Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2016 г. N 309-КГ16-1578
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л.,
изучив кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (г. Уфа) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2015 по делу N А07-15150/2014, установил:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата) от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов"; обязании Кадастровой палаты устранить техническую ошибку и внести изменения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) об указанных земельных участках, изменив их категорию с категории "земли населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, государственное бюджетное учреждение "Уфимское лесничество" Республики Башкортостан (далее - Уфимское лесничество), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство), администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10", государственное унитарное предприятие "Лесцентр" Республики Башкортостан.
Арбитражный суд Республики Башкортостан решением от 15.04.2015, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2015, удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Министерства на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
При рассмотрении спора суды установили следующие обстоятельства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, относящегося к категории земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Уфимскому лесничеству. Указанные участки поставлены на государственный кадастровый учет 15.04.2014.
Кадастровая палата на основании обращения Администрации в порядке статей 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 N 126-З приняла решение от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях", которым изменила категорию указанных лесных земельных участков на категорию "земли населенных пунктов".
Министерство лесного хозяйства, ссылаясь на то, что Кадастровая палата неправомерно изменила категорию земельных участков с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав оспариваемое решение, принятое в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 1, 7, 8, 70, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьями 2, 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 1, 7, 11, 14, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 4, 18, 47 Порядка ведения государственного кадастра, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, пришли к выводу о том, что у Кадастровой палаты не было оснований для внесения в ГКН исправлений в отношении категории спорных участков, образованных из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет и внесенного в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как земельный участок из земель лесного фонда. Суды указали следующее: действия Кадастровой палаты по внесению 16.05.2014 сведений в ГКН об изменении категории указанных земельных участков не могут быть квалифицированы в качестве исправления технической ошибки; у Кадастровой палаты не имелось правовых оснований для внесения в ГКН в качестве исправления кадастровой ошибки сведений об иной категории спорных участков, образованных из лесного участка, находящегося в федеральной собственности, без согласования с собственником и без представления доказательств соблюдения установленной законодательством процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов; оспариваемое решение нарушает права и охраняемые законом публичные интересы заявителя, поскольку необоснованное исключение участков из категории земель лесного фонда влечет незаконное уменьшение лесного фонда на территории Республики Башкортостан.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы арбитражных судов и основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2016 г. N 309-КГ16-1578 по делу N А07-15150/2014
Текст определения официально опубликован не был