Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 31-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административным исковым заявлениям Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н. к Государственному Совету Чувашской Республики и Главе Чувашской Республики
о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента принятия пункта 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 31 декабря 2015 года N 89 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики" в отношении педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа),
по апелляционной жалобе представителя Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н. - Шушпановой Л.Ю.
на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н. - Дорохиной Ж.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Государственного Совета Чувашской Республики - Семеновой И.В., Главы Чувашской Республики - Волковой И.В., Гущенковой С.И., Ивановой Л.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 декабря 2015 года Государственным Советом Чувашской Республики принят и 31 декабря 2015 года Главой Чувашской Республики подписан Закон Чувашской Республики от 31 декабря 2015 года N 89 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики" (далее - Закон), текст которого официально опубликован в газетах "Республика" 13 января 2016 года, N 1, и "Хыпар" 15 января 2016 года, N 3-4.
Пунктом 3 статьи 3 названного Закона внесены изменения в Закон Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с которыми абзац 1 части 1 статьи 1 изложен в новой редакции, предусматривающей, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется, в том числе педагогическим работникам, проживающим и работающим по месту основной работы (за исключением граждан, работающих на условиях срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Авдеева Н.И. и Мясникова Т.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия указанных положений Закона Чувашской Республики, ссылаясь на их противоречие части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указывают на то, что оспариваемая норма предусматривает отмену с 11 января 2016 года мер социальной поддержки, ранее предоставляемых им, как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах на условиях совместительства и на условиях срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Считают, что данная норма носит дискриминационный характер, поскольку ставит педагогических работников, работающих по срочному трудовому договору и на условиях совместительства, в отношении которых нормами федерального законодательства не установлено каких-либо ограничений прав на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в неравные условия по отношению к педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях на постоянной основе.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 апреля 2016 года административные исковые заявления Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н. было отказано.
В апелляционных жалобах представитель административных истцов Шушпанова Л.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что лишение административных истцов права на меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения противоречит статье 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которой закреплен особый статус педагогических работников с момента заключения трудового договора (независимо от срока) на получение данных социальных гарантий и компенсаций.
Полагает, что законодателем субъекта Российской Федерации не обосновано применение принципа адресности и нуждаемости при определении права на денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении отдельно взятых категорий педагогических работников, работающих по срочному трудовому договору на период отсутствия работников, за которыми сохраняется место работы, и работающих на условиях совместительства.
Относительно апелляционной жалобы Министерством юстиции Чувашской Республики, Государственным Советом Чувашской Республики, Главой Чувашской Республики, прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ранее отношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были регламентированы статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании".
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" дополнен предложением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, законодатель Чувашской Республики, выделил в оспариваемой норме Закона Чувашской Республики из числа педагогов государственных образовательных организаций Чувашской Республики и муниципальных образовательных организаций определенную категорию, а именно: проживающих и работающих по месту основной работы (за исключением граждан, работающих на условиях срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). То обстоятельство, что оспариваемая норма содержит условие о том, что государственная (либо муниципальная) образовательная организация должна являться основным местом работы для адресата получения мер социальной поддержки, не нарушает прав и законных интересов педагогических работников на труд и получение мер социальной поддержки, поскольку данный работник, работающий по совместительству, вправе заниматься иным видом деятельности, которая для него будет являться основным местом работы, так и совместительством, как внутренним, так и за пределами данной организации, с правом на получение указанных мер социальной поддержки.
Предусмотренные частью 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ меры социальной поддержки правомерно определены судом как меры, адресованные лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по основному месту работы, поскольку включение в число получателей мер такой поддержки лиц, которые осуществляют преподавательскую деятельность только в свободное от основной работы время, не согласуется с общепризнанными принципами в сфере социальной политики - её адресностью и результативностью.
Оспариваемое положение относительно основного места работы педагогического работника аналогично закрепленному на федеральном уровне условию предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), которое закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Пунктом 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 рублей.
Проанализировав нормы федерального законодательства, сопоставив их с оспариваемыми административными истцами положениями регионального Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что органы государственной власти Чувашской Республики реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, оспариваемый акт принят по предметам совместного ведения, в пределах компетенции органов, а также обнародован и введен в действие в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеевой Н.И. и Мясниковой Т.Н., поданную их представителем Шушпановой Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 31-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был