г. Чита |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А78-11490/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Забайкальского края, Министерства здравоохранения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 ноября 2015 года по делу N А78-11490/2015 по заявлению Правительства Забайкальского края (ОГРН 1097746082972 ИНН 7704721668), Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН 1087536008526, ИНН 7536095695) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) о признании незаконными пунктов 1, 2 и 4 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541 ИНН 7536033755) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.06.2015,
суд первой инстанции, судья Горкин Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
Правительства Забайкальского края: Кулябин А.Н., представитель по доверенности от 11.07.2014;
Министерства здравоохранения Забайкальского края: Лескова А.Н., представитель по доверенности от 25.02.2016, Жигалина Е.А., представителя по доверенности от 25.02.2016;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю: Осипова А.О., представителя по доверенности от 11.01.2016; Терпугова Ю.А., представителя по доверенности от 11.01.2016;
от третьих лиц:
Департамента государственных закупок Забайкальского края (ОГРН 1097536000077, ИНН 7536098350): не было;
ГУЗ "Краевая клиническая больница" (ОГРН 1027501151270, ИНН 7536012226): не было;
ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1027501152227, ИНН 7536011511) : не было;
ГУЗ "Борзинская центральная районная больница" (ОГРН 1027501008061, ИНН 7529001223) : не было;
ГУЗ "Городской родильный дом" (ОГРН 1127536006344, ИНН 7536130149)
ГУЗ "Детский клинический медицинский центр" (ОГРН 1157536001292, ИНН 7536149975) : не было;
ГУЗ "Карымская центральная районная больница" (ОГРН 1027500586960, ИНН 7508002339) : не было;
ГБУЗ "Забайкальский краевой перинатальный центр" (ОГРН 1117536007820, ИНН 7536120581) : не было;
ГКУЗ "Краевая станция переливания крови" (ОГРН 1027501171114, ИНН 7536011127) : не было;
ГУЗ "Каларская центральная районная больница" (ОГРН 1027500562880, ИНН 7506000142) : не было;
ГУЗ "Краевая больница N 3" (ОГРН 1027500953260, ИНН 7527003352) : не было;
ГУЗ "Краевая клиническая инфекционная больница" (ОГРН 1117536000042, ИНН 7536115704) : не было;
ГКУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница имени В. Х. Кандинского" (ОГРН 1027501163634, ИНН 7537003104) : не было;
ГУЗ "Забайкальский краевой онкологический диспансер" (ОГРН 1027501162919, ИНН 7536024408) : не было;
Общества с ограниченной ответственностью МК "Медин" (ОГРН 1116658023591, ИНН 6658397437) : не было;
Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" (ОГРН 1147500000053, ИНН 7536986973) : не было;
Меркулова Сергея Васильевича (п. Агинское), Золотухин Валерий Владимирович (г. Челябинск) : не было;
ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" (ОГРН 1027501161434, ИНН 7536010860) : не было;
установил:
Заявитель, Правительство Забайкальского края (Правительство) и заявитель, Министерство здравоохранения Забайкальского края (Министерство), обратились в арбитражный суд с заявлениями, уточненными в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными пунктов 1, 2 и 4 решения комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.06.2015.
Решением суда первой инстанции 16 ноября 2015 заявителям отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Исходя из принятого Правительством Забайкальского края постановления от 09.12.2014 N 684 в период с 13.12.2014 по 01.01.2015 для Министерства здравоохранения Забайкальского края и краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края, отсутствовал уполномоченный орган (учреждение), определяющий поставщиков конкурентными способами.
Таким образом, в сложившейся ситуации не усматривается заключения контрактов вследствие непреодолимой силы.
Обстоятельства, послужившие заключению контрактов с единственным исполнителем, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, поскольку заказчики имели возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию на определенный период времени, следовательно, не обуславливают правомерность заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Информационные письма Министерства здравоохранения Забайкальского края от 18.12.2014 N 11492, от 22.12.2014 N 11615 и от 26.12.2014 N 11889 послужили основанием для учреждений здравоохранения при заключении государственных контрактов без проведения конкурентных процедур в нарушение законодательства о контрактной системе, что привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Кроме того, письма Минздрава воспринимаются подведомственными лечебными учреждениями как обязательные к исполнению, поскольку данное Министерство в соответствии со своим Положением осуществляет властные функции по отношению к данным учреждениям, чему также была дана оценка в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу N А78-4272/2014.
Правительство Забайкальского края, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Правительства Забайкальского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что выводы суда ошибочны.
Министерство здравоохранения Забайкальского края, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на ошибочность выводов суда первой инстанции.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.01.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, по результатам проведенных проверочных мероприятий по обращениям граждан и юридических лиц, 25.06.2015 Комиссией Забайкальского УФАС России принято Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 2633 (резолютивная часть решения объявлена 11.06.2015) (т. 1, л. 88), в соответствии с которым Управление решило:
1. Признать Правительство Забайкальского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия ограничивающего конкуренцию акта - постановления от 09.12.2014 N 684 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N 544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и осуществления бездействия по урегулированию возникшей ситуации, что привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции;
2. Признать Министерство здравоохранения Забайкальского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части направления информационных писем от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции;
4. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Правительство Забайкальского края и Министерство, посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратились в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.12.2014 N 684 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым установлено:
Департаменту государственных закупок Забайкальского края внести изменения в Положение о Департаменте государственных закупок Забайкальского края, утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 572, в части исключения функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Министерства здравоохранения Забайкальского края и краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края (ч.2).
Министерству здравоохранения Забайкальского края внести изменения в устав государственного казенного учреждения "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" в установленном порядке (ч.3).
Из смысла внесенных изменений, следовало, что полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Министерства здравоохранения Забайкальского края и краевых государственных учреждений здравоохранения, изъяты из компетенции Департамента государственных закупок Забайкальского края и переданы ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" (далее также ГКУ "ЦМТО") с 01.01.2015.
Более того, в соответствии с утвержденным Правительством Забайкальского края от 17.12.2013 N 544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Порядком взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, Департамент проводит работу с поступившей от заказчика заявкой на закупку товаров, работ, услуг в срок не более 15 календарных дней со дня ее поступления. Принимая во внимание вышеуказанные изменения в организации проведения закупок, а также установленные правилами сроки рассмотрения заявок, сроки проведения торгов, источники финансирования закупок, организация исполнения заявок установленным способом была не возможна, что объективно признается, в том числе и заявителями, которые для решения данной проблемы направили в адрес государственных заказчиков (третьих лиц по делу, лечебные учреждения) информационные письма от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889, кроме того подача заявок во второй половине декабря 2014 года не предполагает проведение закупки для нужд на 1 квартал следующего года.
Как правильно установил антимонопольный орган, Министерство здравоохранения Забайкальского края, руководствуясь указанными изменениями в организации государственных закупок направило в адрес государственных заказчиков (третьих лиц по делу, лечебные учреждения) информационные письма от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889, разъясняющие, в частности, возможность осуществления закупок в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Названной нормой установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе, в случае: закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Между тем, антимонопольный орган, как и суд первой инстанции, расценили указанное, как нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так и ч. 1 ст. 15 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Суд апелляционной инстанции считает, что действительно, материалами дела подтверждается, что в результате принятия Правительством Забайкальского края постановления от 09.12.2014 N 684 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и направленных в адрес государственных заказчиков Министерством здравоохранения Забайкальского края информационных писем от 18.12.2014 N11492 и от 26.12.2014 N11889, которые разъяснили возможность осуществления государственных закупок заказчиками в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственными заказчиками в период с 12.12.2014 по 31.12.2014 года осуществлялись закупки для государственных нужд в порядке установленным пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
При этом причинно-следственная связь подтверждается тем, что государственные заказчики находятся в административном подчинении Министерства Здравоохранения Забайкальского края, которое само является составной частью исполнительной власти Забайкальского края, которая олицетворяется Правительством Забайкальского края. Более того, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителями, что государственные лечебные учреждения прямо исполняли информационные письма Министерства Здравоохранения Забайкальского края от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889 как властно-распорядительные акты, поскольку иных способов проведения государственных закупок им рекомендовано не было, а Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в иной части объективно не мог быть применен ими, в связи с отсутствием уполномоченного органа. Факт отказа Департамента в декабре 2014 года в проведении закупок конкурентным способом и возврат заявок подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами. При этом причины такого отказа, не имеют правового значения для квалификации действий заявителей.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" установлено, что правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (ч.1).
Правительство Забайкальского края является коллегиальным органом и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (ч.2).
Статьей 2 данного закона установлено, что Правительство Забайкальского края организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Забайкальского края, законов Забайкальского края и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Забайкальского края, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Забайкальского края.
Статьей 3 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" установлено, что Правительство Забайкальского края состоит из 17 членов Правительства, в том числе министра здравоохранения Забайкальского края.
Статья 8 названного закона предусматривает, что Правительство Забайкальского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Забайкальского края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии, а также 1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; 1(1)) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Забайкальского края, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия; 3) обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Забайкальского края для представления их Губернатором Забайкальского края в Законодательное Собрание Забайкальского края; 8(1)) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 12 закона устанавливает, что Министры, в том числе принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Забайкальского края, обеспечивают их исполнение; обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих исполнительных органов государственной власти Забайкальского края; осуществляют контроль и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, определенных постановлением Правительства Забайкальского края.
Аналогичные положения содержатся в Уставе Забайкальского края принятого Законом Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2014 N 255 установлено, что Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (далее - край), определяющим перспективные направления развития в области охраны здоровья граждан, оказания государственной социальной помощи (в части обеспечения граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательного медицинского страхования и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по оказанию государственных услуг, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия.
Организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п.9.3.10).
Осуществляет закупку (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п.9.5.1.1).
Организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.9.5.1.2).
Положением о Департаменте государственных закупок Забайкальского края утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.12.2013 N 572 ( в редакции действовавшей на 12.12.2014), принятое в соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края "О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2013 года N 463 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 9 октября 2013 года N 69", в целях реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 9 октября 2013 года N 69 "О структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" установлено следующее.
Департамент государственных закупок Забайкальского края (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Забайкальского края (далее - закупки), уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок, организации мониторинга закупок, методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки, а также определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки (п.1).
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в пределах своих полномочий (п.2).
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, а также настоящим Положением (п.3).
Из указанного следует, что Правительство Забайкальского края, Министерство Здравоохранения Забайкальского края, Департамент государственных закупок Забайкальского края являются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, как общего, так и специального назначения. Суд апелляционной инстанции усматривает, что именно в компетенцию указанных органов входит организация на территории Забайкальского края исполнения требований, в том числе и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции считает, что в период с 13.12.2014 по 31.12.2014 года на территории Забайкальского края в результате действий указанных органов исполнительной власти, реализация конкурентных способов государственных закупок, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в сфере регулируемой Министерством Здравоохранения Забайкальского края, не представлялась возможной в связи с совокупностью указанных действий данных органов исполнительной власти.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Департамент не имел законных оснований для возврата принятых заявок, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный Департамент является неотделимой составной частью системы органов исполнительной власти Забайкальского края в сфере государственных закупок (специальный орган) и за его деятельность несет ответственность как Правительство Забайкальского края (орган общих полномочий), так и Министерство Здравоохранения Забайкальского края (орган специальных полномочий).
Более того, система организации государственных закупок в сфере здравоохранения лежит как на органах общего назначения, Правительстве Забайкальского края, так и специального назначения, Министерстве Здравоохранения Забайкальского края, поэтому у суда апелляционной инстанции нет законных оснований делать выводы, что в указанном нарушении отсутствует вина Правительства Забайкальского края, либо Министерства Здравоохранения Забайкальского края. Из материалов дела об антимонопольном нарушении следует, что совокупность действий данных органов исполнительной власти привели к нарушению государственными заказчиками Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в указанный период.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционных жалоб о том, что государственные закупки государственными заказчиками в порядке, установленном пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были осуществлены не на основании действий Правительства Забайкальского края и Министерства Здравоохранения Забайкальского края, а в связи потребностью оказания ими медицинской и неотложной медицинской помощи, по следующим основаниям.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как указало Управление, и с ним правомерно согласился суд первой инстанции, материалы внеплановых проверок государственных заказчиков (акты от 06.02.2015 N 5, от 26.03.2015 N 15, от 22.05.2015 N 28, от 22.05.2015 N 29, от 22.05.2015 N 30, от 22.05.2015 N 31, от 19.05.2015 N 32, от 22.05.2015 N 34, от 19.05.2015 N 35, от 20.05.2015 N 36, от 20.05.2015 N 37, от 22.05.2015 N 38, от 20.05.2015 N 39. от 22.05.2015 N 40, от 22.05.2015 N 41, от 22.05.2015 N 42) не подтверждают данные доводы заявителей.
Суд апелляционной инстанции считает, что совокупность действий Правительства и Министерства обусловило проведение закупок не конкурентным способом в любом случае, без наличия условий предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд апелляционной инстанции считывает, что материалами дела не подтверждается наличие условий, содержащихся в пункте 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволяющих признать надлежащими рекомендации Министерства, содержащиеся в информационных письмах от 18.12.2014 N 11492 и от 26.12.2014 N 11889 (т. 1, л. 102-104).
Потребности здравоохранения сами по себе не могут относиться к особым условиям, перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку организация медицинской деятельности осуществляется на основании имеющихся запасов и регламентного поступления ресурсов для осуществления такой деятельности, что относится и к скорой помощи, экстренной, неотложной и иным видам медицинской помощи.
Применение же условий указанных в данной норме в первую очередь относится к чрезвычайности ситуации вызвавшей потребность в оказании медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Между тем, заявители не представили доказательств, что совершенные противоправные действия Правительства и Министерства были обусловлены потребностями в оказании такой помощи.
То обстоятельство, что заказчики, медицинские учреждения, были признаны Управлением и судом, как субъекты, действовавшие в экстренных обстоятельствах, не имеет отношения к Правительству и Министерству, поскольку последние, своими действиями создали для заказчиков такие условия правового регулирования в сфере государственных закупок, что исполнение Федерального закона N 44-ФЗ ими было не возможно, в то время как обязанность по оказанию медицинской помощи в любом виде на них продолжала оставаться, тем более, что такое ограничение пришлось на конец финансового 2014 года.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждаются доводы заявителей о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы Правительства и Министерства, и не соответствует действующему законодательству.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований).
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "16" ноября 2015 года по делу N А78-11490/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11490/2015
Истец: Министерство здравоохранения Забайкальского края, Правительство Забайкальского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: ГБУЗ "Забайкальский краевой перинатальный центр", ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края", ГКУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница имени В. Х. Кандинского", ГКУЗ "Краевая станция переливания крови", ГУЗ "Борзинская центральная районна больница", ГУЗ "Городской родильный дом", ГУЗ "Детский клинический медицинский центр", ГУЗ "Забайкальский краевой онкологический диспансер", ГУЗ "Каларская центральная районная больница", ГУЗ "Карымская центральная районная больница", ГУЗ "Краевая больница N 3", ГУЗ "Краевая детская клиническая больница", ГУЗ "Краевая клиническая больница", ГУЗ "Краевая клиническая инфекционная больница", Департамент государственных закупок Забайкальского края, Золотухин Валерий Владимирович, Меркулов Сергей Васильевич, Общероссийское общественное движение "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ", ООО МК "Медин"