Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузина С.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Кузина С.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 10 Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 года N 64 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Кузина С.В.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии N 10 Санкт-Петербурга Карасева Д.Ю., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года N 149-2 утверждён перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года N 149-3 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии.
Решением территориальной избирательной комиссии N 10 от 11 августа 2016 года N 64 Кузину С.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 по тем основаниям, что количество недействительных подписей избирателей превышает 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Полагая указанное решение незаконным, Кузин С.В. обратился в суд с требованием об отмене решения и возложении на территориальную избирательную комиссию N 10 обязанности его зарегистрировать.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2016 года Кузину С.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда первой инстанции о законности решения территориальной избирательной комиссии N 10 от 11 августа 2016 года N 64 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Кузина С.В." соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В силу подпункта "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Как следует из материалов дела, территориальной избирательной комиссией для проверки отобрано 1 093 из 4 548 подписей избирателей, представленных Кузиным С.В., из которых 353 подписи (или 32,3%) признаны недостоверными и (или) недействительными.
Судом подтверждена недействительность более 10% подписей избирателей, отобранных для проверки.
В частности, суд правомерно согласился с признанием 40 подписей избирателей недействительными на основании представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Кузина С.В., которая подготовлена органом, осуществляющим регистрацию граждан и располагающим необходимыми для проведения проверки сведениями, оформлена на бланке ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, имеет исходящие реквизиты, подписана уполномоченным лицом, каждый лист имеет фамилию, инициалы и подпись проверяющего.
Согласно пункту 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
Пунктом "в" части 1 статьи 39 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" закреплено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 46 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей избирателей), нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц. При этом сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, включают в себя перечень сведений, предусмотренный пунктом 4 статьи 38 Закона Санкт-Петербурга. В частности, каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату её внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату её внесения.
В этой связи не имеется оснований не согласиться с признанием территориальной избирательной комиссией недействительными дополнительно 196 подписей избирателей, поскольку 30 подписных листов заверены сборщиками, в отношении которых не представлены нотариально удостоверенные сведения, а также 38 подписей - в связи с отсутствием нотариально заверенной подписи сборщика.
Довод административного истца о том, что федеральным законодателем на кандидата не возложена обязанность по представлению в комиссию нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей, основана на ошибочном толковании положений приведённого законодательства.
Проверяя обоснованность признания Территориальной избирательной комиссией N 10 недействительными 102 подписей избирателей в связи с неполными данными о месте жительства сборщика подписей, указанными в нотариально удостоверенном списке, а также ввиду отсутствия нотариально заверенной подписи сборщика, суд, признав факт отсутствия номера квартиры сборщика Дворецкой И.Н. в нотариально заверенных сведениях технической ошибкой, допущенной нотариусом, справедливо исключил 64 подписи избирателей из перечня признанных недостоверными.
В то же время, поскольку общее число недостоверных (недействительных) подписей превысило 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки и составило 289 единиц из 1093 проверенных (или 26,44%), суд пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований к отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 10 Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 года N 64 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Кузина С.В.".
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузина С.В. без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был