Письмо Минфина России от 29 февраля 2016 г. N 03-05-04-03/11330
В дополнение к настоящему письму см. письмо Минфина России от 16 марта 2017 г. N 03-05-04-03/15035
В связи с письмом по вопросу порядка уплаты государственной пошлины за принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения Минфин России сообщает следующее.
Согласно подпункту 123 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, уплачивается государственная пошлина в размере 160 000 рублей.
На основании пункта 5 статьи 333.18 Кодекса перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) Федеральный закон N 147-ФЗ распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ регулируется деятельность субъектов естественных монополий в частности, в сферах деятельности услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно статье 6 Федерального закона N 147-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Пунктами 1 и 4 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) определено, что Федеральный закон N 416-ФЗ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов относится рассмотрение разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных тарифов.
На основании подпункта 12 пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения.
Таким образом, полагаем, что сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения относятся к сфере деятельности естественных монополий, а Федеральный закон N 190-ФЗ и Федеральный закон N 416-ФЗ, устанавливающие тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, относятся к законодательству о естественных монополиях.
В соответствии с вышеназванными нормами Федерального закона N 190-ФЗ и Федерального закона N 416-ФЗ ФАС России наделено полномочиями по досудебному рассмотрению споров в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, относящихся к законодательству о естественных монополиях.
Пунктом 1 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 669 "О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)" (далее - Правила), определено, что Правила разработаны в соответствии с федеральными законами "О естественных монополиях" и "О водоснабжении и водоотведении" и определяют порядок и сроки рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в сфере водоснабжения и водоотведения, если федеральными законами не установлено иное (далее - споры).
Согласно пункту 3 Правил с заявлением о рассмотрении спора вправе обратиться следующие лица: в сферах деятельности субъектов естественных монополий - субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; в сфере водоснабжения и водоотведения - организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абоненты, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органы местного самоуправления поселений или городских округов, осуществляющие переданные им в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочия в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 3 Федерального закона N 147-ФЗ потребителем признается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.
Пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, лицами, которые могут обратиться с заявлением о рассмотрении спора в досудебном порядке, могут выступать как организации, так и физические лица, которые обязаны в соответствии с подпунктом 123 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплатить государственную пошлину.
|
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством о естественных монополиях, уплачивается госпошлина в размере 160 тыс. руб.
Сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения относятся к сфере деятельности естественных монополий, а законодательство, устанавливающее тарифное регулирование в указанных сферах, относится к законодательству о естественных монополиях.
Лицами, которые могут обратиться с заявлением о рассмотрении спора в досудебном порядке, могут выступать как организации, так и физлица, которые обязаны уплатить госпошлину.
Письмо Минфина России от 29 февраля 2016 г. N 03-05-04-03/11330
Текст письма официально опубликован не был