Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 34-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Салях А.И. на решение Мурманского областного суда от 18 августа 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании неправомочным состава Совета депутатов ЗАТО города Заозерска Мурманской области пятого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Салях А.И. обратился в суд с административным иском о признании неправомочным состава Совета депутатов закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" пятого созыва ссылаясь на то, что состав данного Совета в результате состоявшихся 14 сентября 2014 года выборов сформирован и действовал в количестве 15 человек. В период с 28 апреля 2015 года по 28 июня 2016 года были прекращены полномочия 5 депутатов. 27 июня 2016 года депутат Болилый В.В. подал заявление о прекращении депутатских полномочий, но по данному заявлению Совет депутатов соответствующего решения не принял. Административный истец полагает, что с учетом заявления Болилого В.В., число действующих депутатов Совета составляет 9 человек, что менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов и свидетельствует о неправомочности состава данного представительного органа местного самоуправления.
Решением Мурманского областного суда от 18 августа 2016 года в удовлетворении заявленного Салях А.И. требования отказано.
В апелляционной жалобе Салях А.И. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Статья 35 названного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения о неправомочности состава представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).
Пунктом 2 части 10 статьи 40 этого же Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. При этом в силу части 11 этой же статьи полномочия депутата в случае его отставки по собственному желанию прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Частями 1, 4, 6 статьи 22 Устава закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" предусмотрено, что Совет депутатов избирается сроком на 5 лет, состоит из 15 депутатов. Совет считается правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов Совета депутатов (10 человек).
Основной формой деятельности Совета депутатов является заседание Совета, которое признается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов (части 1 и 2 статьи 33 Устава).
Из вышеизложенного следует, что состав Совета депутатов является правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов (15 человек), что составляет 10 депутатов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 14 сентября 2014 года состоялись выборы депутатов Совета закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" пятого созыва, в результате которых избрано пятнадцать депутатов.
Решением Совета депутатов от 27 января 2015 года N 09-3235 досрочно прекращены полномочия депутата Задирако А.Н. с 4 января 2015 года в связи со смертью.
В связи с вступлением в должность Главы муниципального образования решением Совета депутатов от 28 апреля 2015 года N 16-3269 досрочно прекращены полномочия депутата Винокура И.В. с 14 апреля 2015 года.
На основании заявлений о сложении депутатских полномочий по собственному желанию решениями Совета депутатов от 29 марта 2016 года, 26 апреля 2016 года, 28 июня 2016 года также досрочно прекращены полномочия депутатов Шарамко О.В., Киселевой Н.А., Городько Л.С. соответственно.
Решением Заозерской территориальной избирательной комиссии от 7 июля 2016 года N 05/10 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 3 на 18 сентября 2016 года для замещения двух депутатских мандатов.
Решением Заозерской территориальной избирательной комиссии от 17 августа 2016 года N 22/44 голосование при проведении дополнительных выборов отложено для дополнительного выдвижения кандидатов, день голосования при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" для замещения двух депутатских мандатов назначен на 30 октября 2016 года.
Установив, что в результате прекращения депутатских полномочий вышеуказанных лиц число действующих депутатов на момент принятия судебного решения составляло 10 человек, что соответствует 2/3 от установленной Уставом численности депутатов Совета депутатов, а также принимая во внимание, что в установленном законом порядке состоялось решение о назначении дополнительных выборов депутатов для замещения двух вакантных мандатов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания состава Совета депутатов неправомочным.
Доводы административного истца, ссылающегося на прекращенный статус депутата Болилого В.В., обоснованно отклонены судом, как несостоятельные.
Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.
Аналогичное положение предусмотрено самим Уставом закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области", в соответствии с которым досрочное прекращение полномочий депутата Совета депутатов оформляется решением Совета депутатов по представлению мандатной комиссии. В решении Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов указываются основание и дата их прекращения. Указанное решение принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период перерыва между заседаниями Совета депутатов - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (пункт 4 статьи 37 Устава).
Как следует из материалов дела, 27 июня 2016 года в Совет депутатов поступило заявление депутата Болилого В.В. о сложении депутатских полномочий по собственному желанию, которое было представлено не им лично, а иным лицом, вследствие чего у Совета депутатов возникли основания для установления подлинности волеизъявления указанного лица, и поскольку указанный депутат отсутствовал на заседании представительного органа, проходившем 28 июня 2016 года, решение о прекращении его полномочий Советом депутатов принято не было.
Решением Совета депутатов от 28 июня 2016 года N 40-3439 "О плановом перерыве в работе Совета депутатов ЗАТО город Заозерск" в заседаниях Совета депутатов закрытого административно-территориального образования "город Заозерск Мурманской области" объявлен перерыв с 1 июля по 31 августа 2016 года, в связи с чем в силу положений части 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" срок для принятия решения о прекращении полномочий депутата Болилого В.В. на момент рассмотрения дела не истек, что, в свою очередь, позволило суду сделать правильный вывод о действующем статусе указанного депутата.
Таким образом, на момент рассмотрения дела действовал правомочный состав представительного органа местного самоуправления, состоящий из 10 депутатов, и, более того, были назначены дополнительные выборы для замещения двух депутатских мандатов указанного представительного органа, в связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного Салях А.И. административного иска.
Доводы апелляционной жалобы Салях А.И. основаны на неверном толковании норм материального права и служить поводом для отмены решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мурманского областного суда от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Салях А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 34-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был