Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 34-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Мурманской области от 27 июля 2016 г. N 205/1190 об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области, возложении обязанности зарегистрировать областной список кандидатов в депутаты
по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Мурманской области
на решение Мурманского областного суда от 15 августа 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Избирательной комиссии Мурманской области Дмитриева Д.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области Минтюкова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Мурманской областной Думы от 16 июня 2016 г. N 2952, опубликованным 18 июня 2016 г., на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Мурманской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 27 июля 2016 г. N 205/1190 отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области (далее - областной список кандидатов) в связи с отсутствием среди документов, представленных для регистрации, первого финансового отчёта с необходимыми к нему приложениями.
Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведённого постановления, а также о возложении обязанности зарегистрировать областной список кандидатов в депутаты.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что в силу предписаний пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) избирательное объединение не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации выдвинутого им списка кандидатов, вправе представлять документы, необходимые для регистрации. Первый финансовый отчёт с приложенными к нему документами был представлен в избирательную комиссию 19 июля 2016 г., то есть более чем за один день до заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации областного списка кандидатов.
Решением Мурманского областного суда от 15 августа 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации списка кандидатов, на избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации областного списка кандидатов.
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия Мурманской области просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Относительно доводов административным истцом представлены возражения о законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Законом Мурманской области от 22 июня 2011 г. N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" (далее - Закон Мурманской области) в пункте 1 статьи 19 предусмотрено, что выдвижение областного списка кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов, а также представление документов, необходимых для регистрации областного списка кандидатов, осуществляется в течение 30 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, областных списков кандидатов, могут быть представлены в соответствующую избирательную комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения (пункт 3 этой же статьи) то есть 18 июля 2016 г.
Перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении областного списка кандидатов установлен в статье 23 Закона Мурманской области, пунктом 5 которой предусмотрено, что Избирательная комиссия Мурманской области в течение трёх дней со дня приёма документов, указанных в пунктах 1-3.1 данной статьи, заверяет областной список кандидатов и выдаёт уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию областного списка кандидатов, а также письменное разрешение для открытия специального избирательного счёта (пункт 6).
Регистрация кандидата, списка кандидатов согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных названным Законом и региональным законом.
Статьёй 25 Закона Мурманской области предусмотрено, что для регистрации областного списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения до 18 часов последнего дня срока, установленного пунктом 1 статьи 19 поименованного Закона, представляет в Избирательную комиссию Мурманской области документы, необходимые для регистрации областного списка кандидатов, в том числе первый финансовый отчёт избирательного объединения.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение.
Приведённой норме корреспондируют предписания пункта 2 статьи 27 Закона Мурманской области.
Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждёнными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6 в пункте 4.6 установлена обязанность избирательной комиссии незамедлительно извещать уполномоченного представителя избирательного объединения о выявленных рабочей группой в представленных им документах для уведомления о выдвижении списков кандидатов недостатках, в том числе об отсутствии документов, необходимых для регистрации списка кандидатов.
Если избирательная комиссия не известила избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов документах, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (абзац второй пункта 4.12.2 приведённых выше Методических рекомендаций).
При рассмотрении дела установлено, что избирательным объединением Региональное отделение политический партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Мурманской области документы по выдвижению областного списка кандидатов в депутаты представлены в Избирательную комиссию Мурманской в 9 часов 10 минут 18 июля 2016 г., приём которых окончен в этот же день в 12 часов 45 минут, рассмотрение вопроса о заверении представленного областного списка кандидатов в депутаты назначено избирательной комиссией на 16 часов 15 минут.
Несмотря на то обстоятельство, что срок для представления в избирательную комиссию документов по выдвижению областного списка кандидатов и документов для его регистрации истекал в 18 часов 18 июля 2016 г., Избирательная комиссия Мурманской области приведённые выше правовые предписания не выполнила, заверив постановлением Избирательной комиссии Мурманской области N 201/1169 областной список кандидатов в депутаты, выдав избирательному объединению разрешение на открытие специального избирательного счёта, (открыт ... отделением N ... ПАО Сбербанк России 18 июля 2016 г.) не сообщила незамедлительно уполномоченному представителю избирательного объединения об отсутствии первого финансового отчёта вместе с необходимыми приложениями, которые фактически были представлены самостоятельно избирательным объединением в избирательную комиссию 19 июля 2016 г.
Приведённые нормы и фактические обстоятельства дела подтверждают правильность вывода суда о незаконности обжалуемого постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации областного списка кандидатов и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, не содержащих оснований для отмены судебного акта.
То обстоятельство, что 23 июля 2016 г. Избирательной комиссией Мурманской области в адрес избирательного объединения направлено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем избирательного объединения для выдвижения и регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва, не имеет правового значения и не свидетельствует о законности действий избирательной комиссии, поскольку имело целью исключительно констатацию отсутствия по состоянию на 18 часов 00 минут 18 июля 2016 г. в документах, представленных избирательным объединением, первого финансового отчёта с необходимыми документами, которые уже находились в распоряжении избирательной комиссии.
Действительно, в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня своего заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение.
Между тем, установление в приведённой норме федеральным законодателем предельного срока направления извещения о недостатках в представленных для выдвижения и регистрации документах, не исключает обязанность избирательной комиссии обеспечить реализацию и защиту избирательных прав (пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ), являющейся наиболее значимой функцией избирательных комиссий всех уровней, то есть выполнить предписания пункта 1.1 статьи 38 названного Закона незамедлительно, как это указала ЦИК России в приведённых выше Методических рекомендациях.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мурманского областного суда от 15 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 34-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был