте 13 информационной карты Документации установлено дополнительное требование о наличии у участника Запроса котировок:
"Наличие официальных документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Данное требование должно быть подтверждено в составе Заявки:
"Копиями документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2 Положения о закупке: "при закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам".
Заказчиком в пункте 13 информационной карты Документации установлено дополнительное требование о наличии у участника Запроса котировок: "Наличие официальных документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Данное требование должно быть подтверждено в составе Заявки: "Копиями документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому Оборудованию".
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемым пунктом решения в совокупности, а также не указано какое нарушенное право подлежит восстановлению путем удовлетворение настоящего иска."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-202812/2015-2-1398)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
К участникам закупки могут предъявляться требования о наличии допусков СРО или лицензий.
Сообщается, что в таких случаях заказчик должен точно описать какие документы должны быть представлены в составе заявки.
Предметом закупки могут являться строительные работы.
Сообщается, что в таких случаях заказчик должен разместить на www.zakupki.gov.ru проектно-сметную документацию.
Заказчик объединил в один лот строительства объекта с техническим перевооружением.
Сообщается, что такое объединение недопустимо, т. к. ограничивает количество участников закупки.
Заказчик установил требование о представлении в составе заявки копий документов от производителя, подтверждающих статус официального поставщика по закупаемому оборудованию.
Сообщается, что данное требование неправомерно.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.