Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 35-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ларина М.В. на решение Тверского областного суда от 15 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании действий окружной избирательной комиссии Южного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Ларина М.В. - Антоновой М.А. и Неунывалова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Избирательной комиссии Тверской области Арсеньева М.В. и её председателя Дроновой В.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 16 июня 2016 года N 1842-П-5 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва.
6 августа 2016 года окружной избирательной комиссией Южного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва, полномочия которой возложены на территориальную избирательную комиссию Московского района города Твери, издано постановление N 9/230-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6 Ларина М.В.
11 августа 2016 года Ларин М.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий указанной избирательной комиссии, которая 28 июля 2016 года вместо письменного подтверждения о приёме документов, представленных доверенными лицами кандидата Ларина М.В. в указанную избирательную комиссию для регистрации, выдала этим лицам иной документ - "Перечень документов, представленных от доверенных лиц кандидата Ларина М.В. для регистрации", что, по мнению административного истца, не соответствует требованиям законодательства о выборах, так как обязанности представлять документы для регистрации кандидатом лично нет.
Также административный истец утверждал, что указанная избирательная комиссия была не вправе проверять на соответствие протоколу об итогах сбора подписей вместо количества представленных подписных листов количество представленных подписей, а также должна была провести процедуру случайной выборки подписных листов.
Ларин М.В. просил обязать указанную избирательную комиссию принять документы для регистрации его кандидатом с соблюдением установленной законом процедуры.
Решением Тверского областного суда от 15 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ларин М.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Как видно из материалов административного дела и установил суд первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, 28 июля 2016 года доверенные лица кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва Ларина М.В. представили в окружную избирательную комиссию Южного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва для его регистрации уведомление об отсутствии у кандидата счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также иностранных финансовых инструментов; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Представление названных документов в избирательную комиссию кандидатом закреплено пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 1-5 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 указанного Федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Согласно пунктам 1 и 1-5 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, на выборную должность кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 этой же статьи Избирательного кодекса Тверской области при приёме избирательных документов избирательные комиссии выдают кандидату соответствующее подтверждение в письменной форме.
Отказывая в удовлетворении административного иска Ларина М.В., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что возможность представления названных документов не кандидатом лично, а доверенными лицами не предусмотрена. Именно поэтому окружной избирательной комиссией доверенным лицам кандидата Ларина М.В. не был выдан документ, выдача которого предусмотрена кандидату и форма которого предусматривает его личную подпись, а не подписи доверенных лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводами суда первой инстанции о том, что доводы Ларина М.В. в этой части основаны на неверном толковании норм материального права.
Другие доводы административного истца суд первой инстанции обоснованно отклонил в связи с тем, что, исходя из вышеназванного постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Ларина М.В., в его регистрации было отказано, в том числе, и на основании недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 34 Избирательного кодекса Тверской области, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей, то при приёме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем указывают в письменном подтверждении количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей, дату и время их приёма.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области проверке подлежит не менее 50 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку каждого кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией Тверской области. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Как предусмотрено пунктом 2 процедуры проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по одномандатным избирательным округам, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 10 июня 2016 года N 3/36-6, если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом, меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, то случайная выборка не проводится. По данному факту рабочая группа представляет на заседание территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии протокол для принятия решения в соответствии со статьёй 36 Избирательного кодекса Тверской области.
Пунктом 3 постановления Избирательной комиссии Тверской области от 12 мая 2016 года N 176/2268-5 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва по Южному одномандатному избирательному округу N 6, равное 1 677 подписям.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось административным истцом, кандидатом Лариным М.В. для регистрации было представлено 1640 подписей избирателей, что меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Ларина М.В., не имеется, поскольку указанные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 15 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ларина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 35-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был