Постановление Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. N 71-АД16-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Кондратьева Ю.Л. на вступившие в законную силу постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 г., решение судьи Калининградского областного суда от 20 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 30 сентября 2015 г., вынесенные в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, установил:
постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (далее - административный орган) от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015 и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 г. указанное постановление изменено, размер назначенного и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьеву Ю.Л. административного наказания в виде административного штрафа снижен до 10 000 рублей.
Решением судьи Калининградского областного суда от 20 августа 2015 г. постановление должностного лица административного органа от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015 и решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 г. изменены: действия и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. переквалифицированы с части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части названные акты оставлены без изменения.
Постановлением заместителя председателя Калининградского областного суда от 30 сентября 2015 г. указанные акты оставлены без изменения.
Кондратьев Ю.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене вынесенных в отношении его постановления должностного лица административного органа и судебных актов, состоявшихся в порядке его обжалования, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 г. N 300, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. к административной ответственности) невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 28 февраля 2015 г. в 10 часов 31 минуту в г. Калининграде в районе д. 97, 103, 56 по ул. Киевской, д. 1-3 по Каштановой аллее выявлено наличие многочисленных свалок отходов и мусора.
11 марта 2015 г. должностным лицом административного органа в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 г. N 300).
Постановлением должностного лица административного органа от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015 и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л. привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой.
Согласно данному постановлению и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л. нарушил требования Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов городского округа "Город Калининград", не принял должных мер по организации уборки, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории городского округа "Город Калининград", в результате чего образовались многочисленные свалки отходов и мусора по вышеуказанным адресам.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 71-АПГ15-3 части 1, 2, 3, 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 г. N 300 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" признаны недействующими.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 71-АПГ15-3 указано, что заявление о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1, 2, 3 и 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 г. N 300, устанавливающих административную ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, подлежит удовлетворению со дня вступления настоящего решения в силу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (часть 5 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, положения части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 г. N 300 с 24 июня 2015 г. являются недействующими. Административная ответственность, предусмотренная данными нормами, устранена.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
По сведениям, поступившим из административного органа, на момент вступления определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 71-АПГ15-3 в законную силу постановление должностного лица административного органа от 19 марта 2015 г. N 77/6/2015 исполнено не было.
При рассмотрении данного дела необходимо учесть, что переквалификация действий Кондратьева Ю.Л. с части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть признана законной и обоснованной.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях возможность переквалификации статьи закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, на статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Данный подход согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 г., решение судьи Калининградского областного суда от 20 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 30 сентября 2015 г., вынесенные в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Кондратьева Ю.Л. удовлетворить.
Постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 19 марта 2015 г. N 77/5/2015, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 г., решение судьи Калининградского областного суда от 20 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 30 сентября 2015 г., вынесенные в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. N 71-АД16-2
Текст постановления официально опубликован не был