Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 июня 2016 г. N 4784/80-1/и
В соответствии с подпунктом 5 пункта 126 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), реестр счетов должен содержать сведения о застрахованном лице, в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее - СНИЛС).
В связи с тем, что медицинские организации не имеют возможности предоставить сведения о СНИЛС отдельных пациентов по причине отсутствия указанных сведений в информационных базах медицинских организаций, данная информация не может быть занесена в реестр счетов для направления в страховую медицинскую организацию.
Соответственно при проведении проверки реестров счетов на соответствие установленному порядку информационного обмена в сфере обязательного медицинского страхования в рамках медико-экономического контроля страховыми медицинскими организациями могут быть выявлены нарушения по коду дефекта 5.1.3. "Наличие незаполненных полей реестра счетов, обязательных к заполнению" в связи с непредставлением медицинскими организациями сведений о СНИЛС отдельных застрахованных лиц.
Частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Пунктом 8 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием непреодолимой силы.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В связи с этим отказ в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи) по причине отсутствия сведений о СНИЛС застрахованного лица в реестре счетов полагаем возможным расценивать как злоупотребление правом. Вследствие этого считаем необходимым производить проверку реестров счетов без учета положений подпункта 5 пункта 126 Правил в части представления медицинскими организациями сведений о СНИЛС застрахованного лица в реестре счетов.
Согласно приложению N 12 к Методическим указаниям по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, направленным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30.12.2011 N 9161/30-1/и, сведения о СНИЛС застрахованного лица вносятся в реестр счетов при наличии данной информации.
В настоящее время Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации осуществляется подготовка проекта приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации о внесении изменений в Правила в части отмены нормы о необходимости представления медицинскими организациями сведений о СНИЛС застрахованных лиц в реестре счетов.
В связи с этим полагаем, что субъекты и участники обязательного медицинского страхования не должны учитывать в текущей деятельности положения Правил, предусматривающие предоставление медицинскими организациями сведений о СНИЛС в реестре счетов, до внесения в них вышеуказанных изменений.
Просим довести до сведения руководителей страховых медицинских организаций и медицинских организаций данную информацию.
Председатель |
Н.Н. Стадченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оплата медпомощи, оказанной застрахованному лицу, производится в том числе на основании представленных медицинской организацией счетов. Они должны содержать данные о застрахованном лице, в т. ч. сведения о СНИЛС. Сейчас многие медицинские организации не имеют возможности предоставить такие сведения из-за отсутствия этих данных в их информационных базах. При проведении проверки реестров счетов незаполненное поле СНИЛС расценивается как нарушение.
Фонд ОМС полагает, что отказ в оплате медпомощи (уменьшение оплаты медицинской помощи) по причине отсутствия сведений о СНИЛС застрахованного лица в реестре счетов можно расценивать как злоупотребление правом. Вследствие этого необходимо производить проверку реестров счетов без учета положений о представлении медицинскими организациями сведений о СНИЛС застрахованного лица.
Также Фонд ОМС сообщает, что готовится проект приказа об отмене нормы о необходимости представления медицинскими организациями сведений о СНИЛС застрахованных лиц в реестре счетов.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 июня 2016 г. N 4784/80-1/и
Текст письма официально опубликован не был