Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в связи с проведением налоговой проверки и сообщает следующее.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.
В случае, если порядок передачи документов прямо предусмотрен Кодексом, нормы пункта 4 статьи 31 Кодекса не применяются, в частности, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов (информации) передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Кодекса (абзацы 2 и 3 статьи 93 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацы 2 и 3 статьи 93 Кодекса" следует читать "абзацы 2 и 3 пункта 1 статьи 93 Кодекса"
Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные способы передачи документов налогоплательщику.
Согласно статье 31 Кодекса формы и форматы документов, которые используются налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, порядок их заполнения и порядок их представления в электронном виде по ТКС утверждаются ФНС России.
Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по ТКС налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе.
Пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.
Требование о представлении документов (информации) в электронной форме передается налогоплательщику по ТКС в виде файла, формат которого определен приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Порядка требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия его утвержденному формату.
В связи с тем, что в обращении отсутствует идентифицирующая информация в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которым налоговый орган направил требования о представлении документов (информации) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах порядка, а также о налоговых органах, которые направили указанные требования, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.
В случае представления указанной информации, ФНС России готово рассмотреть в установленном законодательством о налогах и сборах порядке представленные материалы по существу.
Следует отметить, что на основании пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Закон N 78-ФЗ) при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 78-ФЗ руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.
Учитывая изложенное, Вы имеете право обратиться в УФНС с целью решения вопроса о правомерности действий налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля с указанием конкретных обстоятельств предполагаемых нарушений.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС России разъяснила порядок истребования документов у налогоплательщиков.
Так, указано, что соответствующее требование может быть передано лицу, которому оно адресовано, различными способами (лично, заказным письмом или в электронной форме через Интернет).
Требование о предоставлении документов считается принятым плательщиком, если налоговый орган получил квитанцию о приеме.
Если требование было направлено, но не открыто (не прочитано) и, следовательно, квитанция о приеме не сформирована, то требование не может считаться полученным. В этом случае инспекция должна отправить новое требование в бумажном виде.
Причиной того, что файл не может быть прочитан, является в т. ч. неверный формат его составления.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2016 г. N ЕД-4-2/2436@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 10 мая 2016 г. N 10