Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 71-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ишутина Д.В. на решение Калининградского областного суда от 22 августа 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ишутина Д.В. о признании незаконным и отмене решения Неманской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 16 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) от 11 августа 2016 года N 15/83-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Ишутина Д.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Ишутина Д.В., его представителя Ужгиной Т.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Калининградской областной Думы от 16 июня 2016 года N 182 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва.
Решением Неманской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 16 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва (далее - ОИК N 16) от 11 августа 2016 года N 15/83-4 Ишутину Д.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 в порядке самовыдвижения.
Отказ мотивирован тем, что 182 подписи избирателей признаны недействительными, поскольку данные об избирателе внесены не собственноручно избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, а третьим лицом.
Ишутин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене данного решения ОИК N 10, настаивая на том, что избирательное законодательство не запрещает внесение данных об избирателях и удостоверение подписного листа двумя сборщиками подписей, что было сделано в его случае; сбор подписей избирателей в его поддержку осуществлялся одновременно двумя лицами, включёнными в нотариально заверенный список сборщиков.
Решением Калининградского областного суда от 22 августа 2016 года Ишутину Д.В. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционный жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Выводы суда первой инстанции об обоснованности решения Неманской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Ишутина Д.В. кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Согласно пункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу подпункта "л" пункта 6.4 статьи 38 названного федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесённых в этот подписной лист.
Из материалов дела усматривается, что кандидату в депутаты Калининградской областной думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 для регистрации в порядке самовыдвижения необходимо представить 1083 подписей избирателя.
Кандидатом в депутаты Ишутиным Д.В. 3 августа 2016 года в ОИК N 16 представлено 173 подписных листа, содержащих 1191 подпись избирателей, скреплённых в 6 папок.
Проверке подлежали не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Итоговым протоколом рабочей группы от 8 августа 2016 года по результатам проверки 217 подписей избирателей (20% от необходимого для регистрации кандидата количества) 196 подписей (90%) признаны недействительными.
В оспариваемом решении об отказе в регистрации Ишутина Д.В. в качестве кандидата в депутаты указано, что признаны недействительными 182 подписи избирателей (83,8% от общего количества подписей, отобранных для проверки).
Недействительность подписей избирателей, исходя из явного различия почерков лиц, внёсших данные об избирателях в подписные листы и почерков лиц, удостоверивших подписные листы, подтверждается заключением эксперта-почерковеда экспертно-криминалистической группы МО МВД России "Неманский" Б. привлечённого к проверке подписей.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследовано заключение эксперта и отобранные избирательной комиссией для проверки подписные листы, и установлено, что количество недействительных подписей избирателей составляет 168, или 77,4% от общего количества проверенных подписей.
Отклоняя доводы административного истца, суд обоснованно, руководствуясь пунктами 11 и 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которых внесение данных об избирателях одним лицом, в том числе включённым в нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей, с последующим удостоверением подписного листа иным лицом, также включённым в список сборщиков подписей, не допускается, посчитал законным решение ОИК N 16 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ишутина Д.В. в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, по мотиву того, что данные об избирателе внесены не собственноручно избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, а третьим лицом.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного постановления, поскольку все они судом первой инстанции проверялись, им дана надлежащая судебная оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что нашло обстоятельное отражение в судебном решении.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Калининградского областного суда от 22 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ишутина Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 71-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был