Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2016 г. N 2-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Игошева Н.Н.
на решение Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9 от 22 июля 2016 года N 12/51 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9 Тельтевского А.Д.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Игошева Н.Н. - Бокмельдер Г.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Тельтевского А.Д. и регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Вологодской области Коротаевой О.В., объяснение представителя Избирательной комиссии Вологодской области Шляпакова О.Н., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания очередного созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9 от 22 июля 2016 года N 12/51 Тельтевской А.Д., выдвинутый региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Вологодской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9.
Игошев Н.Н., зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований ссылался на наличие оснований отказа в регистрации кандидата Тельтевского А.Д., предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пунктами 3 и 3.1 части 8 статьи 41 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".
Решением Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Игошев Н.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции таких оснований не установил.
Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Как установил суд первой инстанции, справка о принадлежности Тельтевского А.Д. к политической партии "Справедливая Россия" и о его статусе в ней в избирательную комиссию была представлена, данная справка выдана председателем Совета регионального отделения в Вологодской области, подписана уполномоченным лицом политической партии.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Вышеуказанные сведения об имуществе и расходах, как установил суд первой инстанции, Тельтевским А.Д. были представлены в избирательную комиссию с соблюдением требований к формам справок, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Идентификационный номер налогоплательщика и адрес регистрации (места жительства), согласно разделам первым данных справок, отнесён к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях, а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детях, указываемым в разделах втором-четвёртом справок.
В силу положений пункта 3.1 статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указание идентификационного номера налогоплательщика с явной опечаткой (отсутствует одна цифра "0"), а также указание адреса без наименования района в субъекте Российской Федерации в сведениях о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата не является.
Из пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что недостоверность представленных кандидатом сведений служить основанием для признания постановления избирательной комиссии незаконным и его отмены не может, поскольку такого основания в пункте 24 статьи 38 данного Федерального закона нет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также согласна с выводами суда первой инстанции о том, что проставление во второй графе раздела второго справки о расходах слова "отсутствует", указание Избирательной комиссии Вологодской области в уведомлении об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках в качестве адресата, предоставление подлинника справки Законодательного Собрания об основном месте работе и занимаемой должности вместо заверенной копии, неуказание филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" в первом финансовом отчёте повлечь признание оспариваемого постановления избирательной комиссии незаконным и его отмену не может.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39 и части 2(1) статьи 61 Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в избирательную комиссию документы первого финансового отчёта кандидата.
Документами первого финансового отчёта кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, являются первый финансовый отчёт, сведения об учёте поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств на счёте, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счёт, по состоянию на дату отчёта, заверенная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" копия договора банковского счёта, на основании которого открыт специальный избирательный счёт, а при отсутствии филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счёт.
Суд первой инстанции установил, что справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счёте выдана подразделением публичного акционерного общества "Сбербанк России", а указанные в ней сведения актуальны по состоянию на дату первого финансового отчёта, в связи с чем правомерно не усмотрел в документах первого финансового отчёта нарушений.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с ошибочным доводом суда первой инстанции о неисполнении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выступающим дополнительным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, так как в регистрации Тельтевского А.Д. кандидатом отказано не было, оспариваемым постановлением избирательной комиссии Тельтевской А.Д. был зарегистрирован кандидатом, данное постановление оспаривается другим кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу и обладающим равными с другими кандидатами правами. Однако данный довод суда не может служить поводом для отмены состоявшегося решения суда.
Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Игошева Н.Н., не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игошева Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2016 г. N 2-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был