Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 2-АПГ16-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бородина Е.Н. на решение Вологодского областного суда от 15 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по Западному одномандатному избирательному округу N 4 от 27 июля 2016 года N 17/099 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4 Розбицкого А.A., выдвинутого избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Бородина Е.Н. - адвоката Бокмельдер Г.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Розбицкого А.А. - Комарова А.В. и представителя Избирательной комиссии Вологодской области Осипова Д.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания очередного созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии по Западному одномандатному избирательному округу N 4 от 27 июля 2016 года N 17/099 Розбицкий А.А., выдвинутый Вологодским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4.
Бородин Е.Н., зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском о признании указанного постановления незаконным и его отмене, ссылаясь в обоснование заявленных требований на наличие оснований отказа в регистрации кандидата Розбицкого А.А., предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Вологодского областного суда от 15 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Бородин Е.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции таких оснований не установил.
Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком (подпункт "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно пункту 2 и подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Частями 1, 2 и пунктом 3 части 6 статьи 33 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается на съезде политической партии (конференции или общем собрании её регионального отделения) в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", выдвижение кандидатов осуществляется соответствующими органами политических партий, их региональных отделений.
Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, её регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом политической партии), в котором должны быть указаны решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам).
Суд первой инстанции установил, что 26 июня 2016 года проведён второй этап XVII внеочередной конференции Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", согласно пункту 2 протокола которой данная конференция постановила выдвинуть список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным избирательным округам на выборах 18 сентября 2016 года согласно приложению N 1 к этому протоколу.
8 июля 2016 года Избирательная комиссия Вологодской области приняла для заверения список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутый избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по одномандатным избирательным округам на выборах 18 сентября 2016 года. Данный список заверен постановлением Избирательной комиссии Вологодской области.
14 июля 2016 года окружная избирательная комиссия по Западному одномандатному избирательному округу N 4 приняла справку о членстве Розбицкого А.А. в политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и о его статусе в ней, представленную в данную избирательную комиссию для уведомления о его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведёнными положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", исходя из положений Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и постановления президиума центрального комитета политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 11 декабря 2015 года N 77/2 "О толковании ряда положений Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", суд первой инстанции пришёл к правильным выводам о том, что решение конференции Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным избирательным округам оформлено надлежащим образом, данное решение представлено в окружную избирательную комиссию для регистрации Розбицкого А.А. кандидатом в депутаты с приложением списка кандидатов в соответствии с Законом Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", членство Розбицкого А.А. в политической партии и его статус в ней при регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4 подтверждено, соответствующая справка подписана уполномоченным лицом политической партии.
Суд первой инстанции также установил, что для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4 Розбицкий А.А. также представил в избирательную комиссию заверенные копии трудовой книжки и диплома, подтверждающие указанные в его заявлении сведения об образовании и основном месте работы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39 и части 2.1 статьи 61 Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в избирательную комиссию документы первого финансового отчёта кандидата.
Документами первого финансового отчёта кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, являются первый финансовый отчёт, сведения об учёте поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств на счёте, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счёт, по состоянию на дату отчёта, заверенная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" копия договора банковского счёта, на основании которого открыт специальный избирательный счёт, а при отсутствии филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счёт.
Такие документы, как установил суд первой инстанции, для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Западному одномандатному избирательному округу N 4 Розбицкий А.А. в избирательную комиссию представил в машиночитаемом виде согласно пункту 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 16 июня 2016 года N 219/1210.
Пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что такое уведомление, датированное 27 июня 2016 года, а не на момент представления Розбицким А.А. в избирательную комиссию документов для регистрации кандидатом, служить поводом для признания оспариваемого постановления избирательной комиссии незаконным и его отмены не может, поскольку Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в приведённой норме обязывает кандидата прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, и не содержит требования к дате соответствующего уведомления.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Вышеуказанные сведения об имуществе и расходах, как установил суд первой инстанции, Розбицкий А.А. представил в избирательную комиссию с соблюдением требований к формам справок, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Идентификационный номер налогоплательщика и адрес регистрации (места жительства), согласно разделам первым данных справок, отнесён к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях, а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детях, указываемым в разделах втором-четвёртом справок.
В силу положений пункта 3.1 статьи 33, пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неуказание идентификационного номера налогоплательщика, а также указание адреса с явной опечаткой в сведениях о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата не является. Недостоверность этих сведений служить основанием для признания постановления избирательной комиссии незаконным и его отмены не может.
В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводами суда первой инстанции о том, что также не может повлечь признание оспариваемого постановления избирательной комиссии незаконным и его отмену указание в списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутым Вологодским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по одномандатным избирательным округам, в наименовании Западного одномандатного избирательного округа N 4 дополнительно "город Вологда".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с ошибочным доводом суда первой инстанции о неисполнении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как дополнительном основании для отказа в удовлетворении административного иска, так как в регистрации Розбицкого А.А. кандидатом отказано не было, оспариваемым постановлением избирательной комиссии Розбицкий А.А. зарегистрирован кандидатом, данное постановление оспаривается другим кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу и обладающим равными с другими кандидатами правами. Однако данный довод суда не может служить поводом для отмены состоявшегося решения суда.
Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Бородина Е.Н., не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 15 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бородина Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 2-АПГ16-17
Текст определения официально опубликован не был