Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 302-КГ16-11843
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу Правительства Забайкальского края (г. Чита) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16.11.2015 по делу N А78-11490/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2016 по тому же делу
по заявлению Правительства Забайкальского края (далее - правительство) и Министерства здравоохранения Забайкальского края (далее - министерство) о признании недействительными пунктов 1, 2 и 4 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.06.2015,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента государственных закупок Забайкальского края (далее - департамент), государственного казенного учреждения "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" (г. Чита; далее - Центр обеспечения), Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" (г. Чита; далее - народный фронт), общества с ограниченной ответственностью МК "Медин" (г. Екатеринбург; далее - общество), Золотухина Валерия Владимировича, Меркулова Сергея Васильевича (далее - граждане) и 13-ти государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края (далее - учреждения здравоохранения), установила:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16.11.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 14.06.2016 названные судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе правительство ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенных проверочных мероприятий антимонопольным органом правительство и министерство признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В результате проверки антимонопольным органом установлено, что правительством принято постановление от 09.12.2014 N 684 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N 544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Министерства здравоохранения Забайкальского края и краевых государственных учреждений здравоохранения наделено ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" с 01.01.2015, без переходных положений, позволяющих заказчику осуществить плановые закупки на 2015 год.
Министерством направлены в адрес государственных заказчиков письма от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889, разъясняющие, в частности, возможность осуществления закупок в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что, по мнению антимонопольного органа, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и противоречит антимонопольному законодательству - части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В результате принятия указанных актов министерство и подведомственные ему учреждения заключали государственные контракты с единственным поставщиком без применения конкурентных способов закупки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого решения и передачи материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Не согласившись с названным решением, правительство и министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в признании недействительными оспариваемые пункты решения антимонопольного органа, суды установили, что в результате принятого правительством постановления и рекомендаций министерства в период 13.12.2014 по 01.01.2015 отсутствовал уполномоченный орган (учреждение), определяющий поставщиков конкурентными способами, в связи с чем заказчики - лечебные учреждения, были лишены возможности осуществления закупки путем проведения конкурентных способов и заключали государственные контракты с единственным поставщиком.
Обстоятельств для заключения заказчиками контракта с единственным исполнителем судами не установлено.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что бездействие правительства и министерства по урегулированию указанного пробела, образовавшегося в связи с вынесением указанных актов, привели к ограничению конкуренции, поскольку лишили государственных заказчиков возможности осуществлять закупки конкурентным способом, обеспечив преимущество конкретным хозяйствующим субъектам и не предоставив возможности участия в закупках неограниченному кругу лиц, а потому признали законными оспариваемые пункты решения антимонопольного органа.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и обоснованно ими отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Правительству Забайкальского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 302-КГ16-11843 по делу N А78-11490/2015
Текст определения официально опубликован не был