Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2016 г. N 37-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Александрова В.М.
об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 8 августа 2016 года N 133/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14 Александрова В.М. выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", возложении обязанности принять первый финансовый отчет и осуществить регистрацию Александрова В.М. в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14
по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области и апелляционному представлению прокурора Орловской области
на решение Орловского областного суда от 15 августа 2016 года, которым административное исковое заявление Александрова В.М. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснение представителей территориальной избирательной комиссии г. Мценска Гонтарь С.Г. и Рудакова А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление представителей Александрова В.М. - Голятина В.С. и Чистякова Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 17 июня 2016 года N 58/1728-ОС на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 20162021 годов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 19 мая 2016 года N 141/1103-5 на Территориальную избирательную комиссию города Мценска возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов.
Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 8 августа 2016 года N 133/1 Александрову В.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14 на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с непредставлением на регистрацию кандидатом в депутаты первого финансового отчета до истечения срока представления документов.
Александров В.М. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать вышеуказанное решение территориальной избирательной комиссии города Мценска незаконным и отменить его, обязать территориальную избирательную комиссию города Мценска принять его первый финансовый отчет и осуществить его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 17 июля 2016 года N 150/1241-5 заверен список кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов, выдвинутый избирательным объединением "Орловское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатным избирательным округам.
18 июля 2016 года им был представлен в территориальную избирательную комиссию города Мценска пакет документов для уведомления о выдвижении вышеуказанным избирательным объединением кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N 14.
По мнению административного истца, территориальной избирательной комиссией города Мценска при принятии оспариваемого решения об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты нарушены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку он не был своевременно извещен избирательной комиссией об отсутствии среди поданных им документов первого финансового отчета.
Кроме того, полагал, что территориальной избирательной комиссией города Мценска нарушены требования пункта 1 статьи 62 Закона Орловской области от 13 октября 2006 года N 621-ОЗ "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов", поскольку поданные им 18 июля 2016 года документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты областного Совета народных депутатов не были проверены избирательной комиссией в установленный данной нормой 10-дневный срок.
Решением Орловского областного суда от 15 августа 2016 года исковые требования Александрова В.М. удовлетворены частично.
Отменено решение территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 8 августа 2016 года N 133/1 об отказе в регистрации в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14 Александрова В.М., выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
На Территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Александрова В.М., выдвинутого избирательным объединением "Орловское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016-2021 годов по одномандатному избирательному округу N 14.
В остальной части требования Александрова В.М. оставлены без удовлетворения.
Определением Орловского областного суда от 17 августа 2016 года решение суда обращено к немедленному исполнению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, территориальная избирательная комиссия города Мценска обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Александрова В.М.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что суд неверно истолковал положения части 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым кандидат вправе заменить только представленный документ, оформленный с нарушением закона, но не предусмотрено право кандидата представлять отсутствующие документы, необходимые для регистрации, в том числе первый финансовый отчет.
Полагает, что суд не учел положения пунктов 2 и 3 статьи 54 Закона Орловской области от 13 октября 2006 года N 621-ОЗ "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов", которыми предусмотрен срок представления документов, необходимых для регистрации кандидата - не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть до 18 часов 3 августа 2016 года. В указанный срок, который является пресекательным, Александров В.М. не представил первый финансовый отчет.
Считает ошибочным вывод суда о том, что 10-дневный срок для проверки документов избирательной комиссией исчисляется с даты подачи каких-либо документов, представленных кандидатом, тогда как такой срок исчисляется со дня, следующего за днем, являющимся последним для представления документов.
Не соглашается с выводом суда о том, что несвоевременное направление избирательной комиссией извещения об отсутствии первого финансового отчета лишило Александрова В.М. возможности представить недостающий документ, поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность указанных в них сведений, несет сам кандидат.
В апелляционном представлении прокурор Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда по тем же основаниям, которые указаны в апелляционной жалобе административного ответчика.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из пункта 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 1 статьи 62 Закона Орловской области от 13 октября 2006 года N 621-ОЗ (ред. от 06.06.2016) "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов" на соответствующую избирательную комиссию возложена обязанность не позднее чем через десять дней после приема документов, необходимых для регистрации кандидата, проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к верному выводу о том, что в нарушение вышеуказанных норм территориальная избирательная комиссия города Мценска не осуществила проверку соответствия порядка выдвижения кандидата Александрова В.М. требованиям закона в срок, не превышающий 10 дней со дня представления им документов, в течение этого срока не известила административного истца об отсутствии первого финансового отчета среди документов, необходимых для регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, документы для уведомления о выдвижении были представлены Александровым В.М. в территориальную избирательную комиссию г. Мценска 18 июля 2016 года.
При этом в представленных Александровым В.М. документах отсутствовал первый финансовый отчет в нарушение требований пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 статьи 54 Закона Орловской области от 13 октября 2006 года N 621-ОЗ (ред. от 06.06.2016) "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов", о необходимости представления кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, в окружную избирательную комиссию первого финансового отчета.
Извещение об отсутствии вышеуказанного документа было направлено территориальной избирательной комиссией г. Мценска в адрес административного истца только 4 августа 2016 года, что фактически лишило Александрова В.М. возможности представить недостающий для регистрации документ в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 54 Закона Орловской области N 621-ОЗ (не ранее чем за 75 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования по местному времени), который истек 3 августа 2016 года.
Следует согласиться с выводом суда о том, что данное извещение произведено с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 4.12.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 11.06.2014 N 235/1486-6, так как не содержало сведений о том, каким образом кандидат вправе устранить выявленный комиссией недостаток.
Неисполнение территориальной избирательной комиссией указанной обязанности в отношении административного истца повлекло нарушение предусмотренных законодательством гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, в том числе, когда имеет место отсутствие предусмотренных законом документов.
Принимая решение об удовлетворении административного иска Александрова В.М. в части, суд правомерно исходил из того, что избирательной комиссией не были выполнены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об извещении административного истца об отсутствии первого финансового отчета в представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации документах, и обоснованно признал оспариваемое решение, об отказе в регистрации Александрова В.М. в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов, не соответствующим избирательному законодательству.
Требования административного истца о возложении на территориальную избирательную комиссию г. Мценска обязанности принять первый финансовый отчет и осуществить регистрацию Александрова В.М. в качестве кандидата в депутаты, суд правомерно оставил без удовлетворения, поскольку избирательная комиссия может принять такое решение только после получения данного документа, необходимого для регистрации, его проверки и признания соответствующим требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, а обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Орловского областного суда от 15 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии г. Мценска Орловской области и апелляционное представление прокурора Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2016 г. N 37-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был