Решение Суда по интеллектуальным правам от 5 сентября 2016 г. по делу N СИП-13/2016
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 1 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 5 сентября 2016 года.
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 6 марта 2017 г. N С01-1097/2016 по делу N СИП-13/2016 настоящее решение оставлено без изменения
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Снегура А.А.,
судей Погадаева Н.Н., Силаева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства обороны Российской Федерации (ул. Знаменка, д. 19, Москва, 119160, ОГРН 1037700255284)
о признании незаконным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 01.02.2016 N 2009727073, принятого по результатам рассмотрения возражения Министерства обороны Российской Федерации против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства внутренних дел Российской Федерации (ул. Житная, д. 16, Москва, 119049, ОГРН 1037700029620), Федеральной службы безопасности (ул. Большая Лубянка, д. 1/3, Москва, 107031), регионального общественного фонда поддержки Культурного центра МВД и Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД (ул. Большая Лубянка, д. 13, Москва, 103031, ОГРН 1027739147996), федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова" Министерства обороны Российской Федерации (Земледельческий пер., д. 20, стр. 1, Москва, 119121, ОГРН 1037739188629), федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски" внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ул. Большая Лубянка, д. 13/16, стр. 1, Москва, 107031, ОГРН 5157746076978),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Гордиенко Д.С. (по доверенности от 20.10.2015 N 328), Сенина М.Г. (по доверенности от 20.10.2015 N 318);
от органа, принявшего оспариваемый акт, - Слепенков А.С. (по доверенности от 22.07.2016 N 01/32-598/41);
от третьих лиц:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации - Соловьев С.О. (по доверенности от 19.12.2015 N Д-1/489);
от Федеральной службы безопасности - Кононенко А.В. (по доверенности от 26.02.2015 N 1123-Б);
от регионального общественного фонда поддержки Культурного центра МВД и Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД - Пелих А.Н. (по доверенности от 02.03.2016);
от федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" - Пелих А.Н. (по доверенности от 27.05.2016);
от федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова" Министерства обороны Российской Федерации - Ганичева Н.С. (по доверенности от 06.05.2016 N 123), установил:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ, заявитель) обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 01.02.2016 N 2009727073, принятого по результатам рассмотрения возражения МО РФ против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140; о прекращении предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140; об обязании Роспатента внести изменения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в связи с прекращением правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 401140 (с учетом уточнения предмета исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 09.02.2016, от 10.05.2016, от 07.06.2016 и от 07.07.2016 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: региональный общественный фонд поддержки Культурного центра МВД и Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД (далее - общественный фонд), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Академический ансамбль имени А.В. Александрова), Федеральная служба безопасности (далее - ФСБ России), федеральное государственное казенное учреждение культуры и искусства "Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Академический ансамбль ВВ МВД РФ) и Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) соответственно.
В обоснование заявленных требований МО РФ ссылается на необоснованность вывода Роспатента о том, что правовая охрана оспариваемого товарного знака не затрагивает права и законные интересы МО РФ. При этом отмечает, что в силу Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Указ от 16.08.2004 N 1082) к полномочиям заявителя относится, в том числе организация военно-исторической и культурной деятельности в целях повышения в обществе авторитета и престижа военной службы.
Как полагает заявитель, при регистрации оспариваемого товарного знака Роспатентом не учтено, что в состав словесного элемента товарного знака без согласия МО РФ включено официальное наименование Вооруженных Сил Российской Федерации - "RED ARMY".
МО РФ обращает внимание на то, что в оспариваемом товарном знаке также используется эмблема, содержащая меч и щит, внутри которой размещено стилизованное изображение географической карты России с изображением лиры, что, по его мнению, нарушает права ФСБ России на геральдический знак-эмблему, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13.11.1999 N 1513.
С точки зрения заявителя, использованное словосочетание, переводимое как "Красной Армии генерал Елисеев", противоречит статусу ансамбля внутренних войск и истории воинских знаний.
Также МО РФ отмечает, что словесный элемент оспариваемого товарного знака содержит официальное сокращенное наименование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - "IF MIA RF" ("ВВ МВД РФ"), а также словосочетание "RED ARMY" ("Красная Армия") - официальное наименование Вооруженных Сил Российской Федерации, являющихся правопреемником Красной Армии, что способно ввести в заблуждение потребителя относительно услуги либо ее исполнителя.
Заявитель считает, что вышеперечисленные обстоятельства непосредственно затрагивают его права, поскольку введение потребителя в заблуждение относительно исполнителя услуг вредит имиджу Вооруженных Сил Российской Федерации, обязанность по поддержанию которого возложена на МО РФ.
Роспатентом представлен отзыв на заявление, в котором он просит отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению Роспатента, МО РФ не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что предоставление правовой охраны оспариваемому товарному знаку каким-либо образом затрагивает его права и законные интересы в отношении услуг 41-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ). Указывает, что заявитель также не может быть признан заинтересованным лицом в оспаривании правовой охраны товарного знака по такому основанию как сходство до степени смешения данного товарного знака с эмблемой ФСБ России, поскольку указанный орган самостоятельно реализует свои права, включая право на использование эмблемы.
Роспатент полагает ошибочной ссылку заявителя на статью 1231.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку указанная статья была введена в действие после даты приоритета спорного товарного знака, в связи с чем подлежит применению законодательство, действовавшее на момент подачи заявки на регистрацию указанного товарного знака, которое не содержало такого основания для отказа в предоставлении правовой охраны как воспроизведение или имитация официального наименования. При этом Роспатент отмечает, что в материалах дела не имеется доказательств того, что словосочетание "RED ARMY" представляет собой государственный герб, флаг и другие государственные символы и знаки или обозначение, сходное до степени смешения с данными элементами; указанное обозначение когда-либо использовалось в качестве официального наименования отечественных вооруженных сил; заявителю в порядке правопреемства перешло официальное наименование "Рабоче-Крестьянская Красная армия" или наименование "Красная армия".
По мнению Роспатента, сходство спорного товарного знака с эмблемой ФСБ России правового значения не имеет, поскольку указанная эмблема не является государственным символом или знаком, в связи с чем отсутствует необходимость получения согласия ФСБ России на регистрацию соответствующего обозначения.
Роспатент не согласен с доводом МО РФ о способности входящего в состав оспариваемого товарного знака словесного элемента "RED ARMY" ввести потребителя в заблуждение относительно услуги или ее изготовителя, так как словесное обозначение "RED ARMY" само по себе не способно вызвать у потребителей услуг 41-го класса МКТУ представления об оказании этих услуг Вооруженными Силами Российской Федерации. Кроме того, отмечает, что согласно выводу, содержащемуся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2011 по делу N А40-72316/2011, словосочетание "RED ARMY" воспринимается потребителями как фантазийное и не ассоциируется с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Также Роспатент обращает внимание на то, что полное словесное обозначение, включенное в оспариваемый товарный знак, содержит частичное указание на правообладателя этого товарного знака и прямое указание на руководителя Академического ансамбля ВВ МВД.
В отзыве на заявление общественный фонд с заявленными требованиями не соглашается, просит обжалуемое решение Роспатента оставить без изменения. В частности, указывает на отсутствие у заявителя заинтересованности в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку, поскольку МО РФ не наделено полномочиями осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе производить товары или оказывать услуги, в связи с чем факт регистрации оспариваемого товарного знака не влияет на права и законные интересы заявителя.
Общественный фонд отмечает, что применительно к использованию в составе товарного знака обозначения, сходного с геральдической эмблемой ФСБ России, лицом, заинтересованным в подаче возражения на основании пункта 2 статьи 1483 ГК РФ, является ФСБ России, которая с соответствующим возражением не обращалась. При этом считает, что оспариваемый товарный знак не воспроизводит геральдическую эмблему ФСБ России, не является сходным с ней до степени смешения, а сама эмблема не подпадает под действие пункта 2 статьи 1483 ГК РФ.
Общественный фонд выражает несогласие с доводом заявителя об использовании в оспариваемом товарном знаке официального наименования Вооруженных Сил Российской Федерации - "RED ARMY" ("Красная Армия"), указывая, что названное словесное обозначение на сегодняшний день не является официальным наименованием, а сравниваемые словесные обозначения не могут быть признаны сходными до степени смешения.
Общественный фонд обращает внимание на то, что отсутствие возможности введения обозначением "RED ARMY" потребителей в заблуждение в отношении исполнителя услуг установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-72316/2011 и N А40-31183/2012.
Академический ансамбль имени А.В. Александрова в представленном отзыве поддержал доводы, изложенные в заявлении. В частности, считает, что в оспариваемом товарном знаке использовано графическое обозначение, сходное с эмблемой ФСБ России, что нарушает права этого органа на государственную символику.
С точки зрения Академического ансамбля имени А.В. Александрова, оспариваемый товарный знак содержит словесный элемент "RED ARMY", способный ввести потребителей в заблуждение в отношении исполнителя услуг, поскольку Академический ансамбль имени А.В. Александрова широко известен потребителям как Ансамбль Красной Армии (Хор Красной Армии), а используемый в оспариваемом товарном знаке словесный элемент "AKADEMICAL ENSEMBLE IF MIA RF RED ARMY GENERAL ELISEEV" не содержит понятного и доступного потребителю указания на правообладателя.
ФСБ России представлены письменные объяснения, в которых она соглашается с мнением заявителя о недопустимости использования оспариваемого товарного знака в качестве эмблемы Академического ансамбля ВВ МВД РФ, полагает, что указанный товарный знак может быть воспринят в качестве эмблемы структурного подразделения ФСБ России.
Вместе с тем ФСБ России считает, что оспариваемым ненормативным правовым актом права и законные интересы ФСБ России не нарушаются, поскольку в настоящее время правовая охрана товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 401140 прекращена полностью.
Заявителем представлены письменные объяснения, в которых содержится конкретизация его правовой позиции.
В судебном заседании представители МО РФ и Академического ансамбля имени А.В. Александрова поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представители Роспатента, МВД РФ, общественного фонда и Академического ансамбля ВВ МВД возражали против удовлетворения заявления.
Представитель ФСБ России поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация комбинированного товарного знака, включающего словесный элемент "AKADEMICAL ENSEMBLE IF MIA RF RED ARMY GENERAL ELISEEV" (приоритет товарного знака - 29.10.2009), была произведена 12.02.2010 за N 410140 на имя общественного фонда в отношении следующих услуг 41-го класса МКТУ: "развлечения; организация и проведение концертов; услуги оркестров; шоу-программы; представления театрализованные; развлечение гостей; организация досуга; организация спектаклей (услуги импресарио); мюзик-холлы; сочинение музыки; составление программ встреч (развлечение); услуги по написанию сценариев; услуги по распространению билетов (развлечение); бронирование билетов на спектакли; организация и проведение мастер-классов (обучение); услуги студий записи; видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; информация по вопросам развлечений; радиопередачи развлекательные; прокат декораций для шоу-программ; прокат театральных декораций; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий".
Указанный товарный знак является комбинированным обозначением, представляющим собой композицию, состоящую из эмблемы в виде щита и меча, вокруг которой расположено стилизованное изображение флагов и колосьев. Внутри эмблемы размещены стилизованные изображения географической карты России и лиры. На изображении щита расположена лента, содержащая словесный элемент "ACADEMICAL ENSEMBLE IF MIA RF RED ARMY GENERAL ELISEEV" (в переводе на русский язык - "АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ ВВ МВД РФ КРАСНОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛА ЕЛИСЕЕВА").
Товарный знак зарегистрирован в белом, черном, светло-желтом, желтом, оранжевом, коричневом, светло-коричневом, красном, бордовом, синем, темно-синем, голубом, темно-голубом, светло-сером, сером, темно-сером цветовом сочетании.
В результате государственной регистрации 16.05.2016 за N РД0198015 договора об отчуждении исключительного права на товарный знак правообладателем оспариваемого товарного знака является Академический ансамбль ВВ МВД.
В Роспатент 27.05.2015 поступило возражение МО РФ против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140, мотивированное несоответствием регистрации требованиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 1483 ГК РФ, а также требованиям пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения этого возражения коллегией палаты по патентным спорам Роспатент принял решение от 01.02.2016 об отказе в удовлетворении возражения. Правовая охрана товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 401140 была оставлена в силе.
Принимая указанное решение, Роспатент исходил из того, что заинтересованность в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140 в отношении услуг 41-го класса МКТУ у лица, подавшего возражение, в соответствии с пунктом 2 статьи 1513 ГК РФ отсутствует, так как МО РФ является исполнительным органом государственной власти, который в соответствии со своим правовым статусом, предусмотренным действующим законодательством, сам по себе не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в том числе оказывать услуги 41-го класса МКТУ; оспариваемый товарный знак не подлежит анализу и на предмет какой-либо возможности нарушения соответствующей регистрацией товарного знака собственно прав и интересов лица, подавшего возражение, не имеющего отношения к этой эмблеме, поскольку ФСБ России является самостоятельным органом государственной власти; материалы возражения не содержат документального подтверждения того, что словосочетание "RED ARMY" является государственным символом или знаком, в связи с чем товарный знак не может быть признан несоответствующим требованиям пункта 2 статьи 1483 ГК РФ; утверждение лица, подавшего возражение, о том, что словосочетание "RED ARMY" является именно официальным наименованием Вооруженных Сил Российской Федерации, а лицо, подавшее возражение, является именно правопреемником Рабоче-Крестьянской Красной Армии, не подтверждено действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами; наличие в оспариваемом товарном знаке аббревиатуры внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации ("IF MIA RF" (ВВ МВД РФ) и прямого указания на художественного руководителя соответствующего ансамбля ("GENERAL ELISEEV") обусловливает отсутствие каких-либо оснований полагать, что оспариваемый товарный знак может быть воспринят российскими потребителями как средство индивидуализации иного лица, а не правообладателя, в связи с чем не имеется оснований для вывода о его несоответствии требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ; вышеприведенные выводы коллегии подтверждены судебными актами, принятыми по делам N А40-72316/2011 и N А40-31181/2012; установление в действиях правообладателя наличия признаков недобросовестной конкуренции не относится к компетенции Роспатента.
МО РФ, учитывая данные обстоятельства и полагая, что вышеназванный ненормативный правовой акт Роспатента является незаконным, нарушает права и законные интересы МО РФ, обратилось в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением.
В период рассмотрения настоящего спора решением Роспатента от 01.07.2016, принятым по результатам рассмотрения возражения Академического ансамбля имени А.В. Александрова от 21.03.2016, предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140 признано недействительным полностью, о чем внесена запись в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него и письменных объяснениях, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ, пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента по рассмотрению возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку и принятию решений по результатам их рассмотрения установлены нормами части четвертой ГК РФ и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218, и лицами, участвующим в деле, не оспариваются.
В пункте 2.3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при оспаривании решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности суды должны учитывать, что заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, а также заявки на наименование места происхождения товара подлежат рассмотрению Роспатентом в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент подачи заявок, если иное специально не предусмотрено законом. При рассмотрении возражений против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров суды определяют основания для признания недействительным патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров, исходя из законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, заявки на наименование места происхождения товаров, вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров.
С учетом даты подачи заявки на регистрацию оспариваемого обозначения в качестве товарного знака (29.10.2009) правовая база для оценки охраноспособности этого обозначения включает в себя ГК РФ (в редакции, действовавшей в момент подачи заявки) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32 (далее - Правила рассмотрения заявки).
Согласно пункту 1 статьи 1499 ГК РФ экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения), проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы; в ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям статьи 1477 и пунктов 1-7 статьи 1483 ГК РФ и устанавливается приоритет товарного знака.
По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (пункт 2 данной статьи).
В силу пункта 2 статьи 1483 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки на регистрацию оспариваемого товарного знака) в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; 4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1-3 этого пункта. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Ссылка заявителя в обоснование своей правовой позиции о несоответствии оспариваемого товарного знака пункту 2 статьи 1483 ГК РФ на нормы статьи 1231.1 ГК РФ является ошибочной в силу того, что статья 1231.1 ГК РФ введена в действие Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу с 01.10.2014, тогда как проверка охраноспособности обозначения осуществляется на основании законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на регистрацию этого обозначения качестве товарного знака (пункт 1 статьи 4 ГК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его производителя.
Пунктом 2.5.1 Правил рассмотрения заявки предусмотрено, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1-5, 8 и 9 статьи 1483 этого Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1513 ГК РФ возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4, 6, 7 пункта 2 и пунктом 3 статьи 1512 этого Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
Проанализировав приложенные к возражению документы, Роспатент пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку МО РФ является исполнительным органом государственной власти, который в соответствии со своим правовым статусом, предусмотренным действующим законодательством, самостоятельно не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в том числе оказывать услуги 41-го класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак, то данный государственный орган не может считаться заинтересованным лицом в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140.
При этом отсутствие заинтересованности в оспаривании ненормативного правового акта Роспатента является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении возражения, на что правильно указано в оспариваемом решении.
Ссылка МО РФ на то, что его заинтересованность в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140 основывается на том, что в силу Указа от 16.08.2004 N 1082 к его полномочиям относится, в том числе организация военно-исторической и культурной деятельности в целях повышения в обществе авторитета и престижа военной службы, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Само понятие "заинтересованное лицо" является оценочным, в самом общем виде в гражданском праве под ним понимается лицо, заинтересованное в совершении действий (в том числе по оспариванию ненормативных правовых актов) по причине возможного наступления выгодных либо невыгодных для него материальных или иных последствий, а также лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) соответствующих органов или третьих лиц.
МО РФ как орган исполнительной государственной власти непосредственно не осуществляет оказание услуг 41-го класса МКТУ, названные услуги могут осуществляться находящими в его подведомственности учреждениями (в частности, Академическим ансамблем имени А.В. Александрова), которым разрешается ведение предпринимательской деятельности, однако такие учреждения являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в гражданском обороте. Поэтому заинтересованность соответствующего учреждения в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку не свидетельствует, что такая же заинтересованность автоматически возникает у государственного органа, в подведомственности которого находится учреждение.
При этом имиджевые потери, на возможное появление которых ссылается МО РФ, также не свидетельствуют о возникновении заинтересованности в оспаривании товарного знака, поскольку товарный знак предназначен для индивидуализации товаров и услуг в гражданском обороте, а МО РФ не является ни производителем (продавцом) товаров, ни исполнителем услуг, что означает отсутствие у него какой-либо репутации (имиджа) среди потребителей товаров и услуг.
Как правильно указано Роспатентом в оспариваемом решении, не имеется каких-либо свидетельств столкновения интересов лица, подавшего возражение, и правообладателя по поводу оспариваемого товарного знака или сходного с ним обозначения на рынке оказания соответствующих услуг 41-го класса МКТУ, то есть в сфере развлечений.
Обосновывая несоответствие оспариваемого товарного знака требованиям пункта 2 статьи 1483 ГК РФ, заявитель отмечает, что поскольку обозначение "RED ARMY" ("Красная Армия") является одним из официальных наименований Вооруженных Сил Российской Федерации, то общественный фонд должен был при регистрации получить согласие МО РФ.
Вместе с тем, как было указано судом выше, пункт 2 статьи 1483 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки на регистрацию оспариваемого товарного знака) включал в себя запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, к числу которых МО РФ не относится.
Таким образом, поскольку на момент подачи заявки на регистрацию оспариваемого товарного знака формальный запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями органов государственной власти Российской Федерации отсутствовал, то и получение согласия от соответствующего органа не являлось необходимым.
Из материалов дела также не следует, что словосочетание "RED ARMY" является государственным гербом, флагом или другим государственным символом и знаком, сокращенным или полным наименованием международной и межправительственной организации, их гербом, флагом, другим символом и знаком, официальным контрольным, гарантийным или пробирным клеймом, печатью, наградой и другим знаком отличия, то есть теми объектами, в отношении которых законом был установлен запрет на использование в составе товарного знака.
Не имеется в материалах дела и доказательств того, что Рабоче-Крестьянская Красная Армия либо Красная Армия являются одним из официальных наименований современных Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом коллегия судей отмечает, что историческая преемственность между Рабоче-Крестьянской Красной Армией СССР и Вооруженными Силами Российской Федерации не означает, что первая является официальным наименованием последних, так как официальное наименование федеральных органов государственной власти устанавливается посредством указания на него в федеральном законодательстве (Федеральных конституционных законах, Федеральных законах, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации). Между тем, ссылки на соответствующие нормативные правовые акты в заявлении не приведены.
Довод МО РФ о том, что оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения с эмблемой ФСБ России, а потому противоречит требованиям пункта 2 статьи 1483 ГК РФ, также подлежит отклонению.
Как отмечалось выше, на момент подачи заявки на регистрацию оспариваемого товарного знака отсутствовал законодательный запрет на воспроизведение или имитацию знаков федеральных органов государственной власти без их согласия.
Ссылаясь на письмо Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 09.11.2015 (о сходстве товарного знака и эмблемы ФСБ России) и письмо ФСБ России от 10.11.2015 (об отсутствии согласия на использование эмблемы), заявитель не обосновал в соответствии с критериями, установленными Правилами рассмотрения заявки, наличие сходства до степени смешения между оспариваемым товарным знаком и эмблемой ФСБ России.
Кроме того, следует отметить, что лицом, заинтересованным в подаче возражения на основании пункта 2 статьи 1483 ГК РФ по вышеназванному основанию может являться только ФСБ России, которая с соответствующим возражением не обращалась. ГК РФ не предусматривает возможности подачи возражения в защиту прав и законных интересов иного лица, у которого имеется соответствующая заинтересованность.
Довод ФСБ России о том, что оспариваемый товарный знак может быть воспринят в качестве эмблемы структурного подразделения ФСБ России, судом не принимается, поскольку также не обоснован. При этом ФСБ России не лишена возможности обратиться с самостоятельным возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140.
Также коллегия судей не может признать обоснованным и довод МО РФ о том, что наличие в оспариваемом товарном знаке словосочетания "IF MIA RF" ("ВВ МВД РФ"), являющегося официальным наименованием внутренних войск МВД РФ, и словосочетания "RED ARMY" ("Красная Армия"), являющегося официальным наименованием Вооруженных Сил Российской Федерации, способно ввести в заблуждение потребителя относительно услуги либо ее исполнителя.
В силу пункта 3.1 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных приказом Роспатента от 23.03.2001 N 39 (далее - Рекомендации), обозначение может содержать элементы, как прямо указывающие на сведения об изготовителе или месте происхождения товара, так и элементы, порождающие у потребителя представление об этих сведениях через ассоциации.
Элементы обозначений, содержащие не соответствующие действительности сведения об изготовителе или месте происхождения товара через ассоциации, которые они вызывают у потребителя, относят к способным ввести потребителя в заблуждение.
Способность введения в заблуждение элементами обозначений и обозначением в целом не является очевидной и, как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и его изготовителе.
При этом следует учитывать, что возможность вызывать у потребителей ассоциации об определенном изготовителе или источнике происхождения товара усиливается за счет различительной способности обозначений.
Как отмечалось ранее, в материалах дела не имеется доказательств того, что словосочетание "RED ARMY" используется либо использовалось в качестве официального наименования Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом словосочетание "Красная армия", переводом которой на английский язык является "RED ARMY", использовалось применительно к Вооруженным Силам СССР лишь до 1946 года.
Наличие в составе оспариваемого товарного знака словосочетания "RED ARMY" само по себе не способно вызвать у потребителей услуг 41-го класса МКТУ ассоциации об оказании этих услуг Вооруженными Силами Российской Федерации либо их органом управления - МО РФ.
Кроме того, одно и то же обозначение может в отношении одних товаров быть признано описательным, в отношении других - ложным, в отношении третьих - фантазийным. Принимая во внимание перечень услуг 41-го класса МКТУ, для индивидуализации которых был зарегистрирован оспариваемый товарный знак, относящихся к развлечениям, словосочетание "RED ARMY" скорее воспринимается современным российским потребителем как фантазийное обозначение.
К аналогичным выводам пришли арбитражные суды при рассмотрении дел N А40-72316/2011 и N А40-31183/2012, указав, что обозначение "Красная Армия" не ассоциируется потребителем услуг с современными Вооруженными Силами Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что использованное словосочетание, переводимое как "Красной Армии генерал Елисеев", противоречит статусу ансамбля внутренних войск и истории воинских знаний не принимается судом, поскольку данные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для признания предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным.
Довод третьего лица - Академического ансамбля имени А.В. Александрова о том, что словесный элемент "RED ARMY" способен ввести потребителей в заблуждение в отношении исполнителя услуг, поскольку Академический ансамбль имени А.В. Александрова широко известен потребителям как Ансамбль Красной Армии (Хор Красной Армии), не может быть рассмотрен Судом по интеллектуальным правам в рамках настоящего спора, так как предметом судебной проверки является ненормативный правовой акт Роспатента, принятый по результатам рассмотрения возражения МО РФ (а не Академического ансамбля имени А.В. Александрова), и по тем основаниям, которые содержались в указанном возражении.
Таким образом, исходя из заявленных МО РФ доводов, Суд по интеллектуальным правам не может прийти к выводу о том, что предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации противоречит пункту 3 статьи 1483 ГК РФ, а также о нарушении оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов МО РФ в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного, основания для удовлетворения заявления о признании незаконным решения Роспатента от 01.02.2016 отсутствуют, соответственно, не имеется и оснований для удовлетворения требований заявителя о прекращении предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 401140 и об обязании Роспатента внести изменения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Снегур |
Судьи |
Н.Н. Погадаев |
|
Р.В. Силаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган власти (Минобороны России) обратился в суд из-за регистрации в качестве бренда обозначения "RED ARMY" ("Красная Армия").
Суд по интеллектуальным правам не поддержал позицию органа власти и пояснил следующее.
Отсутствие заинтересованности в оспаривании акта Роспатента - самостоятельное основание для отказа в удовлетворении возражения.
Само понятие "заинтересованное лицо" является оценочным. В общем виде в гражданском праве под таковым понимается лицо, заинтересованное в совершении действий (в т. ч. по оспариванию) из-за возможного наступления выгодных либо невыгодных для него последствий, а также тот, чьи права и интересы затрагиваются.
В данном случае орган власти непосредственно не оказывает услуги (в отношении которых зарегистрирован спорный бренд). Последние могут осуществляться находящимися в его подведомственности учреждениями, которым разрешается ведение предпринимательской деятельности.
Однако такие учреждения являются юрлицами и действуют самостоятельно в гражданском обороте. Поэтому их заинтересованность в оспаривании охраны товарного знака не свидетельствует, что она автоматически возникает и у госоргана, в подведомственности которого они находятся.
При этом имиджевые потери, на возможное появление которых ссылался госорган, также не свидетельствуют о возникновении упомянутой заинтересованности.
Кроме того, словосочетание "Красная армия" (переводимая на английский язык как "RED ARMY") использовалось применительно к Вооруженным Силам СССР лишь до 1946 г.
В данном случае наличие в составе оспариваемого бренда такого словосочетания само по себе не способно вызвать у потребителей услуг ассоциации об их оказании Вооруженными Силами РФ.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 5 сентября 2016 г. по делу N СИП-13/2016
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 6 марта 2017 г. N С01-1097/2016 по делу N СИП-13/2016 настоящее решение оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2017 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1097/2016
13.02.2017 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1097/2016
26.12.2016 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1097/2016
09.12.2016 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1097/2016
08.11.2016 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1097/2016
05.09.2016 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-13/2016
13.01.2016 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-13/2016