Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Общие положения
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Методические рекомендации), предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, а также их работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также руководителей спасательных служб охраны общественного порядка.
Методические рекомендации определяют основные принципы создания Спасательной службы охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований, а также организацию, проведение и обеспечение мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задача по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", который возлагает на:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - организацию проведения мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения;
- органы местного самоуправления (самостоятельно в пределах границ муниципальных образований) - проведение мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения;
- организации (в пределах своих полномочий) - планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
В целях выполнения задачи по восстановлению и поддержанию порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях создается Спасательная служба охраны общественного порядка (далее - Служба).
Служба является вспомогательной силой Службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России и выполняет свои функции во взаимодействии с формированиями охраны общественного порядка МВД России*(1) и формированиями функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) "Охраны общественного порядка", создаваемой МВД России.
Основными принципами деятельности Службы при выполнении задач в соответствии с предназначением являются:
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению);
- законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации);
- взаимодействие и сотрудничество.
2. Цель создания спасательной службы охраны общественного порядка и основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера
Служба создается в целях решения задачи в области охраны общественного порядка и предназначена для проведения мероприятий по её реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время.
Служба входит в состав сил гражданской обороны*(2) и по решению руководителей гражданской обороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с предложениями КЧС и ОПБ, может привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются*(3):
1) создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
2) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
3) охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3. Порядок создания сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны
Спасательная служба охраны общественного порядка создаётся на нештатной основе:
- в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и действует на основании Положения о спасательной службе субъекта Российской Федерации, согласованного с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления и действует на основании Положения о спасательной службе муниципального образования, разрабатываемого органом местного самоуправления, согласованного с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа местного самоуправления (приложение 1);
- в организациях - по решению руководителя организации и действует на основании Положения о спасательной службе организации, разрабатываемого организацией и согласованного с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утвержденного руководителем организации.
Службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются территориальными и применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.
Служба организации является объектовой и предназначена для выполнения мероприятий на территории организации, которая её создаёт.
Объектовая Служба может привлекаться для ведения работ в других организациях (районах) только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположена данная организация.
Территориальные и объектовые Службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со Службой гражданской обороны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации*(4) в соответствии с Планом охраны общественного порядка.
Служба включает в себя органы управления и силы (формирования). Органы управления Службы осуществляют контроль и организацию мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав органов управления входят руководитель службы и штаб, включающий представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководства организаций.
Количество формирований, входящих в состав Службы, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны)*(3).
Формирования, входящие в состав Службы комплектуются на нештатной основе работниками организаций (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, а также имеют важное оборонное и экономическое значение или представляют высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.
К организациям, создающим Службу и комплектующим формирования территориальных служб, относятся организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
- организации, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов*(5) или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений*(6);
- отнесенные в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
- продолжающие работу организации при введении на соответствующей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации режимов военного и чрезвычайного положения и в условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера;
- размещенные в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.
К формированиям, предназначенным для восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся команды и группы охраны общественного порядка (аналогично наименованиям нештатных аварийно-спасательных формирований*(7)). Нештатные аварийно-спасательные формирования (команды и группы охраны общественного порядка) могут входить в состав Службы.
Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, обеспечении безопасности дорожного движения, усилении охраны объектов, в состав команд и групп необходимо включение управленческого звена - командиров команд (групп), звеньев. В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.
В военное время с целью проведения радиационного и химического контроля как на объектах работ, так и на маршрутах выдвижения сил и эвакуации населения в состав команды целесообразно включать специалистов, обученных применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав следует включить грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки личного состава, или автобус.
Примерные схемы организации формирований охраны общественного порядка представлены на рисунках 1-3.
Количество формирований для территориальных и объектовых Служб определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.
Примерный расчет создания формирований в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время, показан в таблице 1 (входящих в состав объектовых служб).
Таблица 1 - Примерный расчет создания формирований в организациях
Наименование формирования |
Численность л\с, чел. |
Организации с численностью рабочих и служащих (тыс. чел.) |
Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования |
Научно-исследовательские организации, чел. |
||||||
Более 5 |
3-5 |
1-3 |
0,3-1 |
Менее 0,3 |
Более 1000 |
300-1000 |
Менее 300 |
|||
кооп |
44/37 |
1-2 |
1-2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
гооп |
16 |
- |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Количество формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач и может соответствовать примерному расчету, представленному в таблице 2.
Таблица 2 - Примерный расчет формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Территория |
Наименование формирований, численность, чел. |
|
кооп 44/37 |
гооп 16 |
|
Субъект РФ |
1-2 |
- |
Внутригородская территория города федерального значения |
- |
1 |
Муниципальные образования: |
|
|
городской округ населением более 1 млн |
2 |
- |
городской округ населением менее 1 млн |
1 |
- |
Муниципальные районы: |
|
|
городские поселения |
- |
1 |
сельские поселения |
- |
1 |
Район размещения в загородной зоне |
1-2 |
|
Сборный эвакуационный пункт |
|
1-2 |
Расчеты потребности в формированиях (штатные перечни и нормы оснащения):
а) разрабатываются:
- для территориальных спасательных служб (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;
- для объектовых спасательных служб - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.
б) утверждаются:
- для территориальных спасательных служб - руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителем органа местного самоуправления муниципальных образований;
- для объектовых служб - руководителями организаций, на базе которых создаются формирования.
Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований*(7) (таблица 3).
Таблица 3 - Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом
Порядок комплектования Службы
Личный состав Службы комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в период мобилизации, в военное время, либо находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
В состав формирований могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований Службы производится приказом (распоряжением) соответствующего руководителя:
- формирований Службы субъекта - руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с руководителями органа местного самоуправления и организаций, на базе которых создаются формирования;
- формирований Службы муниципального образования - руководителя органа местного самоуправления по согласованию с руководителями организаций, на базе которых создаются формирования;
- формирований Службы организации - руководителя организации.
Порядок обеспечения и оснащения сил материально-техническими средствами
Финансирование спасательной службы охраны общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании приказа Минфина России от 28 декабря 2011 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2011 г. введены "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" включены расходы на гражданскую оборону. По подразделу 0309 "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28 декабря 2010 г."
Номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств накапливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями*(8).
Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.
Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.
Непосредственная передача техники и специального имущества осуществляется с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.
Основными видами специального имущества формирований охраны общественного порядка являются:
- средства индивидуальной защиты;
- индивидуальные средства медицинской защиты;
- средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
- средства связи и оповещения.
Порядок подготовки и обучения сил в области гражданской обороны
Подготовка и обучение руководящего и личного состава спасательной службы охраны общественного порядка осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*(9).
Обучение личного состава службы проводится по Примерной программе обучения личного состава спасательных служб (приложение 2), утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28 марта 2006 г. N 1-4-54-370-14, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обучение руководящего состава служб и формирований осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Обучение личного состава формирований планируется и проводится в организации руководящим составом в рабочее время в объеме 36 часов в год.
Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом специфики выполнения задачи по охране общественного порядка.
Готовность формирований проверяется на контрольных проверках и учениях, в ходе которых определяются:
- реальность расчетов по созданию формирований;
- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;
- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию;
- время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.
Проверки готовности формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются:
- территориальными органами МЧС России;
- соответствующими руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению во всех организациях, находящихся в сфере их ведения.
4. Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны
Комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка, проводимых в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, выполняется с целью нормализации обстановки, восстановления и поддержания законности и правопорядка на территории в кратчайшие сроки, а также обеспечения решения других задач гражданской обороны.
В процессе выполнения мероприятий формирования Службы взаимодействуют с формированиями органов внутренних дел, Службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России, другими силами ГО, органами местного самоуправления, органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством РФ и международными актами о правах человека и в соответствии с Планом охраны общественного порядка, разработанным и утвержденным МВД России.
Формирования Службы могут привлекаться к выполнению мероприятий по охране общественного порядка, которые включают:
а) по восстановлению и охране общественного порядка:
- обеспечение общественного порядка на территориях городов и муниципальных образований (в том числе в местах с массовым пребыванием людей), на охраняемых объектах, в том числе на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации*(10);
- патрулирование населенных пунктов и общественных мест;
- предупреждение и пресечение возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;
- обеспечение функционирования групп сопровождения, постов наблюдения, цепочек и т.п.;
- оцепление опасных зон, развертывание заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима;
- обеспечение общественного порядка на маршрутах ввода сил в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;
- охрана культурных и материальных ценностей;
б) по обеспечению безопасности дорожного движения:
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- обеспечение безопасности дорожного движения*(11) и регулирование на маршрутах ввода сил и средств в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;
- ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;
- обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автотранспортных средств специального назначения на маршрутах движения;
- осуществление контроля за состоянием и оборудованием маршрутов движения;
- участие в развертывании контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;
- ведение радиационного и химического контроля на маршрутах движения.
При обеспечении эвакуации населения основными задачами Службы являются:
- пресечение паники на сборных эвакуационных пунктах, местах формирования пеших колонн и посадки на транспорт. Обеспечение порядка при движении на маршрутах эвакуации, в пунктах высадки и в местах временного размещения;
- сопровождение колонн с эвакуируемым населением и оказание помощи органам местного самоуправления при расселении эвакуируемых;
- ведение радиационного и химического контроля на сборных пунктах, местах посадки, маршрутах выдвижения, в пунктах высадки и местах временного размещения.
Формирования Службы могут привлекаться к выполнению других мероприятий, связанных с охраной и восстановлением общественного порядка, по решению соответствующих органов управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра
Формирования Службы принимают непосредственное участие в охране объектов, в том числе подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем*(12), утвержденным Правительством Российской Федерации, и охране имущества граждан и организаций (физических и юридических лиц) на договорной основе.
Формирования Службы не привлекаются к охране объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти*(13).
Основными задачами при охране объектов в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:
- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Охрана объектов осуществляется в соответствии с инструкцией по охране объекта, утвержденной его руководителем, либо соответствующим документом установленной формы, утвержденным органами внутренних дел Российской Федерации.
Для охраны объектов создаются контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - КПП), назначаются караулы (дежурные смены), включающие в себя посты, количество которых определяется органами внутренних дел Российской Федерации. При охране административных зданий могут создаваться посты регулирования служебного автотранспорта в местах парковки служебных машин.
Основанием для прохода (проезда) на территорию объектов, вноса (выноса) материальных ценностей являются документы установленного образца (пропуска, материальные пропуска, списки и т.п.), утвержденные руководителем объекта (органом, в чьем ведении находится объект).
Пропуск лиц, транспортных средств на территорию объектов через КПП осуществляется только после:
- идентификации личности и транспортного средства;
- установления действительности оснований для прохода (проезда) на территорию объекта;
- проведения досмотра с использованием досмотровых средств (при необходимости и соответственном оснащении).
На особо важных и режимных объектах КПП могут оборудоваться инженерно-техническими системами, обеспечивающими:
- предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию объекта;
- воспрепятствование проходу (проезду) лица и (или) транспортного средства через КПП до завершения идентификации личности, транспортного средства и проверки действительности оснований для прохода (проезда) на территорию объекта;
- идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность;
- идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца;
- осуществление досмотра лиц, а также транспортных средств.
Во взаимодействии с органами внутренних дел личный состав формирований может привлекаться к участию:
- в предотвращении хищения имущества;
- в проверке условий хранения имущества;
- в выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (прилегающих территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищению имущества, принятию мер по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;
- в осмотре территории и помещений охраняемых объектов;
- в преследовании и задержании лиц, незаконно проникших на объект;
- в задержании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение;
- в изъятии и охране незаконно ввозимого (вывозимого), вносимого (выносимого) имущества.
Соблюдение внутриобъектового режима предусматривает выполнение требований, установленных на объекте приказами (распоряжениями) руководителя. К основным из них относятся:
- контроль прибытия (убытия) сотрудников и посетителей объекта, въезда (выезда) транспортных средств;
- контроль и пресечение вноса (выноса) на территорию запрещенных предметов (кино-, фотооборудование и т.п.);
- соблюдение требований распорядка работы объекта;
- соблюдение порядка вскрытия (закрытия) помещений, хранения ключей;
- соблюдение требований пожарной безопасности и т.д.
Деятельность по охране имущества граждан и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (физических и юридических лиц), осуществляется в соответствии с заключенными договорами (по аналогии с деятельностью вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации*(14)).
Заключение договора предусматривает, что формирования Службы на охраняемых объектах и маршрутах патрулирования обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный порядок и общественную безопасность.
Охрана имущества, оставленного без присмотра, осуществляется во взаимодействии с подразделениями ведомственной и вневедомственной охраны силами муниципальных образований и организаций формированием караулов и постов охраны.
6. Порядок методического руководства и осуществления государственного надзора в области создания и обеспечения готовности сил охраны общественного порядка
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности спасательной службы охраны общественного порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России)*(15) и его территориальными органами*(16).
Методическое руководство организацией и проведением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка заключается в разработке нормативных правовых актов МЧС России в области создания, функционирования и взаимодействия (в том числе с другими силами ГО и силами ФОИВ) спасательных служб и формирований охраны общественного порядка, организационно-методических документов по проведению мероприятий по восстановлению и охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны, охране объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятию мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Государственный надзор в области гражданской обороны в части создания и готовности к действиям территориальных и объектовых Служб осуществляют МЧС России*(17) и его территориальные органы.
Перечень должностных лиц, полномочных осуществлять государственный надзор, утвержден МЧС России*(18).
При осуществлении государственного надзора должностные лица имеют право:
- осуществлять проверку выполнения установленных требований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по созданию Службы и готовности её применения в соответствии с предназначением;
- запрашивать необходимые документы по созданию Службы;
- выдавать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в области создания и подготовки служб и формирований.
Главный военный эксперт |
П.В. Плат |
______________________________
*(1) см. Приказ МВД России от 06.10.2008 г. N 862 дсп "Об утверждении Положения о службе гражданской обороны общественного порядка МВД России"
*(2) см. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
*(3) см. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях"
*(4) см. Приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".
*(5) см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
*(6) см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
*(7) см. Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
*(8) См. постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
*(9) см. постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны"
*(10) См. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции";
Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции";
Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80;
Приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".
*(11) см. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090
*(12) см. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями полиции, вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-Р.
*(13) ФОИВ осуществляют охрану подведомственных объектов силами ведомственной охраны либо вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Перечни охраняемых объектов утверждаются ФОИВ по согласованию с МВД России. Перечень ФОИВ, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N 514.
*(14) см. постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации";
Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 772 "Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам".
*(15) см. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
*(16) см. приказ МЧС РФ от 14.11.2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях"
*(17) см. постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 "Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны"
*(18) см. приказ МЧС России от 28 октября 2010 г. "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2011 г.)
Согласовано Письмо МВД России от 15 ноября 2011 г. N 12/7778
Письмом МЧС России от 25 июня 2020 г. N 43-5328-11 настоящий документ отменен с 25 июня 2020 г.