1. Проведение закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в форме запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель обжаловал действия котировочной комиссии Заказчика в части неправомерного признания победителем запроса котировок САО "ВСК".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок САО "ВСК" признано победителем запроса котировок, заявка данного участника признана соответствующей требованиям, установленным в Извещении о запросе котировок и содержащей наиболее низкую цену услуг (191332,04 рублей).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
На заседании Комиссии Управления установлено, что САО "ВСК" подана котировочная заявка в соответствии с требованиями, установленными Извещением о проведении запроса котировок, с указанием наиболее низкой цены услуги 191332,04 рублей.
На основании ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что котировочной комиссией Заказчика САО "ВСК" правомерно признано победителем закупки в соответствии с ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон N 40-ФЗ, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (KB С), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т. д.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В силу Постановления Правительства РФ N 739 установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 739, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 739, не может изменяться в ходе осуществления государственной или муниципальной закупки на услуги ОСАГО.
Вместе с тем, как следует из приведенных норм законодательства, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.
Таким образом, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, осуществление государственной или муниципальной закупки на услуги ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса на основании постановления Правительства Российской Федерации N 739.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, основании представленных на заседание Комиссии документов Комиссия Управления приходит к выводу о том, что осуществление закупки в данном случае путем проведения запроса котировок неправомерно.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Решение Московского УФАС России по делу N 2-57-1203/77-16 от 12.02.2016)
В указанном случае Комиссия Управления руководствовалась позицией ФАС России о недопустимости определения победителя на оказание страховых услуг исключительно по ценовому критерию путем проведения запроса котировок, поскольку участники закупки фактически лишены возможности снизить цену контракта, определенную фиксированными тарифами страховых услуг, при этом надлежащей формой закупки для указанного предмета государственного контракта может быть исключительно открытый конкурс, позволяющий определить победителя, предложившего лучшие условия исполнения государственного контракта в том числе по нестоимостным критериям оценки.
2. Некорректный порядок оценки конкурсных заявок не позволяет участникам закупки сформировать предложение заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 40%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 40 % (показатели: Качество работ; "Экологические характеристики объекта закупки).
Вместе с тем, согласно ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком в приложения N 1 к конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - 40,00%;
Предложенные участником конкурса организационно-технические решения (описательно) по исполнению требований технического задания, а так же технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика (оценивается полнота, детальность, непротиворечивость, ясность изложения) (С1) оценивается от 0 до 50 баллов:
- Представленное предложение имеет не достаточно развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части разработки документации для проведения закупок для Заказчика, и не имеет или имеет не достаточно развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика оценивается в 25 баллов;
- Представленное предложение имеет развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части разработки документации для проведения закупок для Заказчика, и имеет развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика оценивается в 50 баллов;
Предложенные участником конкурса организационно-технические решения (описательно) по исполнению требований технического задания, а так же по использованию технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика (оценивается полнота, детальность, непротиворечивость, ясность изложения) (С2) оценивается от 0 до 50 баллов:
- Представленное предложение имеет не достаточно развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика, и не имеет или имеет не достаточно развернутое описание по использованию технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика оценивается в 25 баллов;
- Представленное предложение имеет развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика, и имеет развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика оценивается в 50 баллов".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку в конкурсной документации отсутствует критерий определения "развернутого" и "не достаточно развернутого" предложений участников, что не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
(Решение Московского УФАС России по делу N 2-57-1088/77-16 от 10.02.2016)
В указанном примере Комиссия Управления руководствовалась позицией изложенной в письме ФАС России от 19.10.2015 исх. N АЦ/575632/15 в соответствии с которыми, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
3. Заказчик ограничил право участника закупки на подачу конкурсной заявки, а так же нарушил сроки возврата обеспечения конкурсной заявки.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части отказа принятия конкурсной заявки Заявителя на участие в данном конкурсе, а также в части отказа в возвращении обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении конкурса указано: Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) - 21.01.2016 11:15; Место подачи заявок 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 24, стр. 2, 3 этаж, "служба конкурсных процедур" префектуры ЦАО г. Москвы, по рабочим дням с 10-00 до 16-00, перерыв с 12-00 по 13-00.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с ч. 10 ст. 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная заявка ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок" направлена в адрес Заказчика, а именно: "Компания получатель: префектура ЦАО"; "ФИО представителя получателя: Фомичев Павел"; "Телефон: (495) 911-94-78 (с поста охраны: 65-687, 65-510); "Адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 24, стр. 2, этаж, "служба конкурсных процедур"; "Описание вложения: заявка (Исх N 27/2016) на 149 стр"; "График получателя: с 10-00 до 16-00, обед с 12-00 по 13-00" посредством курьерской службы "Pony Express" (АО "Фрейт Линк) запечатанный конверт, содержащий заявку на участие в открытом конкурсе (Исх N 27/2016 от 18.01.2016) оформленная в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В силу ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем представлено информационное письмо N 29/2016 от 25.01.2016 отправленное "Pony Express" (АО "Фрейт Линк), согласно которому 19.01.2016 года курьером компании "Pony Express" (АО "Фрейт Линк) принято от ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок" отправление по накладной N 15-7108-6473 для доставки в префектуру ЦАО по адресу г. Москва, ул. Марксистская, д. 24, стр. 2, отправление передано на доставку 20.01.2016 года, при этом получатель отказал в принятии данного отправления.
На основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст. 51 Закона о контрактной системе, поскольку протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе не содержит сведений о заявке, поданной Заявителем на участие в данном конкурсе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в невозвращении на счет участника закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.10 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении открытого конкурса, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 80 000 руб. 00 коп.
Установлено, что обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 80 000 руб. 00 коп. направлено Заявителем Заказчику платежным поручением N 6 от 19.01.2016. В жалобе также указано, что Заявителем 25.01.2016 направлено письмо Заказчику о возврате денежных средств внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе по закупке N 0173200019215001047.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.01.2016 N ПРО1 для закупки N 0173200019215001047 подписан членами конкурсной комиссии Заказчика 26.01.2016.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст. 44 Закона о контрактной системе.
(Решение Московского УФАС России по делу N 2-57-1162/77-16 от 15.02.2016)
Проведение открытого конкурса, и иным способом не связанным с подачей заявки с помощью электронного документооборота и функционала площадок и единой информационной системы непосредственно формирует риски нарушения прав участника закупки связанных с допуском на процедуру вскрытия конвертов так и фактической регистрации заявки в установленном порядке. Не редко участники закупки лишены возможности доказать неправомерность действий заказчика при подобных нарушениях при этом в указанном примере Общество воспользовалось функционалом системы курьерских доставок зафиксировавших факт и время доставки, а так же отказ в принятия заявки. Указанные документы явились доказательственной базой в основе решения о нарушениях, допущенных заказчиком.
Кроме того, Комиссией Управления дополнительно отмечено нарушение Заказчика связанные с нарушением сроков возврата обеспечения заявки. Административная ответственность за указанные действия предусмотрена статьей 7.31.1. КоАП РФ.
4. Запрет на участие в закупке компания являющихся "офшорами" должен быть включен в обязательные требования к участнику закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки при рассмотрении жалобы ООО "Строй-подряд" (далее - Заявитель)на действия ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в 2016 г. (Закупка N 0373100019215000522) установлено следующее.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых Заказчиком при осуществлении, в частности, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, что участник закупки не является офшорной компанией, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 10 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
(Решение Московского УФАС России по делу N 2-57-891/77-16 от 03.02.2016)
Изменения, внесенные в Закон о контрактной системе Федеральным закон от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обязывают заказчика устанавливать запрет на участие "офшорных компаний" в государственных закупках. Не смотря на то что обязанность проверки отнесения компании к "офшорной" возложена в том числе на оператора электронной площадки в соответствии с ч. 6 ст. 61 Закона о контрактной системе, государственные заказчики и закупочные комиссии так же обязаны осуществлять проверку подобной информацию на стадии заключения государственного контракта и включать указанные положения в конкурсную документацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщена практика рассмотрения жалоб при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В частности, отмечено, что проведение закупки на оказание услуг по ОСАГО в форме запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Некорректный порядок оценки конкурсных заявок не дает участникам закупки возможности сформировать предложение заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Запрет на участие в закупке компаний, являющихся "офшорами", должен быть включен в обязательные требования к участнику закупки.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, апрель 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела проверок государственных закупок Московского УФАС России Мурашовым В.О.
Текст жалобы официально опубликован не был