Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 47-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желенова Е.С. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 1 августа 2016 года N 18/38-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 Желенова Е.С. по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 10 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Желенова Е.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 июня 2016 года N 3907 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Оренбургской области от 3 июня 2016 года N 3/49-6 территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Орска выполняет полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, от 1 августа 2016 года N 18/38-4 Желенову Е.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21.
Желенов Е.С. обратился в областной суд с заявлением об оспаривании названного решения избирательной комиссии, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктами "в" и "г1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 4.1 части 6 статьи 38 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", поскольку им в избирательную комиссию было представлено необходимое количество достоверных подписей избирателей.
Территориальной избирательной комиссией в результате жеребьевки из 2422 представленных им подписей было отобрано 443 подписи избирателей, из которых выявлено 54 недостоверных и недействительных подписи, что составило 12,19% от общего количества подписей, отобранных для проверки, и послужило основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата.
По мнению административного истца, обжалуемое решение об отказе в регистрации не содержит ссылки на конкретную норму Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а часть из выявленных избирательной комиссией подписей признаны недостоверными или недействительными с нарушением требований избирательного законодательства.
Полагает, что избирательной комиссией необоснованно признано недостоверными 18 подписей избирателей на основании справки об исследовании по мотивам несобственноручного заполнения избирателями графы "подпись" и "дата внесения подписи". Указывает, что все подписи выполнены теми гражданами, чьи данные указаны в соответствующих строках подписных листов.
Считает, что подпись избирателя в строке 3 листа 28 папки N 12 необоснованно признана недействительной самой избирательной комиссией ввиду указания лишней цифры в номере паспорта избирателя, в то время как по данному основанию подпись может быть признана недействительной только при наличии справки органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства, либо заключения эксперта.
Не согласен с выводом избирательной комиссии, которой признан недействительным весь подписной лист N 36 в папке N 2, содержащий 4 подписи избирателей, ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в указании даты выдачи паспорта. Полагает, что таких исправлений указанный подписной лист не содержит.
Ссылается также на то, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными 13 подписей избирателей ввиду указания несоответствующих действительности сведений об избирателе на основании справки органа регистрационного учета, которая содержит недостоверные сведения об избирателях, в том числе о месте жительства и паспортных данных.
Кроме того, избирательной комиссией по двум различным основаниям в качестве недействительных признаны 2 подписи (папка N 12 лист 34 строки 4 и 5) в связи с тем, что подпись избирателя выполнена другим лицом и по тому основанию, что заверительная запись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи кандидата.
С учетом указанных им нарушений, полагал, что процент недействительных подписей составил менее 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки, что являлось достаточным для его регистрации в качестве кандидата.
Решением Оренбургского областного суда от 10 августа 2016 года исковые требования Желенова Е.С. удовлетворены.
Признано незаконным решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 1 августа 2016 года N 18/38-4 об отказе Желенову Е.С. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 21. Суд обязал территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Орска Оренбургской области зарегистрировать Желенова Е.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 21.
В апелляционной жалобе территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Орска Оренбургской области просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Желенова Е.С.
Ссылается на то, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлекли принятие незаконного решения.
Полагает, что судом в нарушение части 3 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признано недопустимым представленное административным ответчиком доказательство - Список выявленных несоответствий, послужившим основанием к принятию оспариваемого решения. Указывает, что данный Список прилагался к официальному ответу, направленному в адрес избирательной комиссии за подписью должностного лица государственного органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Заполнение графы "6" данного Списка, в котором указан результат проверки, уполномоченным должностным лицом сомнений также не вызывает.
Кроме того, указанный документ содержит достоверные сведения о персональных данных избирателей, которыми руководствовалась избирательная комиссия, что подтверждается дополнительно представленной информацией об избирателях Отделением по вопросам миграции Отдела полиции N ... межмуниципального Управления внутренних дел РФ "Орское".
Вместе с тем, при наличии у суда сомнений в достоверности представленных доказательств на основании положений части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не оказал сторонам содействие в реализации их прав, не истребовал доказательства по собственной инициативе.
Относительно апелляционной жалобы Желеновым Е.С. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления. Полагает неправомерной ссылку административного ответчика в доводах жалобы на новое доказательство - ответ Отделения по вопросам миграции Отдела полиции N ... межмуниципального Управления внутренних дел РФ "Орское", полученный после вынесения решения суда первой инстанции.
Желенов Е.С., представители территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области и Избирательной комиссии Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в" и "г1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 35 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес местожительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Порядок проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов предусмотрен статьей 37 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
В силу указанной нормы избирательная комиссия Оренбургской области, окружные избирательные комиссии проверяют соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона при выдвижении соответственно каждого областного списка кандидатов, каждого кандидата.
Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, областного списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется Избирательной комиссией Оренбургской области (пункт 8).
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 10).
Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 11).
В силу пункта 12 статьи 37 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" недействительными признаются:
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи (подпункт 3);
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи (подпункт 6);
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт 11);
все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт 14).
В силу пункта 20 статьи 37 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" кандидат, областной список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Согласно подпункта 4.1 пункта 6 статьи 38 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" основанием отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Судом установлено, что избирательной комиссией в результате жеребьевки было отобрано для проверки 443 подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Желенова Е.С. В результате проверки выявлено 54 недостоверных и недействительных подписей, что составило 12,19% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Как усматривается из итогового протокола от 1 августа 2016 года и таблицы кодов нарушений, 18 подписей комиссия признала недостоверными по тем основаниям, что подписи избирателей выполнены другим лицом.
Проверяя доводы административного истца в этой части, суд установил, что выводы избирательной комиссии подтверждаются заключением старшего эксперта Экспертно-криминалистического отдела УМВД России по г. Орску Г. от 1 августа 2016 г. N ... по результатам почерковедческого исследования подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Желенова Е.С.
Также суд пришел к выводу о том, что подпись избирателя в папке N 12 лист 28 строка 3 обоснованно признана недействительной избирательной комиссией ввиду указания лишней цифры в номере паспорта избирателя, так как номер паспорта содержал 7 цифр вместо 6, как предусмотрено пунктом 1 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828.
В отношении признания недействительным подписного листа 36 в папке N 2, содержащего 4 подписи избирателей, ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, суд исходил из того, что подписной лист содержит исправление в указании даты выдачи паспорта такого лица, которое определяется визуально.
Решение суда в этой части не обжалуется и сомнений у судебной коллегии, с учетом установленных судом обстоятельств, не вызывает.
Принимая решение об удовлетворении административного иска Желенова Е.С., суд исходил из того, что решение избирательной комиссии в части признания недостоверными 15 подписей избирателей является незаконным, поэтому количество недействительных подписей составило не - 54, как указано комиссией, а - 39, что составляет 8,8%, то есть менее 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Суд установил, что 13 подписей избирателей были признаны недействительными избирательной комиссией ввиду того, что сведения об избирателе не соответствуют действительности на основании Списка выявленных несоответствий в сведениях об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы кандидата в депутаты Желенова Е.С. (далее по тексту - Список), направленного в избирательную комиссию сопроводительным письмом отделения УФМС России по Оренбургской области в Октябрьском районе в г. Орске.
Признавая названный Список недопустимым доказательством в соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд указал, что он не подписан и не удостоверен уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
Кроме того, доказательств заполнения графы "6" данного Списка, содержащей сведения о выявленных несоответствиях, уполномоченным должностным лицом, суду не представлено.
Суд также исходил из того, что достоверность указанных в Списке несоответствий в сведениях об избирателях вызывает сомнения, так как опровергается представленными административным истцом доказательствами, в частности, копией паспорта избирателя.
Также суд признал обоснованными доводы иска о том, что 2 подписи избирателей (папка N 12 лист 34 строки 4 и 5) исключены дважды по различным основаниям.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Желенова Е.С., содержится менее 10% недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Таким образом, у избирательной комиссии не было правовых оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Желенова Е.С.
При таких обстоятельствах суд на основании подпункта "г1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ правомерно признал незаконным и отменил постановление территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 1 августа 2016 года N 18/38-4 об отказе Желенову Е.С. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 21.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом существенных нарушениях норм процессуального права основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 10 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 47-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был