Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.С. Колясникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.С. Колясников оспаривает конституционность части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 года N 114-ФЗ), в соответствии с которой уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия; при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) - не позднее четырех дней до дня его проведения; если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Как следует из представленных материалов, постановлением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 12 декабря 2014 года, оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 28 января 2015 года, было установлено, что 28 сентября 2014 года А.С. Колясников проводил в кафе собрание религиозной группы с целью проведения богослужений, и данное собрание квалифицировано судом как публичное мероприятие, требующее подачи уведомления о его проведении. Поскольку заявитель в уполномоченные органы уведомление о проведении указанного публичного мероприятия не подавал, он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия). В качестве административного наказания ему назначен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.
По мнению заявителя, часть 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в части, допускающей толкование и применение данной нормы как обязывающей граждан подавать уведомление в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении ими публичного мероприятия в форме собрания, противоречит статьям 28 и 31 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос, поставленный в жалобе заявителя, ранее уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации при проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который во взаимосвязи в том числе с оспариваемой заявителем частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулирует порядок проведения публичных богослужений, религиозных обрядов и церемоний (включая молитвенные и религиозные собрания) как религиозными организациями, так и отдельными гражданами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 декабря 2012 года N 30-П признал положения пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных местах, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 данного Федерального закона (основанные религиозными организациями и находящиеся на их содержании культовые здания и сооружения и относящиеся к ним территории, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), места, предоставленные религиозным организациям для этих целей, места паломничества, учреждения и предприятия религиозных организаций, кладбища, крематории, жилые помещения, а также места, специально для этого не отведенные: лечебно-профилактические и больничные учреждения, детские дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, администрацией которых специально выделены помещения для проведения религиозных обрядов по просьбам находящихся в них граждан, места, выделяемые командованием воинских частей для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний).
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 28, 31 и 55 (часть 3), в той мере, в какой он распространяет на такие публичные религиозные мероприятия, как молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 названного Федерального закона, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный статьей 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью, в том числе применительно к случаям проведения молитвенных и религиозных собраний в нежилых помещениях, когда ни содержание самого религиозного мероприятия, ни местонахождение данного нежилого помещения не предполагают возникновения опасности для общественного порядка, нравственности и здоровья ни самих участников религиозного мероприятия, ни третьих лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", местах, которые позволили бы учитывать содержательные характеристики конкретных видов таких публичных религиозных мероприятий, исходя из того, что не все они требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного Постановления, правоприменителям, включая суды, при рассмотрении спорных вопросов относительно необходимости уведомления органов публичной власти о проведении публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", местах, в том числе при решении вопроса о применении административной ответственности за несоблюдение данного требования, следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и данным Постановлением и во всяком случае не применять порядок проведения митингов, демонстраций и шествий к молитвенным и религиозным собраниям, проводимым в нежилом помещении, если ни содержание самого религиозного мероприятия, ни местонахождение нежилого помещения не требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия граждан.
Таким образом, по смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении, при решении вопроса о соблюдении уведомительного порядка проведения публичного мероприятия в нежилом помещении принципиальное значение имеют как содержательные характеристики публичного мероприятия, а именно является ли оно религиозным (молитвенным) собранием, так и характеристики нежилого помещения; проведение религиозных и молитвенных собраний в нежилых помещениях, которые прямо не предназначены для религиозных целей или преимущественно используются не для религиозных целей, если соответствующее мероприятие в силу своего содержания, а также в силу местонахождения и других характеристик нежилого помещения объективно сопряжено с риском неприятия, в том числе активного, посторонними лицами и реальной угрозой для общественной безопасности, нравственности и здоровья участников мероприятия и других лиц, требует предварительного уведомления уполномоченных органов публичной власти.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 30-П был принят Федеральный закон от 22 октября 2014 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу 3 ноября 2014 года. Однако, поскольку на момент совершения заявителем административного правонарушения (28 сентября 2014 года) данный Федеральный закон еще не был принят, при разрешении его дела подлежало непосредственному применению указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации.
Следовательно, поскольку поставленный в жалобе заявителя вопрос разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 5 декабря 2012 года N 30-П, его жалоба не может быть признана допустимой.
Решение же вопроса о том, были ли нарушены заявителем вытекающие из законодательства во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации требования к проведению публичного религиозного мероприятия, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), а является прерогативой судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колясникова Алексея Сергеевича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 604-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колясникова Алексея Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)