Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N 4-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тришиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Авдеева А.С., Борсукова В.Ю. и Камневой В.А. на решение Московского областного суда от 6 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска о признании наличия оснований для досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Озёрского муниципального района Московской области шестого созыва, признании нарушения избирательных прав Советом депутатов Озёрского муниципального района Московской области и территориальной избирательной комиссией города Озёры Московской области, о назначении выборов Совета депутатов городского округа Озёры Московской области первого созыва, а также о возложении на Совет депутатов городского округа Озёры Московской области и территориальную избирательную комиссию города Озёры Московской области обязанности утвердить новую схему избирательных округов городского округа Озёры Московской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Авдеева А.С., Борсукова В.Ю., Камневой В.А. и их представителя Ивановой Т.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя главного управления территориальной политики Московской области Нагорной М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Авдеев А.С., Борсуков В.Ю. и Камнева В.А. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать наличие оснований для досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Озёрского муниципального района Московской области шестого созыва, признать нарушение избирательных прав Советом депутатов Озёрского муниципального района Московской области и территориальной избирательной комиссией города Озёры Московской области, назначить выборы Совета депутатов городского округа Озёры Московской области первого созыва в единый день голосования на 18 сентября 2016 года, а также возложить на Совет депутатов городского округа Озёры Московской области и территориальную избирательную комиссию города Озёры Московской области обязанность утвердить новую схему избирательных округов городского округа Озёры Московской области, как нового муниципального образования.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что преобразование городского поселения Озёры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское повлекло создание вновь образованного муниципального образования - городского округа Озёры.
В соответствии с абзацем шестым части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.
Абзацем восьмым части 5 статьи 34 этого же Федерального закона закреплено, что до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Установленный Законом шестимесячный срок для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озёры истёк, однако данные выборы не проведены, в связи с чем, по мнению административных истцов, нарушено их конституционное право избирать и быть избранным в орган местного самоуправления.
28 декабря 2015 года Совет депутатов Озёрского муниципального района принял решение N 297/49 о переименовании Совета депутатов Озёрского муниципального района в Совет депутатов городского округа Озёры, об утверждении положения о Совете депутатов городского округа Озёры и о признании утратившим силу решения Совета депутатов Озёрского муниципального района об утверждении положения о Совете депутатов Озёрского муниципального района.
Как полагают административные истцы, указанным решением Совет депутатов Озёрского муниципального района присвоил полномочия Совета депутатов другого муниципального образования, определив, тем самым, неправомочность осуществления полномочий Совета депутатов городского округа Озёры Советом депутатов Озёрского муниципального района и досрочное прекращение своих полномочий.
С учётом того, что депутаты Совета депутатов Озёрского муниципального района были избраны на время действия этого муниципального образования, которое находится в стадии ликвидации, были ограничены осуществлять полномочия по решению предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городского округа до 1 января 2016 года и были неправомочны осуществлять полномочия депутатов Совета депутатов городского Озёры согласно положению о Совете депутатов городского округа Озёры и уставу городского округа Озёры, административные истцы утверждали, что имеются основания для назначения судом выборов Совета депутатов городского округа Озёры.
Решением Московского областного суда от 6 июля 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционных жалобах Авдеев А.С., Борсуков В.Ю. и Камнева В.А. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для определения порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озёры решением суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводом суда согласна.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству.
Такого противоречия в объединении городского поселения Озёры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское при рассмотрении и разрешении административного дела не установлено.
12 марта 2015 года постановлением Московской областной Думы N 11/119-П принят и 18 марта 2015 года губернатором Московской области подписан Закон Московской области N 30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озёрского муниципального района".
Данный Закон официально опубликован 20 марта 2015 года на интернет-портале правительства Московской области mosreg.ru.
Согласно статьям 1-3 этого Закона территории городского поселения Озёры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское объединены без изменения границ территории Озёрского муниципального района. В результате объединения указанных поселений прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединённых поселений. Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. В состав территории Озёрского муниципального района входят один город и территории сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Городское поселение, образованное путём названного изменения состава территории Озёрского муниципального района, наделено статусом городского округа - городской округ Озёры.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озёрского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступили к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городского округа. Полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняли органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озёрского муниципального района. В период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озёрского муниципального района были вправе принимать устав городского округа Озёры, который вступал в силу не ранее 1 января 2016 года.
Настоящий Закон вступил в силу через десять дней после его официального опубликования.
Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Озёрского муниципального района" на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверялся Московским областным судом, вступившим в законную силу решением от 16 октября 2015 года которого в удовлетворении административного иска о признании его недействующим отказано.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии противоречия законодательству порядка объединения городского поселения Озёры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское.
В этой связи отсутствовали основания для определения порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озёры решением суда.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах Авдеева А.С., Борсукова В.Ю. и Камневой В.А., не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 6 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Авдеева А.С., Борсукова В.Ю. и Камневой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2016 г. N 4-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был