Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общие положения
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р);
План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1502-р);
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р).
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
2. Проблемы и вызовы
Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба.
На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие; также усилия по формированию общего пространства профессионального образования предпринимаются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.
Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются:
глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников;
устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;
инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.);
интернационализация в сфере образования;
экономические кризисы и угроза безработицы;
негативные демографические тенденции;
развитие корпоративных систем подготовки кадров.
К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:
государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;
массовизация и доступность высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования (далее - СПО), и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации кадрами с высшим образованием;
сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;
инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях;
старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров;
неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий.
Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.
Кроме того, в контексте прогнозируемого снижения численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15 % к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года, в системе профессионального образования будет наблюдаться высвобождение как материальных, так и человеческих ресурсов.
Заметной тенденцией в сфере развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.
Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
На основе анализа вышеуказанных факторов эксперты отмечают как количественный, так и качественный разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда (в зависимости от отраслей разрыв составляет 30-70% от потребности).
Особенно остро эта проблема ощущается в инновационном секторе и высокотехнологичных производствах.
Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, невысокий уровень оплаты труда.
Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, необходимо повышение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.
Для устранения данных разрывов и противоречий разработана Стратегия как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.