Письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. N 02-07-10/26061
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система государственного и муниципального финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется как законодательными (представительными) органами, так и образованными ими органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (органами внутреннего контроля).
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", в соответствии с Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обладают организационной и функциональной независимостью. К основным задачам вышеуказанных органов относится:
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной (муниципальной) собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
проведение проверки отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
финансовая экспертиза проектов законов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основываясь на статье 266 БК РФ, финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители бюджетных средств.
При этом на федеральном уровне, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" и статье 267 БК РФ, к полномочиям Федерального казначейства относится осуществление предварительного и текущего контроля за ведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций со средствами федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 268 БК РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, осуществляя, таким образом, последующий контроль.
Также необходимо отметить наличие Контрольного управления Президента Российской Федерации (далее - Управление). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.06.2004 N 729 "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации" Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Согласно статье 3 вышеназванного указа в число основных задач Управления входит:
контроль за реализацией общенациональных проектов;
контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
Кроме того, в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию системы государственного (муниципального) финансового контроля и перестройки системы государственных закупок в целях обеспечения их соответствия основным целям и задачам бюджетной политики, поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
В целях реализации положений Бюджетного послания Минфином России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" (далее - законопроект), который был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении 19.06.2012. Законопроект направлен на установление ответственности за все виды правонарушений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "19.06.2012" следует читать "19.06.2013"
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ значительно расширяет функционал Федерального казначейства и Росфиннадзора в части полномочий по контролю в сфере закупок для государственных нужд.
Такой контроль в первую очередь ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств.
Федеральное казначейство будет проводить контроль за:
соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
указанием одинаковой информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок последовательно на всех этапах закупочного цикла (часть 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в платежных документах предполагается использование номера реестровой записи государственного (муниципального) контракта из единого реестра государственных (муниципальных) контрактов, что полностью обеспечит проведение контроля законности на всех этапах исполнения бюджета по контрактуемым расходам.
В свою очередь, усилия Росфиннадзора будут направлены на:
пресечение нарушений при обосновании и нормировании закупок, формировании первоначальной цены контракта в ходе проведения контрольных мероприятий в большей степени еще до заключения контракта;
отслеживание соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта и их использования согласно целям закупки, а также применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком) своих обязательств (часть 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Необходимо также отметить предложения, связанные с повышением прозрачности бюджетной сферы, указанные в "Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1275-р.
Основной целью создания и развития системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
В настоящее время создание дополнительного органа финансового контроля, приведет к дублированию контрольных функций органов государственной (муниципальной) власти и публично-правовых образований, что в результате приведет к распределению ответственности за результаты деятельности на неоправданно широкий круг лиц, нецелесообразному повышению бюджетных расходов на проведение проверок.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется как законодательными (представительными) органами, так и образованными ими органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (органами внутреннего контроля).
С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон о контрактной системе в сфере закупок. Он значительно расширяет функционал Федерального казначейства и Росфиннадзора в части полномочий по контролю в сфере закупок для госнужд.
Основной целью создания и развития системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора госуправления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Создание дополнительного органа финансового контроля приведет к дублированию контрольных функций органов государственной (муниципальной) власти и публично-правовых образований.
Письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. N 02-07-10/26061
Текст письма официально опубликован не был