Регламент
Европейского парламента и Совета ЕС 2015/2365 от 25 ноября 2015 г.
о прозрачности операций финансирования с ценными бумагами и повторного использования финансовых инструментов, вносящий изменения в Регламент (EU) N 648/2012*
(Применим к государствам ЕЭП)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза, в частности статью 114 Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,
После передачи проекта законодательного акта в национальные парламенты,
Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка,*(1)
Принимая во внимание мнение Европейского социально-экономического комитета,*(2)
Принимая во внимание мнение Комитета регионов,*(3)
Действуя в соответствии со стандартной законодательной процедурой,*(4)
Принимая во внимание, что
(1) Глобальный финансовый кризис, возникший в 2007-2008 гг., выявил избыточную спекулятивную деятельность, важные недостатки в регулировании, неэффективность надзора, непрозрачность рынков и наличие чрезмерно сложных продуктов в финансовой системе. Европейский союз принял ряд мер для повышения устойчивости и стабильности финансовой системы, в том числе ужесточил требования к капиталу, нормы в отношении усовершенствования управления, надзора и урегулирования несостоятельности, а также для обеспечения выполнения финансовой системой своей роли по перенаправлению капитала в реальный сектор экономики и финансирования реального сектора экономики. Прогресс, достигнутый в формировании банковского союза, также играет важную роль в этом контексте. Тем не менее, кризис также выявил необходимость повышения прозрачности и усовершенствования мониторинга не только в традиционном банковском секторе, но и в областях, где осуществляется кредитное посредничество, известное как "теневая банковская деятельность". Масштабы такой деятельности вызывают тревогу, ее объем уже оценивается как почти половина от объема регулируемой банковской деятельности. Любые нарушения и сбои в этой деятельности, аналогичной осуществляемой кредитными организациями, потенциально могут оказывать влияние на остальную часть финансового сектора.
(2) В контексте своих усилий по ограничению теневой банковской деятельности Совет по финансовой стабильности (СФС) и Европейский совет по системным рискам (ЕССР), сформированный в соответствии с Регламентом (EU) N 1092/2010 Европейского парламента и Совета ЕС*(5) указали риски, создаваемые операциями финансирования с ценными бумагами (ОФЦБ). ОФЦБ приводят к увеличению левереджа, процикличности и взаимосвязанности на финансовых рынках. В частности, недостаток прозрачности в использовании ОФЦБ помешал регулирующим и надзорным органам, а также инвесторам корректно оценивать и отслеживать соответствующие риски, подобные банковским, а также уровень взаимосвязанности в финансовой системе в период, предшествующий финансовому кризису, и во время финансового кризиса. На этом фоне 29 августа 2013 г. СФС принял концепцию политики под заглавием "Укрепление надзора и регулирования в теневой банковской деятельности" ("Концепция политики СФС") для смягчения рисков теневой банковской деятельности в кредитовании ценными бумагами и в операциях репо; данная концепция была утверждена в сентябре 2013 г. руководителями Группы двадцати.
(3) 14 октября 2014 г. СФС опубликовал концепцию регулирования в отношении дисконтов при оценке ОФЦБ, не подвергающихся централизованному клирингу. В отсутствие клиринга такие операции создают высокие риски при отсутствии надлежащего обеспечения. Хотя повышение прозрачности в области повторного использования клиентских активов должно быть первым шагом в расширении возможностей контрагентов по анализу и предотвращению рисков, СФС должен завершить к 2016 г. свою работу над комплексом рекомендаций в отношении дисконтов при оценке ОФЦБ, не подвергающихся централизованному клирингу, для предотвращения избыточного левереджа и смягчения риска концентрации и риска дефолта.
(4) 19 марта 2012 г. Европейская комиссия опубликовала "Зеленый документ" о теневой банковской деятельности. На основе большого количества полученных комментариев и принимая во внимание международные тенденции, Европейская комиссия издала 4 сентября 2013 г. Обращение к Совету ЕС и Европейскому Парламенту под заглавием "Теневая банковская деятельность - принятие мер в отношении новых источников риска в финансовом секторе". Европейская комиссия подчеркнула, что сложный и непрозрачный характер ОФЦБ затрудняет идентификацию контрагентов и мониторинг концентрации риска, а также приводит к формированию избыточного левереджа в финансовой системе.
(5) Группа экспертов высокого уровня под председательством Эркки Ликанена опубликовала доклад о реформировании структуры банковского сектора ЕС в октябре 2012 г. Группа рассмотрела, помимо прочего, взаимодействие между традиционной и теневой банковскими системами. Доклад признал риски теневой банковской деятельности, такие как высокий левередж и процикличность, и призвал к уменьшению взаимосвязанности между банками и теневой банковской системой, которая способствовала распространению негативных явлений в контексте общесистемного банковского кризиса. В докладе также предложены определенные структурные меры для устранения остающихся слабых мест в банковском секторе ЕС.
(6) Структурные реформы банковской системы Европейского союза затрагиваются в предложении о Регламенте Европейского Парламента и Совета ЕС о структурных мерах по усовершенствованию возможностей восстановления кредитных организаций ЕС. Тем не менее введение структурных мер в отношении банков может приводить к переводу определенных видов деятельности в сферы с меньшим регулированием, такие как теневой банковский сектор. Поэтому данное предложение должно сопровождаться обязывающими требованиями в отношении прозрачности и предоставления отчетов по ОФЦБ, изложенными в настоящем Регламенте. Таким образом, нормы в отношении прозрачности, изложенные в настоящем Регламенте, дополняют это предложение.
(7) Регламент является реакцией на потребность в повышении прозрачности на рынках финансирования с ценными бумагами и в финансовой системе в целом. В целях обеспечения эквивалентных условий конкуренции и международной конвергенции, настоящий Регламент следует Концепции политики СФС. Он формирует рамочную концепцию на уровне ЕС, в рамках которой сведении# об ОФЦБ могут эффективно предоставляться в торговые репозитории, и информация об ОФЦБ и о свопах на совокупный доход может раскрываться инвесторам в организациях коллективного инвестирования. Определение ОФЦБ в настоящем Регламенте не включает в себя деривативные контракты, определяемые в Регламенте (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6). Однако оно включает операции, которые принято называть свопами ликвидности и свопами обеспечения, не включаемые в определение деривативных контрактов в Регламенте (EU) N 648/2012. Потребность в международной конвергенции усиливается вследствие вероятности того, что после структурной реформы в банковском секторе ЕС виды деятельности, в настоящее время осуществляемые традиционными банками, могут перейти в теневой банковский сектор и охватить финансовые и нефинансовые организации. Поэтому может уменьшиться прозрачность этих видов деятельности для регулирующих и надзорных органов, не позволяя получить надлежащее представление о рисках, связанных с ОФЦБ. Это будет способствовать усилению и без того прочно установившихся связей между регулируемым и теневым банковскими секторами на определенных рынках.
(8) Эволюция рыночных практических методов и развитие технологий позволяют участникам рынка использовать операции, отличные от ОФЦБ, в качестве источника финансирования, для управления ликвидностью и обеспечением, в рамках стратегии повышения доходности, для покрытия коротких продаж или для арбитража с налогом на дивиденды. Такие операции могут иметь эквивалентный экономический эффект и создавать риски, аналогичные рискам ОФЦБ, в том числе процикличность, вызываемую колебаниями цен активов и волатильностью; трансформацию сроков погашения или ликвидности, возникающую в результате финансирования долгосрочных или неликвидных активов краткосрочными или ликвидными активами; распространение негативных явлений в финансовой сфере, порождаемое взаимосвязанностью цепочек операций с повторным использованием обеспечения.
(9) В целях реагирования на проблемы, поставленные в Концепции политики СФС, и предполагаемые изменения после структурной реформы банковского сектора ЕС, государства - члены ЕС с высокой вероятностью будут принимать разнородные национальные меры, которые могут препятствовать бесперебойному функционированию внутреннего рынка и наносить ущерб участникам рынка и финансовой стабильности. В дополнение к этому, отсутствие гармонизированных норм в отношении прозрачности затрудняет для национальных регулирующих органов сравнение данных на микроуровне, поступающих из различных государств - членов ЕС, а значит, понимание реальных рисков для системы, создаваемых отдельными участниками рынка. Поэтому необходимо предотвращать возникновение таких искажений и затруднений в ЕС. Надлежащей правовой основой для настоящего Регламента является статья 114 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС), интерпретируемая в соответствии с судебной практикой Суда Европейского союза.
(10) Таким образом, новые нормы в отношении прозрачности должны предусматривать предоставление подробных сведений об ОФЦБ, совершаемых всеми участниками рынка, будь то финансовые или нефинансовые организации, в том числе о составе обеспечения, доступности обеспечения для повторного использования или о факте его повторного использования, о замещении обеспечения по завершении операционного дня и о применяемых дисконтах при оценке. В целях минимизации дополнительных операционных затрат участников рынка новые нормы и стандарты должны базироваться на существующих инфраструктурах, операционных процессах и форматах, введенных для предоставления сведений о деривативных контрактах в торговые репозитории. В этом контексте Европейский надзорный орган (Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (ЕУНРЦБ), учрежденный в соответствии с Регламентом (EU) N 1095/2010 Европейского парламента и Совета ЕС*(7), должен в той мере, в которой это осуществимо и уместно, минимизировать взаимное перекрытие и несоответствие между техническими стандартами, принимаемыми в соответствии с настоящим Регламентом и стандартами, принятыми в соответствии со статьей 9 Регламента (EU) N 648/2012. Нормативная база, устанавливаемая настоящим Регламентом, должна в максимально возможной степени быть такой же, как и нормативная база Регламента (EU) N 648/2012 в отношении предоставления сведений о деривативных контрактах в торговые репозитории, зарегистрированные для этих целей. Это даст возможность торговым репозиториям, зарегистрированным или признаваемым в соответствии с последним Регламентом, выполнять функции репозиториев, вводимые в соответствии с настоящим Регламентом, если они соответствуют определенным дополнительным критериям, при условии прохождения упрощенного процесса регистрации.
(11) В целях обеспечения последовательности и эффективности полномочий ЕУНРЦБ по применению штрафных санкций к участникам рынка, охватываемым настоящим Регламентом, должны (по ссылке на Регламент (EU) N 648/2012) применяться положения в отношении полномочий ЕУНРЦБ, изложенные в данном Регламенте и уточняемые в контексте процедурных правил делегированными актами, принятыми в соответствии со статьей 64(7) данного Регламента.
(12) Операции с участниками Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) должны освобождаться от обязанности предоставления сведений об ОФЦБ в торговые репозитории. Тем не менее для обеспечения получения регулирующими и надзорными органами надлежащего представления о рисках, связанных с ОФЦБ, совершаемыми организациями, в отношении которых они осуществляют регулирование или надзор, релевантные органы и участники ЕСЦБ должны тесно сотрудничать. Такое сотрудничество должно давать регулирующим и надзорным органам возможность выполнения их обязанностей и полномочий. Такое сотрудничество должно быть конфиденциальным, должно базироваться на обоснованных запросах релевантных компетентных органов и должно осуществляться исключительно в целях обеспечения выполнения этими органами своих обязанностей с принятием во внимание принципов и требований к независимости центральных банков и выполнению ими функций денежно-кредитного регулирования, в том числе осуществлению операций в рамках денежно-кредитной политики, валютной политики и политики финансовой стабильности, на осуществление которых законно уполномочены участники ЕСЦБ. Участники ЕСЦБ должны иметь возможность отказывать в предоставлении информации в случаях, когда операции осуществляются ими в рамках осуществления своих функций как органов денежно-кредитного регулирования. Они должны уведомлять запрашивающий орган о таком отказе с указанием оснований.
(13) Информация о рисках, присущих рынкам финансирования с использованием ценных бумаг, должна храниться централизованно и должна быть легко и напрямую доступной, помимо прочего, для ЕУНРЦБ, Европейского надзорного органа (Европейское управление по банковскому надзору, ЕУБН), образованного в соответствии с Регламентом (EU) N 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС*(8), европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением, ЕУНСПО), образованного в соответствии с Регламентом (EU) N 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС*(9), релевантных компетентных органов, ЕССР, релевантных центральных банков ЕСЦБ, в том числе Европейского центрального банка (ЕЦБ) при выполнении его задач в рамках единого надзорного механизма в соответствии с Регламентом Совета (EU) N 1024/2013*(10), для целей выявления и мониторинга рисков для финансовой стабильности, порождаемых теневой банковской деятельностью регулируемых и нерегулируемых организаций. ЕУНРЦБ должно принимать во внимание технические стандарты, принятые в соответствии со статьей 81 Регламента (EU) N 648/2012 о регулировании торговых репозиториев по деривативным контрактам, и будущие изменения этих технических стандартов при разработке или внесении предложений об изменении нормативных технических стандартов, предусмотренных настоящим Регламентом. ЕУНРЦБ также должно обеспечивать, чтобы релевантные компетентные органы, ЕССР и релевантные центральные банки ЕСЦБ, в том числе ЕЦБ, имели прямой и немедленный доступ к информации, необходимой для выполнения их обязанностей, в том числе для определения и реализации денежно-кредитной политики и для осуществления надзора за инфраструктурами финансового рынка. Для выполнения этих задач ЕУНРЦБ должно устанавливать условия доступа к такой информации в проектах нормативных технических стандартов.
(14) Необходимо ввести положения об обмене информацией между компетентными органами и усилить их обязанности друг перед другом по содействию и сотрудничеству. В связи с расширением трансграничной деятельности, компетентные органы должны предоставлять друг другу релевантную информацию для исполнения их функций в целях обеспечения эффективного применения настоящего Регламента, в том числе в ситуациях, когда нарушения или предполагаемые нарушения могут представлять интерес для компетентных органов в двух или более государствах - членах ЕС. При обмене информацией необходимо строгое соблюдение профессиональной тайны для обеспечения беспрепятственной передачи этой информации и защиты прав конкретных лиц. Без ущерба для применения национального уголовного или налогового законодательства, компетентные органы, ЕУНРЦБ, организации, физические или юридические лица, отличные от компетентных органов, получающие конфиденциальную информацию, должны использовать ее только в рамках исполнения своих обязанностей и функций. Тем не менее это не должно препятствовать исполнению в соответствии с национальным законодательством функций национальных органов, ответственных за предотвращение, расследование или принятие коррективных мер в случаях недобросовестного управления.
(15) ОФЦБ широко используются менеджерами организаций коллективного инвестирования для эффективного управления портфелями. Такое использование может оказывать значительное влияние на результативность таких организаций коллективного инвестирования. ОФЦБ могут использоваться для достижения инвестиционных целей или для повышения доходности. Менеджеры также используют свопы на совокупный доход, эффекты которых эквивалентны ОФЦБ. ОФЦБ и свопы на совокупный доход широко используются менеджерами организаций коллективного инвестирования для применения определенных стратегий или для повышения доходности. Использование ОФЦБ и свопов на совокупный доход может увеличивать общий уровень риска организации коллективного инвестирования, при этом их использование не раскрывается надлежащим образом инвесторами. Важно обеспечивать, чтобы инвесторы в таких организациях коллективного инвестирования имели возможность совершения осознанного выбора и оценки общего риска и доходности организаций коллективного инвестирования. При оценке ОФЦБ и свопов на совокупный доход организация коллективного инвестирования должна рассматривать суть операции в дополнение к ее правовой форме.
(16) Инвестиции, осуществляемые на основе неполной или неточной информации в отношении стратегии организации коллективного инвестирования, могут приводить к значительным убыткам для инвесторов. Поэтому важно, чтобы организации коллективного инвестирования раскрывали всю релевантную детальную информацию, относящуюся к использованию ими ОФЦБ и свопов на совокупный доход. В дополнение к этому полная прозрачность особенно важна в области организаций коллективного инвестирования, поскольку все активы, вовлеченные в ОФЦБ и свопы на совокупный доход, не принадлежат менеджерам организаций коллективного инвестирования, а принадлежат их инвесторам. Поэтому полное раскрытие информации об ОФЦБ и свопах на совокупный доход является важным инструментом защиты от возможных конфликтов интересов.
(17) Новые нормы в отношении прозрачности ОФЦБ и свопов на совокупный доход тесно связаны с директивами 2009/65/ЕС*(11) и 2011/61/EU*(12) Европейского Парламента и Совета ЕС, поскольку эти Директивы образуют нормативную базу, регулирующую образование, управление и продвижение организаций коллективного инвестирования.
(18) Организации коллективного инвестирования могут осуществлять деятельность как организации коллективного инвестирования в переводные ценные бумаги (ОКИПЦБ), управляемые компаниями по управлению ОКИПЦБ или инвестиционными компаниями ОКИПЦБ, авторизованными в соответствии с Директивой 2009/65/ЕС, или как фонды альтернативных инвестиций (ФАИ), управляемые компаниями по управлению фондами альтернативных инвестиций (КУФАИ), авторизованными или зарегистрированными в соответствии с Директивой 2011/61/EU. Новые нормы в отношении прозрачности ОФЦБ и свопов на совокупный доход, вводимые настоящим Регламентом, дополняют положения этих Директив и должны применяться в дополнение к ним.
(19) В целях осведомления инвесторов о рисках, связанных с использованием ОФЦБ и свопов на совокупный доход, компании по управлению организациями коллективного инвестирования должны включать подробную информацию о применении этих технологий в периодические отчеты. Существующие периодические отчеты, которые должны предоставлять компании по управлению ОКИПЦБ или инвестиционные компании ОКИПЦБ и КУФАИ, должны дополняться информацией об использовании ОФЦБ и свопов на совокупный доход. В рамках дальнейшего уточнения содержания этих периодических отчетов ЕУНРЦБ должно принимать во внимание бремя администрирования и специфические особенности различных видов ОФЦБ и свопов на совокупный доход.
(20) Инвестиционная политика организации коллективного инвестирования в отношении ОФЦБ и свопов на совокупный доход должна быть четко раскрыта в преддоговорных документах, таких как проспект ОКИПЦБ и преддоговорное раскрытие информации инвесторам в ФАИ. Эта норма должна обеспечить понимание и оценку инвесторами внутренне присущих рисков до принятия решения об инвестировании в конкретные ОКИПЦБ или ФАИ.
(21) Повторное использование обеспечения предоставляет ликвидность и позволяет контрагентам снижать стоимость финансирования. Тем не менее оно имеет тенденцию к формированию сложных цепочек обеспечения между традиционным банковским сектором и теневым банковским сектором, увеличивающих риски для финансовой стабильности. Недостаток прозрачности в отношении уровня повторного использования финансовых инструментов, предоставленных в качестве обеспечения, и соответствующих рисков в случае банкротства может подрывать доверие к контрагентам и увеличивать риски для финансовой стабильности.
(22) В целях увеличения прозрачности повторного использования следует ввести минимальные требования к предоставлению информации. Повторное использование должно осуществляться только с ведома и с согласия контрагента, предоставляющего обеспечение. Таким образом, исполнение права на повторное использование должно отражаться на счете ценных бумаг контрагента, предоставляющего обеспечения, за исключением случаев, когда такой счет регулируется законодательством третьей страны, предусматривающим другие надлежащие способы отражения факта повторного использования.
(23) Хотя сфера действия норм в отношении повторного использования, устанавливаемых в настоящем Регламенте, шире, чем сфера действия Директивы 2002/47/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(13), настоящий Регламент не вносит изменений в сферу действия этой Директивы, но должен интерпретироваться как дополняющий эту Директиву. Условия, на которых контрагенты имеют право на повторное использование и исполняют это право, не должны никоим образом уменьшать уровень защиты, обеспечиваемый механизмом финансового обеспечения с передачей прав собственности в соответствии с Директивой 2002/47/ЕС. На этом фоне, любые нарушения требований к прозрачности в отношении повторного использования обеспечения не должны влиять на национальное законодательство в отношении действительности или последствий операции.
(24) Настоящий Регламент устанавливает строгие информационные нормы для контрагентов в отношении повторного использования обеспечения, которые не должны препятствовать применению отраслевых норм, адаптированных к конкретным участникам, структурам и ситуациям. Таким образом, нормы в отношении повторного использования обеспечения, предусмотренные настоящим Регламентом, должны применяться, например, к организациям коллективного инвестирования и депозитариям или клиентам инвестиционным# компаний только в той мере, в которой не предусмотрено более строгих норм в отношении повторного использования обеспечения нормативной базой для организаций коллективного инвестирования или для защиты клиентских активов, являющихся "специальной правовой нормой" (lex specialis) и являющихся приоритетными по отношению к нормам, содержащимся в настоящем Регламенте. В частности, настоящий Регламент не должен препятствовать применению нормы законодательства ЕС или национального законодательства, ограничивающей возможности контрагентов по повторному использованию финансовых инструментов, предоставленных в качестве обеспечения контрагентами или лицами, отличными от контрагентов. Применение требований к повторному использованию должно быть отложено на шесть месяцев после даты вступления в силу настоящего Регламента, чтобы у контрагентов было достаточно времени для адаптации действующих механизмов обеспечения, в том числе генеральных соглашений, и для обеспечения соответствия новых механизмов обеспечения настоящему Регламенту.
(25) В целях обеспечения последовательности терминологии в международном масштабе, термин "повторное использование" применяется в настоящем Регламенте в соответствии с Концепцией политики СФС. Однако это не должно приводить к несоответствиям в актах ЕС, в частности, не должно противоречить значению термина "повторное использование", применяемому в Директивах 2009/65/ЕС и 2011/61/EU.
(26) В целях обеспечения соблюдения контрагентами обязанностей, вытекающих из настоящего Регламента, и равенства их трактовки в масштабах ЕС, государства - члены ЕС должны обеспечивать, чтобы у компетентных органов имелись полномочия по наложению административных санкций и принятия иных административных мер, являющихся эффективными, соразмерными и сдерживающими. Таким образом, административные санкции и иные административные меры, предусмотренные настоящим Регламентом, должны удовлетворять определенным существенным требованиям в отношении адресатов, критериев, которые необходимо принимать во внимание при применении санкций или мер, опубликования информации о санкциях или мерах, базовых полномочий по применению санкций и уровней административных штрафных санкций. Целесообразно, чтобы санкции и другие меры, устанавливаемые в соответствии с Директивами 2009/65/ЕС и 2011/61/EU, применялись к нарушениям обязанностей по обеспечению прозрачности в отношении организаций коллективного инвестирования, предусмотренных настоящим Регламентом.
(27) Полномочия по наложению санкций, предоставляемые компетентным органам, не должны противоречить исключительной компетенции ЕЦБ, предусмотренной статьей 4(1)(а) Регламента (EU) N 1024/2013, по отзыву лицензий кредитных организаций в рамках пруденциального надзора.
(28) Положения настоящего Регламента в отношении подачи заявлений о регистрации торговых репозиториев и об отзыве регистрации не влияют на средства правовой защиты, предусмотренные главой V Регламента (EU) N 1095/2010.
(29) Технические стандарты в секторе финансовых услуг должны обеспечивать последовательную гармонизацию и адекватную защиту вкладчиков, инвесторов и потребителей на всей территории ЕС. Наиболее эффективным и разумным представляется доверить ЕУНРЦБ как органу, обладающему специализированными компетенциями, разработку проектов нормативных технических и исполнительных стандартов, не подразумевающих политического выбора. ЕУНРЦБ должно обеспечивать формирование эффективных процессов администрирования и предоставления отчетов при разработке проектов технических стандартов. Европейской комиссии должны быть предоставлены полномочия по принятию нормативных технических стандартов с помощью делегированных актов в соответствии со статьей 290 ДФЕС и в соответствии со статьями 10 - 14 Регламента (EU) N 1095/2010 в следующих областях: сведения, которые необходимо представлять в отношении различных видов ОФЦБ; подробный регламент подачи заявлений о регистрации или расширении регистрации торгового репозитория; подробный регламент процедур, применяемых торговыми репозиториями для проверки предоставляемых им сведений об ОФЦБ; частота и регламент опубликования, требования и режим доступа к данным торговых репозиториев; и, при необходимости, дальнейшее уточнение содержания Приложения.
(30) Европейской комиссии должны быть предоставлены полномочия по принятию исполнительных технических стандартов, разработанных ЕУНРЦБ, посредством имплементирующих актов в соответствии со статьей 291 ДФЕС и в соответствии со статьей 15 Регламента (EU) N 1095/2010 в отношении формата и частоты предоставления отчетов, формата заявления о регистрации или расширении регистрации торгового репозитория, а также процедур и форм обмена информацией в отношении санкций и других мер с ЕУНРЦБ.
(31) Полномочия по принятию актов в соответствии со статьей 290 ДФЕС должны быть делегированы Европейской комиссии в отношении внесения изменений в перечень организаций, исключаемых из сферы действия настоящего Регламента, а также в отношении видов вознаграждений, оснований для уплаты вознаграждений, сумм вознаграждений и способов уплаты вознаграждений торговыми репозиториями. Важно, чтобы Европейская комиссия проводила надлежащие консультации в ходе подготовительной работы, в том числе на уровне экспертов. При подготовке и разработке проектов делегированных актов Европейская комиссия должна обеспечивать одновременную, своевременную и надлежащую передачу релевантных документов в Европейский Парламент и Совет ЕС.
(32) В целях обеспечения единообразия условий имплементации настоящего Регламента, Европейской комиссии должны быть предоставлены полномочия по имплементации для принятия решений об оценке норм третьих стран для целей признания торговых репозиториев из третьих стран и для предотвращения потенциального дублирования или конфликтов требований. Оценка, формирующая основу для принятия решений об эквивалентности требований к предоставлению отчетов в третьих странах, не должна препятствовать исполнению права торгового репозитория, образованного в соответствующей третьей стране и признанного ЕУНРЦБ, на оказание услуг по предоставлению отчетов организациям, образованным в ЕС, поскольку решение о признании должно быть независимым от такой оценки для целей принятия решения об эквивалентности.
(33) В случаях, когда имплементирующий акт об эквивалентности отозван, к контрагентам автоматически должно возобновляться применение всех требований, изложенных в настоящем Регламенте.
(34) Где это целесообразно, Европейская комиссия должна сотрудничать с компетентными органами третьих стран для поиска взаимно благоприятных решений, обеспечивающих соответствие между настоящим Регламентом и требованиями, установленными такими третьими странами, и предотвращающих какое-либо дублирование в этом отношении.
(35) Поскольку цели настоящего Регламента, а именно, повышение прозрачности определенных видов деятельности на финансовых рынках, таких как использование ОФЦБ и повторное использование обеспечения, для осуществления мониторинга и выявления соответствующих рисков, не могут быть в достаточной мере достигнуты государствами - членами ЕС, но в силу масштаба применения и последствий применения настоящего Регламента могут быть более эффективно достигнуты на уровне ЕС, ЕС имеет право принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, как указано в статье 5 Договора о функционировании Европейского союза. В соответствии с принципом соразмерности, изложенным в этой статье, настоящий Регламент не выходит за рамки необходимого для достижения этих целей.
(36) Настоящий Регламент составлен с соблюдением основных прав и принципов, изложенных в Хартии ЕС по правам человека, в частности, права на защиту персональных данных, права на неприкосновенность частной и семейной жизни, прав на защиту и принципа пе bis in idem, свободы предпринимательства, права собственности, права на эффективную правовую защиту и на справедливое судебное разбирательство. Настоящий Регламент должен применяться в соответствии с этими правами и принципами.
(37) В соответствии со статьей 28(2) Регламента (ЕС) N 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС*(14), была проведена консультация с европейским надзорным органом по защите данных и получено его мнение 11 июля 2014 г.*(15)
(38) Обмен или передача персональных данных компетентными органами государств - членов ЕС или торговыми репозиториями должны осуществляться в соответствии с нормами о передаче персональных данных, изложенными в Директиве 95/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(16). Обмен или передача персональных данных ЕУНРЦБ, ЕУБН или ЕУНСПО должны осуществляться в соответствии с нормами о передаче персональных данных, изложенными в Регламенте (ЕС) N 45/2001.
(39) При содействии ЕУНРЦБ Европейская комиссия должна осуществлять мониторинг и подготавливать отчеты для Европейского парламента и Совета ЕС о применении обязанностей по предоставлению отчетности, предусмотренных настоящим Регламентом, в международном масштабе. Сроки, предусматриваемые для предоставления отчетов Европейской комиссии, должны принимать во внимание предшествующее эффективное применение настоящего Регламента.
(40) По результатам работы, выполненной релевантными международными организациями, при содействии ЕУНРЦБ, ЕУБН и ЕССР, Европейская комиссия должна представить в Европейский Парламент и Совет ЕС отчет о реализации международных усилий по смягчению рисков, связанных с ОФЦБ, в том числе рекомендаций СФС по применению дисконтов при оценке ОФЦБ, не подвергающихся централизованному клирингу, и о приемлемости этих рекомендаций для рынков ЕС.
(41) Применение требований по обеспечению прозрачности, предусмотренных настоящим Регламентом, должно быть отложено для предоставления торговым репозиториям достаточного срока для подачи заявлений об авторизации и признании их деятельности, предусмотренных настоящим Регламентом, и предоставления организациям коллективного инвестирования достаточного срока для соблюдения этих требований. В частности, целесообразно отложить применение дополнительных требований по обеспечению прозрачности для организаций коллективного инвестирования, принимая во внимание Руководство для компетентных органов и компаний, управляющих ОКИПЦБ, изданное ЕУНРЦБ 18 декабря 2012 г., в котором изложена опциональная концепция для компаний по управлению ОКИПЦБ в отношении обязанностей по раскрытию информации и потребности в снижении административного бремени для менеджеров организаций коллективного инвестирования. В целях обеспечения эффективной имплементации норм предоставления отчетов об ОФЦБ, необходимо поэтапное введение в силу требований по видам контрагентов. Этот подход должен принимать во внимание фактические возможности контрагента по соблюдению обязанностей предоставления отчетов, предусмотренных настоящим Регламентом.
(42) Новые единообразные нормы в отношении прозрачности ОФЦБ и определенных внебиржевых деривативов, а именно, свопов на совокупный доход, изложенные в настоящем Регламенте, тесно связаны с нормами, изложенными в Регламенте (EU) N 648/2012, поскольку данные внебиржевые деривативы входят в сферу действия требований по предоставлению отчетности, изложенных в данном Регламенте. В целях обеспечения согласованности сферы действия обоих комплексов требований по обеспечению прозрачности и предоставлению отчетности необходимо четкое разграничение между внебиржевыми и биржевыми деривативами, независимо от того, осуществляется ли торговля такими контрактами в ЕС или на рынках третьих стран. Поэтому определение внебиржевых деривативов в Регламенте (EU) N 648/2012 должно быть изменено таким образом, чтобы одни и те же виды деривативных контрактов идентифицировались как внебиржевые или биржевые деривативы независимо от того, осуществляется ли торговля такими контрактами в ЕС или на рынках третьих стран.
(43) Таким образом, необходимо внесение соответствующих изменений в Регламент (EU) N 648/2012, в связи с чем
приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным для исполнения в полном объеме и непосредственно применимым во всех государствах - членах ЕС.
Принято в Страсбурге 25 ноября 2015 г.
От имени Европейского Парламента
Президент
М. Шульц
От имени Совета ЕС
Президент
Н. Шмит
______________________________
*(1) OJ С 336, 26.9.2014, р. 5.
*(2) OJ C 451, 16.12.2014, р. 59.
*(3) OJ C 271, 19.8.2014, р. 87.
*(4) Позиция Европейского Парламента от 29 октября 2015 г. (еще не опубликована в Официальном бюллетене) и решение Совета ЕС от 16 ноября 2015 г.
*(5) Регламент (EU) N 1092/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. о макропруденциальном надзоре за финансовой системой в ЕС и об учреждении Европейского совета по системным рискам (OJ L 331, 15.12.2010, р. 1).
*(6) Регламент (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 июля 2012 г. о внебиржевых деривативах, центральных контрагентах и торговых репозиториях (OJ L 201, 27.7.2012, р. 1).
*(7) Регламент (EU) N 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. об учреждении Европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг), вносящее изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющее Решение Европейской комиссии 2009/77/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, р. 84).
*(8) Регламент (EU) N 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. об образовании Европейского надзорного органа (Европейское управление по банковскому надзору), вносящий изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющий Решение Европейской комиссии 2009/78/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, р. 12).
*(9) Регламент (EU) N 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 об образовании европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением), вносящий изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющий Решение Европейской комиссии 2009/79/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, р. 48).
*(10) Регламент Совета (EU) N 1024/2013 от 15 октября 2013 г. о возложении на Европейский центральный банк функций, относящихся к пруденциальному надзору за кредитными организациями (OJ L 287, 29.10.2013, р. 63).
*(11) Директива 2009/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. о координации законов, нормативных актов и административных положений, относящихся к организациям коллективного инвестирования в переводные ценные бумаги (ОКИПЦБ) (OJ L 302, 17.11.2009, р. 32).
*(12) Директива 2011/61/EU Европейского Парламента и Совета ЕС от 8 июня 2011 г. о компаниях, управляющих фондами альтернативных инвестиций, вносящая изменения в Директивы 2003/41/ЕС и 2009/65/ЕС и Регламенты (ЕС) N 1060/2009 и (EU) N 1095/2010 (OJ L 174, 1.7.2011, р. 1).
*(13) Директива 2002/47/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 6 июня 2002 г. о механизмах финансового обеспечения (OJ L 168, 27.6.2002, р. 43).
*(14) Регламент (ЕС) N 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2000 г. о защите физических лиц в контексте обработки персональных данных организациями и органами Европейского Сообщества и о свободном перемещении таких данных (OJ L 8, 12.1.2001, р. 1).
*(15) OJ С 328, 20.9.2014, р. 3.
*(16) Директива 95/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в контексте обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных (OJ L 281, 23.11.1995, р. 31).
*(17) Директива 2014/65/EU Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 мая 2014 г. о рынках финансовых инструментов, вносящая изменения в Директиву 2002/92/ЕС и Директиву 2011/61/EU (OJ L 173, 12.6.2014, р. 349).
*(18) Директива 2013/36/EU Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными компаниями, вносящая изменения в Директиву 2002/87/ЕС и отменяющая Директиву 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС (OJ L 176, 27.6.2013, р. 338).
*(19) Директива 2009/138/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2009 г. об инициировании и осуществлении деятельности в области страхования и перестрахования (Нормы платежеспособности II) (OJ L 335, 17.12.2009, р. 1).
*(20) Директива 2003/41/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 3 июня 2003 г. о деятельности и надзоре за деятельностью организаций профессионального пенсионного обеспечения (OJ L 235, 23.9.2003, р. 10).
*(21) Регламент (EU) N 909/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 июля 2014 об усовершенствовании расчета по ценным бумагам в Европейском Союзе и о центральных депозитариях ценных бумаг, вносящий изменения в Директиву 98/26/ЕС и 2014/65/EU и Регламент (EU) N 236/2012 (OJ L 257, 28.8.2014, р. 1).
*(22) Регламент Европейской комиссии (ЕС) N 1287/2006 от 10 августа 2006 г., имплементирующий Директиву 2004/39/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении обязанностей инвестиционных компаний по ведению учетной документации, предоставления сведений об операциях, прозрачности рынка, допуска финансовых инструментов в торгах и определения терминов для целей этой Директивы (OJ L 241, 2.9.2006, Р. 1).
*(23) Директива 2004/25/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. в отношении кредитных предложений о поглощении (OJ L 142, 30.4.2004, р. 12).
*(24) Регламент (ЕС) N 713/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об образовании Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики (OJ L 211, 14.8.2009, р. 1).
*(25) Директива 2014/59/EU Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 мая 2014 г. о формировании системы восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносящая изменения в Директиву Совета ЕС 82/891/EЭC, Директивы 2001/24/ЕС, 2002/47/ЕС, 2004/25/ЕС, 2005/56/ЕС, 2007/36/ЕС, 2011/35/EU, 2012/30/EU и 2013/36/EU, Регламенты (EU) N 1093/2010 и (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС (OJ L 173, 12.6.2014, р. 190).
*(26) Регламент (EU) N 806/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 июля 2014 г. об установлении единообразных правил и процедуры урегулирования несостоятельности кредитных организаций и определенных инвестиционных компаний в рамках концепции единого механизма урегулирования несостоятельности и единого фонда урегулирования несостоятельности, вносящий изменения в Регламент (EU) N 1093/2010 (OJ L 225, 30.7.2014, р. 1).
*(27) Решение Европейской комиссии 2001/528/ЕС от 6 июня 2001 г. об образовании Европейского комитета по ценным бумагам (OJ L 191, 13.7.2001, р. 45).
*(28) Регламент (EU) N 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий нормы и общие принципы механизма контроля государствами - членами ЕС исполнения Европейской комиссией полномочий по имплементации.
*(29) Регламент Совета (EU) N 1024/2013 от 15 октября 2013 г., наделяющий Европейский центральный банк определенными функциями формирования политики в области пруденциального надзора за кредитными организациями (OJ L 287, 29.10.2013, р. 63).
*(30) Директива 2004/25/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. в отношении кредитных предложений о поглощении (OJ L 142, 30.4.2004, р. 12).
*(31) Регламент (ЕС) N 713/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об образовании Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики (OJ L 211, 14.8.2009, р. 1).
*(32) Директива 2014/59/EU Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 мая 2014 г. о формировании системы восстановления и урегулирования несостоятельности кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносящая изменения в Директиву Совета ЕС 82/891/ЕЕС, Директивы 2001/24/ЕС, 2002/47/ЕС, 2004/25/ЕС, 2005/56/ЕС, 2007/36/ЕС, 2011/35/EU, 2012/30/EU и 2013/36/EU, Регламенты (EU) N 1093/2010 и (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС (OJ L 173, 12.6.2014, р. 190).
------------------------------
* Неофициальный перевод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского парламента и Совета ЕС 2015/2365 от 25 ноября 2015 г. о прозрачности операций финансирования с ценными бумагами и повторного использования финансовых инструментов, вносящий изменения в Регламент (EU) N 648/2012
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после дня его опубликования в Официальном бюллетене Европейского Союза
Настоящий Регламент применяется с 12 января 2016 г., за исключением отдельных положений
Текст Регламента опубликован в "Вестнике Банка России" от 29 июля 2016 г. N 71