Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 31-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Свешникова В.В. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Владимирова В.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 5 августа 2016 г. N 16-2 "О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Свешникова В.В.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
На 18 сентября 2016 г. постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 г. N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики своим постановлением от 9 июня 2016 г. N 142/1106-V возложила полномочия окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 на Вурнарскую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК, Комиссия).
Кандидатами в депутаты по указанному одномандатному избирательному округу решениями ТИК от 5 августа 2016 г. N 16-1 и 16-2 зарегистрированы Владимиров В.А. и Свешников В.В., выдвинутые в порядке самовыдвижения.
Владимиров В.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения Комиссии о регистрации Свешникова В.В., сославшись на то, что названным кандидатом допущен ряд нарушений избирательного законодательства, каждое из которых должно было повлечь отказ в регистрации его кандидатом в депутаты, оспариваемое решение принято ОИК с нарушением требований закона.
Верховным Судом Чувашской Республики постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Свешников В.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что не имеется оснований для отмены судебного постановления.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 и 3.1 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Аналогичные нормы закреплены в части 3 статьи 28 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 г. N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" (далее - Закон Чувашской Республики).
В статье 33 Федерального закона и ст. 28 Закона Чувашской Республики, регламентирующих условия выдвижения кандидатов, определено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта и другие необходимые сведения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта, а также иные установленные законом документы.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 37 Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Подписные листы для сбора подписей избирателей выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к данному закону. Форма содержит указание об адресе места жительства кандидата.
В целях применения закона адрес места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 2 этого же закона).
На основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 поименованного закона все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует установленным в упомянутых приложениях требованиям, признаются недействительными.
Такие же правовые предписания и правовые последствия неисполнения закона содержатся в статьях 29.1, 32, 34, 35 Закона Чувашской Республики.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что кандидатом Свешниковым В.В. представлено в Комиссию 1355 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 5 августа 2016 г. количество недостоверных подписей составило 13 подписей, количество достоверных подписей - 1342. Все подписи собраны в подписные листы, форма которых не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к Федеральному закону. Свешниковым В.В. во всех представленных в ТИК подписных листах, равно как и в его заявлении о согласии баллотироваться, после слова "проживающего" указано: "... Республика, ... район, посёлок ...".
Согласно сведениям в его паспорте поименованный кандидат зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. ... шоссе, д. ..., а по адресу: ..., район ..., пгт. ..., имеет временную регистрацию по месту пребывания.
Установленное нарушение влечёт в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктом 9 части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом в избирательную комиссию подписных листах.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является предусмотренным подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, а также пунктом 5 части 10 статьи 35 Закона Чувашской Республики основанием для отказа в регистрации кандидата.
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (пункт 3.1 статьи 33 Федерального закона).
Формы и порядок заполнения поименованных документов утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 (в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 N 878). Пунктом 3 Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по утверждённым формам, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Как установлено судом, с нарушением приведённых требований оформлены представленные кандидатом Свешниковым В.В. в ТИК перечисленные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона сведения.
В справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации не заполнен раздел 4 "Обязательства имущественного характера" и не проставлена запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок в соответствующих графах справок.
Также не содержит необходимых сведений графа "Наименование имущества" раздела 2 в представленных Свешниковым В.В. в Комиссию справках о своих расходах, а также о расходах супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка. Запись об отсутствии указанного имущества не проставлена как в справке кандидата, так и в справке его супруги. Также в справке на имя кандидата в разделе "Адрес регистрации (места жительства)" указан адрес его места пребывания в Чувашской Республике, а не места жительства в г. Москве.
В связи с этим имело место на день, предшествовавший дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона и Закона Чувашской Республики.
Указанное обстоятельство предусмотрено подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, а также пунктом 3.1 части 10 статьи 35 Закона Чувашской Республики в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
Незаконная регистрация Свешникова В.В. нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный статьями 5 и 39 Федерального закона, статьёй 36 Закона Чувашской Республики, поскольку регистрация кандидатов, не выполнивших требования закона, установленные в равной степени для всех кандидатов, создаёт преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 этого закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
При таком положении вывод суда о том, что ТИК не имела законных оснований для регистрации Свешникова В.В. кандидатом в депутаты, является правильным, а решение суда об удовлетворении административного искового заявления Владимирова В.А. - законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Ссылки Свешникова В.В. на то, что поскольку он не был уведомлен Комиссией об имеющихся нарушениях в оформлении представленных им документов, то допущенные нарушения не могут служить основанием для отмены решения ТИК о его регистрации, основаны на неверном толковании норм материального права.
Кандидат вправе сам вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства, в том числе к их оформлению (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона, часть 1.1 статьи 35 Закона Чувашской Республики).
В связи с этим Свешников В.В. имел право и возможность внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём (за исключением подписных листов), представленные в ТИК, однако таким правом не воспользовался.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, в том числе и тех, ссылки на которые приведены в апелляционной жалобе. Суд был вправе рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещённого о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, и это процессуальных прав административного ответчика Свешникова В.В. не нарушает.
Иные доводы жалобы не имеют правового значения для разрешения данного спора и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Свешникова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 31-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был