Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 304-ЭС16-2137
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Федеральной службы исполнения наказаний управления по Республике Алтай" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2015, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2015 по делу N А02-119/2015
по иску открытого акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - водоканал) о взыскании с учреждения 18 144 595 руб. 14 коп. платы за сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ сверх установленных допустимых концентраций, 645 219 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.09.2014 по 12.05.2015, 50 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения иска), установила:
решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2015 с ответчика в пользу истца взыскано 5 505 175 руб. 78 коп. задолженности, 128 683 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.01.2015 по 12.05.2015, 11 993 руб. 44 коп. судебных расходов на оплату услуг представителя. Распределены расходы по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2015, решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Производство по иску в части взыскания 78 453 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом от иска в данной части. С учреждения в пользу водоканала взыскано 18 144 595 руб. 14 коп. задолженности, 522 609 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ненадлежащее исследование представленных доказательств, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных водоканалом требований.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив кассационную жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, постановлением Правительства Республики Алтай от 04.07.2008 N 151 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы города Горно-Алтайска", постановления администрации города Горно-Алтайска от 21.03.2008 N 29 "Об утверждении Правил приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Горно-Алтайска".
Оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных водоканалом требований, поскольку факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и размер начисленной платы за указанное превышение подтверждены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, учитывая обстоятельства настоящего дела, исходил из необходимости соблюдения гарантированных законом конституционных прав, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, основанных на нормах действующего законодательства.
Возражения о неправомерном взыскании судом с учреждения государственной пошлины отклонены судом округа со ссылкой на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснения, изложенные в абзаце 3 пункта 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Принимая во внимание положения статей 9 и 19 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", согласно которым учреждения, исполняющие наказания, вправе получать доходы от производственной деятельности и распоряжаться всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, на учреждение правомерно возложена обязанность по уплате государственной пошлины.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
При подаче кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации учреждение не уплатило в бюджет 3000 руб. государственной пошлины. Поскольку оно не является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины, названная сумма подлежит взысканию с учреждения.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Федеральной службы исполнения наказаний управления по Республике Алтай" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Федеральной службы исполнения наказаний управления по Республике Алтай" в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.
Поручить Арбитражному суду Республики Алтай выдать исполнительный лист.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 304-ЭС16-2137 по делу N А02-119/2015
Текст определения официально опубликован не был