Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2016 г. N 15-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в отрытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Елаева И.А. на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2016 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Елаева И.A. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 от 8 августа 2016 года N 17 "Об отказе Елаеву И.А. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 21".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 15 июня 2016 года N 1611-V П выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 30 ноября 2015 года N 113/824-5 полномочия окружной избирательной комиссии в Центральном одномандатном избирательном округе N 21 возложены на Ленинскую территориальную избирательную комиссию.
22 июня 2016 года Елаев И.А. обратился в окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 с заявлением о даче согласия баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия по указанному избирательному округу.
Постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 от 8 августа 2016 года N 17 Елаеву И.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 в связи с представлением им недостаточного количества подписей избирателей.
Елаев И.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене указанного постановления избирательной комиссии, указывая, что оспариваемое постановление нарушает его избирательные права и препятствует ему в осуществлении права быть избранным в органы государственной власти.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2016 года в удовлетворении административного иска Елаева И.А. отказано.
В апелляционной жалобе Елаев И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 этого же Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 35 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 года N 41-3 "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия", которым установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных в соответствии с пунктом 7 статьи 13 данного Закона на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 18 ноября 2015 года N 1377-УП сроком на 10 лет утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия (приложение 1), согласно которой в Центральном одномандатном избирательном округе N 21 зарегистрировано 29 508 избирателей.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 28 апреля 2016 года N 120/887-5 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, и предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, согласно приложению N 1, в соответствии с которым для регистрации кандидата, выдвинутого по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, необходимо собрать 886 подписей избирателей. Предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, составляет 974 подписи избирателей.
Как следует из материалов дела, кандидат в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия Елаев И.А. 3 августа 2016 года представил в окружную избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, согласно которому в поддержку его выдвижения собрано 837 подписей избирателей.
Указанное количество представленных кандидатом в депутаты подписей избирателей в силу приведенных выше законоположений является недостаточным для его регистрации, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 5 пункта 10 статьи 41 Закона Республики Мордовия "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия" является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что отказ окружной избирательной комиссии в регистрации Елаева И.А. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия по Центральному одномандатному избирательному округу N 21 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию административного истца с законодательным определением обязанности по представлению им подписей при выдвижении в качестве кандидата в депутаты, которые заявлены без учёта того, что такие условия направлены на исключение из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.
Прочие доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Елаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2016 г. N 15-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был